Источник: Знамя юности
Знамя юности

Анна Тараторкина: безумно гордилась папой с той самой минуты, как себя помню

Скоро на ТВ стартует новый сезон детективного сериала «Котейка», где главную женскую роль сыграла Анна Тараторкина. О том, каково ей было играть женскую версию доктора Хауса, а также о главных жизненных уроках своего легендарного отца Георгия Тараторкина Анна рассказала «Знаменке».


– Чем вам сегодня вспоминаются съемки в «Котейке», успело что-то произойти памятного и необычного?

– Эти съемки, вероятно, надолго останутся в моей памяти, так как уже в самом начале случился форс-мажор – я заболела ковидом, а съемки, которые должны были уложиться в июнь, растянулись на три с половиной месяца. Я лежала в больнице, группе пришлось ждать моего выздоровления полтора месяца, поэтому все снимали в сумасшедшем графике. Так что со своей героиней я прожила довольно непростой период. 

– До вас роль Катерины играла Мария Машкова. Были ли какие-то опасения, сложно ли вообще входить в киноисто­рию после другого актера?

– Для меня это было не­обычно, таких прецедентов в моей творческой биографии раньше не случалось. Это непросто, но во мне это рождало дополнительный интерес и в какой-то степени даже азарт. После того как мне поступило предложение сыграть Катерину, естественно, я посмотрела первую часть. Мы с Машей очень разные, но мне было важно продолжить в первых двух сериях ту смысловую линию, которую она воплотила. Дальше я уже старалась привносить что-то свое, исходя из того, как понимаю и чувствую эту героиню. 

– Ваша героиня ветеринар, с острым умом и завидной наблюдательностью, помогает полиции в расследовании преступлений. Тут вы с ней похожи – обладаете хорошей интуицией, любите разгадывать сложные задачи?

– Да, и первое, и второе. Я очень любознательная, мне многое интересно, всегда азарт­но изучаю все новое, и еще я очень дотошная – это качество роднит нас с Кате­риной. У меня хорошая ин­туиция. Однако часто бывало так: интуиция говорила мне одно, а я, разложив ситуацию по полочкам, решала поступить не так, как чувствую. И в итоге оказывалось, что нужно было прислушаться к себе. И потом Катерина все-таки не Шерлок Холмс. Мне кажется, самой близкой аналогией, если абстрагироваться от пола, будет доктор Хаус.

На съемочной площадке детективного сериала «Котейка»

– Представим, что сын Никита решил вас обхитрить и сказал неправду. Сможете это почувствовать? 

– Я вижу его насквозь, как рентген, тут ему не повезло! 

– Ваша героиня Катя любит животных и потому стала ветеринаром. А вы каких животных любите и есть ли у вас домашние питомцы?

– Я люблю животных, но в фильме «Котейка» очень сложно давались сцены, где, хоть и в перчатках, приходилось брать в руки экзотических лягушек. По сюжету этим­и ядовитыми лягушками отравили коллекционера, и мне нужно было с ними взаимо­действовать в кадре. 

У меня есть прекрасные воспоминания о персидском коте Микки, который жил с нами в моем детстве. Это был кот невероятной красоты, с шикарной родословной, с которого мы просто пылинки сдували, но он вел себя просто ужасно. На даче неделями уходил в загулы... Это был кот-катастрофа – он падал в керосин, бензин, выпадал из окон, травился, умел открывать форточки, но тем не менее я его очень любила. Пять лет назад мы с Никитой подобрали на улице несчастного запуганного щенка-подростка дворянских кровей, назвали Гердой. Вообще, я закоренелый кошатник и с удовольствием завела бы кошку, но Герда точно не потерпит такой конкуренции. У нее в роду точно были охотничьи породы: Герда постоянно охотится на мышей, кротов, пробивает снежные насты зимой. 

– А много хомячков, кошечек, собачек вы в детстве выпросили у родителей?

– Только одного Микки, после него у всех нас пропало желание заводить кого-либо, потому что от этого кота мы получили по полной, и с возрастом его характер стано­вился все несноснее. Он аб­солютно никому не давал житья, но особым объектом преследования выбрал моего брата Филиппа, определив его как самого слабохарактерного, который никак ему не отве­тит. Каждый день в пять утра Микки «пел», как Паваротти, под дверью его комнаты, Филипп выходил, кот прям­о у него на глазах делал лужу на полу и бежал прятаться. Когда жизнь семьи превратилась из-за кота в ад, мы были вынуждены его отдать. Но он попал в прекрасные руки, женщина, которая его взяла, настолько его обожала, что даже развелась из-за него с мужем. Представляете масштаб бедствия? Микки и в новом доме продолжил свои выступления, но ему там позволялось все, даже точить когти об антикварное кресло, на котором чуть ли не Распутин сидел долгие годы.

– Актерские дети в большинстве своем растут очень самостоятельными, ведь их родители не так часто бывают дома. Какие у вас остались воспоминания о детстве?

– У меня было совершенно удивительное детство, наполненное безграничной любовью, ощущением собственной уникальности, чувством защищенности, свободы и невероятной значимости. Не могу сказать, что мы с братом были предоставлены сами себе в плане учебы. В начальной школе родители, конечно, нам помогали. Помню, что я уже с первого класса была так безнадежна в математике, что, делая со мной домашние задания, папа сидел с обреченным видом, пытаясь объяснить мне, почему дважды два будет четыре. А мама смеялась: «Юра, когда ты делаешь с Аней математику, у тебя такое лицо, как будто ты выходишь на поклон после самого тяжелого спектакля». Потом уже и я, и Филипп учились самостоя­тельно, никто над нами не стоял, за оценки не ругал, но как-то негласно мы понимали, что учиться нужно. Я вообще не помню, чтобы роди­тели вели с нами на­зидательные беседы на тему того, что такое хорошо и что такое плохо, или устраивали разбор полетов. У нас не было страха, что за плохую оценку дома могу­т отругать или наказать. У меня были двойки по математике, химии, но родители над этим только смеялись. Ника­кой катастрофы из этого не делали, понимали, что я гума­нитарий. Мне прекрасно давались языки, я писала отличные сочинения, и мама мечтала, чтобы я поступила учиться в иняз или на филолога. 

– Неужели вы ни разу не чувствовали, что вам не хватает родительского внимания? Большинство актерских детей об этом с грустью вспоминают. 

– Нет, у меня никогда не было в детстве чувства, что мне не хватает общения с родителями. Мы с братом видели, как мама с папой живут, как общаются между собой, как относятся к своему делу, как заботятся друг о друге, все это впитывали, осознавали и, как я сейчас понимаю, это был лучший пример для нас. В прошлом году мы готовили выставку, посвященную 75-летию папы, погружались в его творческую биографию, даже что-то новое узнавали. И я в очередной раз поражалась, как при такой тотальной занятости, когда у него практически каждый день был спектакль, когда он снимался в таком количестве фильмов, у нас с Филиппом было ощущение, что папа всегда был с нами рядом. Все то время, когд­а он был дома, он пол­нос­тью уделял нам. Это и мамы касается, которая в то время играла в «Современнике», езди­ла на всевозможные съезды и конференции по лини­и Союза писателей, писала повести, очерки, сценарии.

С папой Георгием Тараторкиным и мамой Екатериной Марковой

– С какого возраста вы стали понимать, что ваш папа – известный и любимый народом артист? Давало ли вам это какие-то преимущества в детстве – в садике, потом в школе? 

– С ощущением папиной исключительности я росла. Безумно гордилась им с той самой минуты, как себя помню. Мне было страшно приятно, когда на него оглядывались на улице, когда подходили и просили автографы. Папа всегда провожал и встречал меня из школы, до тех пор, пока я не стала самостоятельной, и он ни разу, ни на одну минуту не опоздал. Это было так здорово! Помню, иногда нас отпускали минут на 5–10 раньше, я выбегала, а папа уже стоял, ждал меня. Наверное, благодаря царившей в семье атмосфере, я никогда не кичилась тем, какие у меня родители. 

– Какие воспоминания остались о съемках с папой в экранизации Василия Панина «Исчадье ада», когда вам было девять лет? Это был единственный ваш актерский опыт в детстве?

– Да. Папа с мамой всегда старались оградить нас с братом от изнанки актерской профессии. Я не помню никаких разговоров о работе в нашем присутствии. Тем самым родители избегали предопределенности, которая бывает во многих актерских семьях, когда детей с пеленок возят с собой на съемки и репетиции, и они не представляют другой жизни. Нам же с Филиппом подарили право выбора. Помню, в Театре имени Моссовета шел спектакль «Пчелка». Мне было четыре года, и я попросила папу сводить меня на этот спектакль. Но сначала папа сам пошел и посмотрел постановку, чтобы удостовериться, что меня стоит на нее вести. Именно после этого спектакля я впервые почувствовала, что можно плакать и грустить не из-за того, что ты разбила коленку, а потому что плохо и больно другому человеку. Это очень сильное мое детское воспоминание, связанное с театром и актерской профессией, и именно с этого момента мне захотелось в этом всем участвовать. Однажды мама сказала, что девочка, которая играла в этом спектакле пятиминутную сценку, изображая главную героиню в детстве, уже выросла и не могла больше играть эту роль. Я, конечно, загорелась желанием заменить ее, но папа очень жестко сказал: «Нет!», что было совершенно ему не свойственно. А потом, спустя несколько лет, снимаясь в фильме «Исчадье ада», папа вдруг спросил меня, не хотела бы я сняться в эпизоде. Я очень удивилась и сказала: «Конечно!» Признаюсь, сами съемки какого-то восторга и большого интереса во мне не вызвали, ничего особо запоминающегося там не случилось. Мне сказали: «Ты пробежишь, посмотришь на папу, он тебе что-то скажет, ты ему ответишь и убежишь обратно». Мы все это отрепетировали, началась съемка, я подбегаю к папе, поднимаю на него глаза и дальше спотыкаюсь от того, что это… не мой папа! Это был самый яркий момент во всей этой истории. И уже спустя время, в более сознательном возрасте, я смогла сформулировать, что же меня тогда потрясло – на меня смотрели глаза совершенно незнакомого человека. И, видимо, в тот самый момент во мне гвоздем засел вопрос: как же такое возможно? Но опять же, желание попробовать себя в профессии возникло не потому, что мои родители артисты, а родилось как-то изнутри. Родители всегда были уверены, что я свяжу свое будущее с какими-то гуманитарными науками, но буквально в выпускном классе у меня возникла непреодолимая тяга к актерской профессии. И я поняла, что если не попробую, то потом буду жалеть. 

– Родители поддержали вас в этом желании?

– Мама сказала: «Аня, а почему ты думаешь, что ты вообще куда-то поступишь? Это лотерея, могут заметить, а могут и не заметить, просто не успеют в тебе что-то раз­глядеть». Я же в тот момент была полна максимализма, испы­тывала какой-то нечело­веческий драйв и азарт, мне безумн­о нравился сам процесс поступления. 

– Родители помогали готовиться?

– Да вы что! Они меня умоля­ли прочитать им хоть строчку, когда я стала везде проходить на конкурс и мне говорили: «Мы тебя берем, приноси документы и никуда больше не ходи». Но я была неумо­лима к родительским просьбам и изо всех сил отстаивала право на самостоятельность своего пути. Степень мое­го максимализма зашкаливала: я решила, что если везде дойду до конкурса и поступлю, то буду иметь право пробовать себя в профессии. А если нет, то других попыток не будет. И я действительно везде дошла до конкурса. Родители отреагировали на это без восторга, я бы сказала, нейтрально, просто приняли к сведению. Папа вообще всегда был очень осторожен в каких-либо оценках и высказываниях, боялся, что сказанное им может оказать какое-то давление на нас с Филиппом, сбить с собственного пути. Нотации и наставления – это не про папу, да и вообще не про нашу семью. Но главное жизненное правило папы всегда со мной: быть, а не казаться. По профессии я начала с папой как-то междометийно общаться только к концу четвертого курса, а он, видимо, ждал того момента, когда я дозрею, чтобы вести с ним диалог. Для него было очень важно, чтобы инициатором была я, и вот тогда он отзывался с невероятной готовностью. 

– А вы сами хотите, чтобы ваш сын стал продолжателем актерской династии Тараторкиных? 

– Честно говоря, я об этом не задумываюсь. У Никиты, безусловно, есть способности, что, наверное, неудивительно, его и учить особо не надо, он сам кого хочешь научит.  Никита очень артистичный, музыкальный, но мне бы не хотелось, чтобы он связал свою жизнь именно с этой профессией. Хотя я всегда поддержу абсолютно любой его выбор.

С сыном Никитой

– Расскажите, какая вы мама, ваши главные принципы воспитания?

– Мне кажется, самое главное – любовь и терпение. Еще часто вспоминаю фразу, когда-то мимоходом оброненную папой: «Нужно уметь соответствовать ребенку»… Никита с трех лет занимается плаванием, уже почти год верховой ездой, ему это очень нравится. Также занимается музыкой, с пяти лет изучает английский с нашим другом-англичанином. Никита очень хваткий и быстро всему учится. Сейчас он в четвертом классе, отличник, хоть математику, как и я, не любит. И еще мы его в шутку назы­ваем гением социальной адаптации, потому что Никита общи­тельный товарищ (и я такой же была в детстве), он легко может остановить на улице человека, разговорить его, узнать, как зовут его детей и внуков, есть ли у него домашние питомцы. Часто была свидетелем того, как он находил ключик к сердцам даже самых угрюмых людей и переводил их на позитивную волну. 

– Имея столько лет перед глазами пример идеального мужчины и отца, сложно, наверное, найти вторую половину, такого спутника жизни, который бы ему соответствовал?

– Я с детства осознавала папину уникальность и избранность и никаких иллюзий на этот счет не питала. Поэтому никогда и не старалась найти кого-то похожего, хотя бы отдаленно, так как это была бы совершенно неосуществимая задача. Для меня важно, чтобы человек был порядочным и находился со мной на одной волне.

АННА ТАРАТОРКИНА

Родилась: 8 октября 1982 года в Москве в семье актера Георгия Тараторкина и актрисы и писательницы Екатерины Марковой 

Образование: ВТУ имени Щепкина 

Семья: замужем, сын Никита (10 лет) 

Карьера: актриса РАМТа, снялась в 40 фильмах и сериалах, среди которых «Смертельная схватка», «Чужие дети», «Сватьи», «Невезучая», «Штрафник», «Доктор Рихтер», «Любовь со всеми остановками», «Вне игры», «Гадалка» и другие
Лика БРАГИНА, (специально для «ЗН»), фото из личного архива Анны Тараторкиной
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter