Батарея просит заряда

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ условия техники оказывают непосредственное влияние на срок службы аккумулятора. В зимний период эта ситуация усугубляется работой дополнительных потребителей энергии: габаритных огней, фар, стоп-сигналов, указателей поворота, обогревов и отопления. Поэтому использование и хранение его в холодное время года представляет особую заботу.

Как правильно эксплуатировать и хранить аккумуляторы в зимнее время

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ условия техники оказывают непосредственное влияние на срок службы аккумулятора. В зимний период эта ситуация усугубляется работой дополнительных потребителей энергии: габаритных огней, фар, стоп-сигналов, указателей поворота, обогревов и отопления. Поэтому использование и хранение его в холодное время года представляет особую заботу.

В любое время года необходимо постоянно проверять уровень и плотность электролита, правильность натяжения ремня генератора, а также чистоту и надежность крепления электрических соединений аккумулятора. Плотность электролита доводится до требуемой нормы посредством заряда аккумулятора.

У полностью заряженной батареи плотность электролита — 1,28±0,01 г/см3. По мере разряда она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50 проц. У полностью разряженной батареи плотность электролита — 1,10±0,01 г/см3.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денсиметрами для измерения плотности различных жидкостей. Универсальный ареометр показан на рисунке. При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к плюс 25 град. Для этого к показаниям денсиметра надо прибавить или отнять поправку, указанную в инструкции к ареометру.

Если плотность электролита аккумулятора намного ниже нормы, то его нужно немедленно ставить на зарядку.

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи.

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А·ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство. Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1—2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда. Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1—2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3—16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Степень заряженности аккумулятора при постоянстве напряжения напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75—85 проц., при напряжении 15 В — на 85—90 проц., а при напряжении 16 В — на 95—97 проц. Полностью зарядить батарею в течение 20—24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3—16,4 В.

Никогда нельзя повышать плотность электролита при помощи добавления концентрированной кислоты. Это не только не приведет к желаемому результату, но и вконец может испортить ваш аккумулятор.

Для эффективной работы аккумулятора в холодное время года необходимо как следует утеплить его и моторный отсек теплоизоляционным материалом. Нужно время от времени подзаряжать аккумулятор. Полезным будет при прогреве двигателя при заведенном моторе некоторое время не включать отопление, фары и прочие дополнительные источники потребления энергии.

На длительное хранение аккумулятор ставится следующим образом.

Для того чтобы снять с автомобиля залитый электролитом аккумулятор, отключите сначала минусовую клемму, а затем плюсовую. Такая последовательность очень важна, иначе можно получить короткое замыкание. Важно помнить, что во время хранения аккумулятора противопоказано сливать электролит, иначе это грозит его выходом из строя.

Необходимо проверить уровень электролита, его плотность, замерить напряжение. При низком уровне доливают дистиллированную воду, электролит добавляется в том случае, когда точно известно, что произошло его выплескивание. Низкое напряжение повышается зарядкой, при этом выравнивается и плотность. Хранить аккумуляторные батареи можно как при отрицательной температуре, так и при комнатной. В процессе хранения аккумулятор периодически следует заряжать. При комнатной температуре зарядка производится чаще, чем при хранении на холоде.

Способ хранения аккумулятора, особенно в зимний период, зависит от его состояния: сухозаряженного или залитого электролитом. Если ваш аккумулятор сухозаряженный, то самое главное — место его хранения. Помещение должно быть сухим и хорошо проветриваемым. Однако солнечный свет не должен падать на корпус аккумулятора, так как он может испортить пластиковое покрытие. Перед тем как отправить аккумулятор на хранение, убедитесь, что он герметичен. Также проверьте затяжку пробок на банках. На аккумуляторе не должно быть никаких повреждений. Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке будет значительно ниже (на 0,10—0,15 г/см3), чем в остальных ячейках.

Полностью заряженные необслуживаемые батареи можно хранить до одного года. При этом в зависимости от их исполнения (сплав решеток, чистота электролита, вид сепараторов) и степени износа, а также температуры окружающей среды, саморазряд после года хранения может составить 25—60 проц. Минимальный саморазряд характерен для батарей с токоотводами из свинцово-кальциевых сплавов при температуре в хранилище не выше 0 град. Средний саморазряд при реальных условиях хранения в отапливаемом помещении составляет 25—50 проц. за год в зависимости от исполнения батареи.

Общие правила хранения и эксплуатации аккумуляторов:

1. Батарею необходимо хранить и эксплуатировать в заряженном состоянии. Кислотные аккумуляторы не любят разряда.

2. Чистота — залог здоровья! Это справедливо и для батарей. Протирать батарею следует мыльной водой или содовым раствором для нейтрализации паров и подтеков электролита. Смажьте клеммы трансмиссионным маслом, солидолом, литолом или иным похожим маслом.

3. Напряжение, выдаваемое генератором, должно находиться в пределах 13,9—14,4 В (при 1500 об./мин.). Если напряжение ниже — проверьте натяжение ремня генератора и отрегулируйте его. Если это не помогло или натяжение в норме — проверьте исправность генератора и регулятора напряжения.

После этого аккумулятор готов к длительному хранению, но, тем не менее, не реже 1 раза в месяц проверяйте степень заряженности батареи и при необходимости подзаряжайте ее. Еще одно важное замечание при хранении аккумуляторной батареи — не храните ее возле гигроскопичных материалов (брезента, тряпок, поролона и т.п.), так как пары кислоты вызывают их разрушение.

Александр КЛОЧКОВ,

доктор технических наук, профессор УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter