Аттестация персонала в строительстве допускает к работе в отрасли только квалифицированных специалистов

Аттестат зрелости для строителя

В номере «СБ» за 4 февраля была опубликована статья архитектора, лауреата Государственной премии Л.Зданевича «Мины замедленного действия», в которой автор поднимал острые проблемы проектно-строительного комплекса страны. Тема получила продолжение. В редакцию пришло письмо:

«Министерство архитектуры и строительства благодарит редакцию газеты «Советская Белоруссия», а также автора материала «Мины замедленного действия» Л.Зданевича за высказанное мнение и предоставляет информацию по поднятой в публикации проблеме. 

Сегодня вопросы обеспечения качества в строительстве являются приоритетом и одним из основных направлений деятельности Минстройархитектуры и государства в целом.

Лицензирование строительной деятельности было отменено Указом Президента с 1 января 2011 года. После его отмены в 2011 году на территории нашей страны сложилась ситуация, когда проектировать и строить здания и сооружения могли любые организации, не только не обладающие персоналом с соответствующим образованием и квалификацией, но зачастую даже не имеющие проектного опыта, являющиеся, по сути, фирмами–однодневками. Результаты их деятельности до сегодняшнего дня доходят до нас в негативных сюжетах национальных телеканалов о долгостроях.


Дмитрий Семенкевич. Фото Александра Стадуба.

Процедуры допуска к осуществлению деятельности в области строительства действуют в Беларуси на протяжении длительного времени. Например, процедура аттестации руководителей и специалистов осуществляется с 2003 года. Стоит отметить, что на постсоветском пространстве проводить аттестацию персонала стали в разное время: в России — с 2011 года, в Казахстане — с 2012–го. То есть почти десятилетие спустя после введения аттестации в Беларуси наши соседи оценили значимость и важность персональной ответственности руководителей и специалистов за результаты своей деятельности.

Все проводимые процедуры понятны. На сайтах уполномоченных организаций представлена исчерпывающая информация по каждой из них, проводятся консультации заявителей. Для удобства также проводится электронная регистрация, посредством которой организации дается возможность самостоятельно выбрать дату и время подачи документов.

С учетом нынешней организации работы с заявителями по принципу «одного окна» и применения автоматизированных систем управления данными проблем с получением разрешительных документов практически не возникает у тех, кто является не случайным участником строительной деятельности.

Что касается проведения аттестации персонала, то нельзя не отметить, что целью любой отрасли является формирование профессионального сообщества, состоящего из квалифицированных специалистов, мастеров своего дела. Именно поэтому Минстройархитектуры на протяжении многих лет планомерно шло к тому, чтобы в строительстве и проектировании работали люди, которые осознанно пришли к этому, специалисты, получившие профессиональное образование.

Считаем, что именно благодаря такому контролю со стороны государства, общественных организаций в Беларуси случаев обрушений и строительных аварий в разы меньше, чем в соседних странах и в дальнем зарубежье.

В настоящее время около 98 процентов специалистов строительной отрасли, которые подлежат профессиональной аттестации, получили квалификационные аттестаты.

Допуском к аттестации является повышение квалификации руководителей и специалистов. Данный принцип уже давно существует и на постсоветском пространстве. В европейских странах и странах Америки практикуется непрерывное обучение специалистов, планомерное на протяжении всей трудовой деятельности. Сегодня и в нашей стране законодательно установлена обязательность прохождения процедуры повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.


Фото Александра КУЛЕВСКОГО

В публикации поднимался вопрос получения квалификационного аттестата ГИП и ГАП.

Хотелось бы отметить, что не совсем корректно само определение автора в отношении аттестуемых специалистов, имеющих за спиной высшее профессиональное образование и стаж работы в проектировании не менее пяти лет, — «девочки» или «мальчики».

В материале автор озвучивает информацию об аттестованных специалистах, которая была характерна для строительной отрасли времен проведения лицензирования, то есть до 2010 года, когда действительно существовала проблема «миграции» специалистов по организациям.

Естественно, данная проблема была учтена при введении процедуры аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В первую очередь было разработано программное обеспечение, которое позволяет отслеживать профессиональную жизнь специалиста, смену его мест работы. И в случае если из организации уходит специалист, квалификационный аттестат которого предоставлялся как доказательство компетентности организации в выполнении работ, предоставлении услуг по конкретному виду деятельности, то, соответственно, уполномоченная на проведение аттестации субъектов хозяйствования организация запрашивает информацию, подтверждающую наличие компетентного квалификационного состава.

Сегодня законодательные требования устанавливают необходимость наличия в штате организации хотя бы одного аттестованного специалиста по каждому из направлений деятельности организации. И если говорить о качестве проектирования, то для стабильной работы проектной организации необходима структура, каждый участник которой несет ответственность за свое направление. А с «преимуществами» работы с главными специалистами по «удаленке» не понаслышке знаком каждый ГИП и ГАП.

Стоит сказать, что в процедуре аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сегодня во главу угла ставится профессиональный опыт работы как самих специалистов, так и организаций. Все именитые творческие мастерские, возглавляемые уважаемыми архитекторами и инженерами, получили аттестаты соответствия и продолжают создавать объекты, являющиеся достоянием Беларуси.

Одним из квалификационных критериев является наличие опыта выполнения работ, услуг на объектах соответствующего класса сложности. Причем это было требование профессиональных сообществ на стадии общественного обсуждения проекта, таких как союз архитекторов и союз строителей, чтобы обеспечить допуск к работам только компетентным и опытным участникам строительной деятельности.

О том, что качество проектирования все же вышло на новый уровень, свидетельствует и следующее: на сегодня практически в два раза сократился удельный показатель отрицательных заключений Главгосэкспертизы по проектной документации.

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что в настоящее время мировые тенденции диктуют определенные условия функционирования и развития строительной отрасли. Это стало очевидным из опыта участия белорусских организаций в строительных проектах, реализуемых как на территории самой Беларуси, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Немаловажен и следующий факт. Беларусь находится на пути становления единого рынка строительных работ и услуг стран — участниц Таможенного союза. Совместно с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией наша страна разрабатывает и согласует единые документы для возможности беспрепятственной работы на территориях этих государств. Любые излишние процедуры, не предусмотренные в законодательствах государств Таможенного союза, не нашли бы поддержку при реализации совместных мероприятий по созданию единого рынка.

В настоящее время квалификационные требования по допуску к строительной деятельности в Беларуси, России и Казахстане не имеют принципиальных различий. Также необходимо наличие квалифицированного аттестованного персонала, опыта при работе на ответственных объектах, наличие материально–технической базы, средств контроля и измерений, систем управления качеством работ и др.

Сегодня главная цель Минстройархитектуры — качество и надежность в строительстве. Министерство архитектуры и строительства готово рассмотреть и обсудить конкретные предложения автора по проблемным вопросам.

ЦИФРЫ

В настоящее время прошли процедуру аттестации и имеют аттестаты соответствия первой категории на выполнение функций генерального проектировщика около 130 организаций, в том числе более 100 организаций — негосударственной формы собственности. На разработку разделов проектной документации для объектов строительства первого — четвертого классов сложности — 190 организаций, в том числе 160 — негосударственной формы собственности.

Дмитрий СЕМЕНКЕВИЧ, заместитель министра архитектуры и строительства».

Советская Белоруссия № 57 (24939). Вторник, 29 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter