Алексей ЗУБРА: «Не жалуйтесь на здоровье. Оно может обидеться и уйти!»

В 76 ЛЕТ он работает, как реактивный мотор: читает лекции, пишет книги, лихо колет дрова. А еще каждое утро отжимается 40—50 раз, обливается холодной водой и бегает босиком по снегу. Прекрасно выглядит, всегда в хорошем настроении и добром здравии. А еще точно знает, как стать успешным, дожить до 110 и сохранить здоровье.

Свои семь с лишним десятков лет он прошел по жизни со словами: «Я везунчик», «Я успех», «Я удача»...

В 76 ЛЕТ он работает, как реактивный мотор: читает лекции, пишет книги, лихо колет дрова. А еще каждое утро отжимается 40—50 раз, обливается холодной водой и бегает босиком по снегу. Прекрасно выглядит, всегда в хорошем настроении и добром здравии. А еще точно знает, как стать успешным, дожить до 110 и сохранить здоровье.

— Алексей Степанович, чего таить, в школе вы были троечником. С такой успеваемостью дорога была — в трактористы. А  что мы видим сегодня? Вы — академик акмеологии, профессор культурологии, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, академик Международной академии технического образования! Как же так получилось?

— Родился я в Борисовском районе. И, знаете, в моей деревне Серпутово все считали: «По Леше тюрьма плачет». Но как только я встретил в жизни людей, которые сказали: ты способен, я поверил. И — стал искать себя! В Борисове учился на зоотехника и там повстречал математика, одаренного Богом. Он меня и «заразил» своим предметом. Так я, работая зоотехником в Самохваловичах, затем заведующим сельским клубом в Зембине Борисовского района, вдруг почувствовал: это не мое, нужно получать техническое образование. Но... призвали в армию и 27 суток везли в телятнике на Дальний Восток. В своей части на стенде прочел лозунг: «Ни один род войск не требует столько ума, воли, знания от командира и бойца, как артиллерия». Да еще горел я идеей Родину защищать. Вот так после армии стал курсантом Хабаровского артиллерийского училища. А там что? Организованность, порядок, аккуратность, чистота и уважительное отношение к курсанту — из него формировали личность и хорошего командира. Училище, признаюсь, сделало переворот в мозгах. И произошло самое большое чудо: умерла во мне одна душа — гражданского сельского человека, и родилась душа военного. Кстати, самая большая беда многих людей, когда одна душа умирает, а вторая не рождается.

— Как академик акмеологии — науки о самосовершенствовании — можете сказать, когда вы стали работать над собой?

— Внутри нас постоянно идет сложная глухая духовная работа. У меня она началась в Хабаровском училище. Вот как размышлял: «Я, Леша Зубра, не могу изменить направление ветра, климат, но я могу измениться сам. Будучи командиром, я должен быть идеалом, образцом для своих подчиненных». Училище окончил с отличием и получил назначение командиром разведки артиллерийского полка в Наро-Фоминск (Московский военный округ). Там тоже был порядок, организованность. И я понял: «Два мира есть у человека, два равноправных бытия. Один объемлет человека, другой — душа и мысль моя. Один — который нас творит, другой, который мы творим по мере наших сил». Вот тогда и формировались в голове понятия «самость», «индивидуальность» — в Наро-Фоминске, затем в Мулино, в Ильино, в Ленинграде... На центральных артиллерийских курсах в Ленинграде изучали наисложнейшие ракеты, что требовало большого напряжения ума, воли и знаний, и особенно личной организованности! Закончил их с отличием. И попал в Туркмению, в Небит-Даг. Там служить было трудно и даже неинтересно. Оттуда — мне повезло — поступил в военную академию в Москве. Жизнь, как видите, выстраивалась ровно и четко: училище — артиллерийские курсы — военная академия. После нее получил назначение в Донецк, из Донецка в Самару, из Самары в Камыши, а потом — во Львов. Во Львове стал заместителем начальника Высшего военно-политического училища. И там из командира стал потихоньку превращаться в преподавателя. Когда закончил службу и вернулся на Родину, в Беларусь, занялся научной и педагогической работой. И до сих пор трудиться над собой не прекращаю.

Справка «БН»

Алексей ЗУБРА родился в деревне Серпутово Борисовского района в 1935 году. Окончил Борисовскую сельскохозяйственную школу, Хабаровское артиллерийское училище, Центральные артиллерийские офицерские курсы (г. Ленинград), Военную академию (г. Москва), аспирантуру Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. Автор книг и статей в различных сборниках и журналах (всего более 90 работ). Член правления Республиканского общества «Знание». Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени и 11 медалями СССР. Изучает проблемы формирования культуры личности, управленческой культуры современного руководителя.

— Это уж точно. В 76 лет вы подтянуты, выглядите бодрым и здоровым. Говорите, что таблеток не принимаете и своей бурной деятельностью можете потягаться с любым суперактивным молодым человеком...

— (Смеется). Самое ценное, что есть в человеке, — это любовь к работе! Я преподаю с радостью, восторгом и великолепным удовлетворением. Вчера прочитал восемь лекций, сегодня — четыре. И не устаю. Почему? Потому что делаю это с великим удовольствием. Пушкин написал: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой». Удовлетворение от работы и наслаждение ею придают силы. Ученые утверждают: только работающий человек, который напрягает свой мозг и физическую сущность, может быть здоровым и работоспособным до 90 лет. Академик Павлов получил Нобелевскую премию, доказав, что мы себя убиваем нервотрепкой, грубостью, хамством, оскорблением друг друга. Это отнимает более 20 лет жизни. А ведь все из-за мелочей...

И, конечно же, когда человек занимается не своим делом, он тоскует, переживает, работает на миноре. А должен работать на мажоре — оптимистично, жизнеутверждающе и нести это людям.

Второе, что помогает, — рациональное питание. Неправильно питаетесь, отнимите от своей жизни десять лет.

Третье — у человека должно быть хобби. У меня — дача. Люблю работать с землей голыми руками, я получаю оттуда энергетику. Выращиваю цветы, ягоды, фрукты.

Четвертое — веду здоровый образ жизни. Я не терплю дыма. И не могу понять, как умный, здоровый, образованный человек за свои деньги покупает яд, сосет токсины и отравляет себя. Может, это и наша беда — не умеем пропагандировать здоровый образ жизни? Или алкоголь. Зачем им одурманивать себя? Ведь с арабского языка на русский слово «алкоголь» переводится как «безумие». Человек выключает свой мозг и образует в голове целое кладбище нейронов.

А еще занимаюсь по методике Порфирия Корнеевича Иванова. Бегаю босиком по снегу, обливаюсь круглый год холодной водой, отжимаюсь каждое утро по 40—50 раз. И всегда меня застанете с позитивными эмоциями и совершенно великолепным настроением!

— Даже удивительно такое слышать. Ведь в вашем возрасте очень многие жалуются: то там болит, то тут колет, а послушаешь вас — как будто идеально здоровы?!

— Есть такая формула: «Не жалуйтесь на здоровье, оно может обидеться и уйти». Никогда никому не рассказывайте о своих болячках. Тогда мозг вдохновляется и укрепляет иммунную систему. Ослабленная раздражением, криком, завистью, ненавистью к другим, сплетнями  иммунная система убивает человека.

Мы от природы запрограммированы не на покой, а на динамику. Надо много ходить, трудиться. Я, например, люблю колоть дрова. Это мой двигатель. Маяковский писал: «Любить — это значит, вглубь двора бежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи...». Вот та самая игра физических и духовных сил. Ученые установили: тот, кто умеет чередовать умственный и физический труд, успешен. И, конечно же, хотите быть счастливым и здоровым, изберите себе в спутники три уникальные установки: слева — я везунчик, справа — я успех, а впереди — я удача. Тот, кто думает, как победитель, рано или поздно побеждает. Того, кто думает негативно, преследуют неприятности. Человек должен понять, что приходит в этот мир не страдать и мучиться, а жить полноценной жизнью.

— Слышала, у вас есть гимнастика, основанная на гласных звуках. Чем она полезна и для каких органов?

— Голос — это наша визитная карточка. Это рельсы, по которым мысль и слово добирается до слушателя и ученика. Поэтому голосом надо учиться управлять. Идея гимнастики гласными принадлежит немецкому исследователю Николаусу Энкельману. Он 31 год проводил эксперимент с людьми разных возрастов и социальных слоев. И установил: гласные звуки, которые мы тянем, уравновешивают и очищают нашу душу, а еще лечат разные органы. Когда мы тянем звук «и», душа шевелится, а энергичность мозга доходит до 4000 герц. Дотягиваем до минуты и — мозг настолько возбуждается, что он работает четко, как часы. Вторая гласная «е» связана с горлом. Она развивает звук и лечит боль в горле. Набрали воздуха полную грудь и выпускаем долгое «е». Когда тянем звук «а», отрабатываем голос и лечим грудную клетку. Самая сильная буква «о». Она связана с сердечной мышцей. Благодаря гласной гимнастике и особенно звуку «о» я не знаю, где у меня сердце. Приходите в сосновый лес, поднимете руки, выдыхайте и кричите: «о-о-о-о-...» И так по 20 раз подряд. Сердечная мышца подводить не будет!

Гласная «у» отвечает за низ живота. Заболел живот — сразу хватаемся за таблетки. А надо просто потянуть «у-у-у-у-у-у». Живот напрягается, мышцы работают.

— Многие тяжело переносят выход на пенсию. Профессия — значимая часть жизни, а тут ты ее оставляешь... Как заполнить пустоту?

— Все, что неизбежно, следует воспринимать с достоинством. Но не надо упиваться мыслью: отдохну, буду спать, пить, курить и ... заниматься самоубийством. Уходишь на пенсию, не ложись на диван и не смотри телевизор. Ящик загрязняет нас духовно: 90 процентов его содержания — информационный мусор, который заполняет ячейки мозга и отупляет человека. Некоторые пенсионеры начинают ныть и жаловаться. А с жалобами иссякает позитивная энергия, и человек заражается негативом. Надо найти дело: навести порядок в доме, отремонтировать забор... Я, например, занимаюсь резьбой и выжиганием по дереву. Дачу оформил — загляденье! Надо работать с землей. Ведь слово «культура» в Беларуси впервые возникло как понятие «возделывание почвы». Занимайтесь, выращивайте гладиолусы, создавайте альпийские горки. У соседа крыша течет — помогите ему. Не ждите, пока председатель сельсовета придет.

Когда человек уходит на пенсию, он опускается. Тряпку на себя надел с оправданием: «А кто тут видит»? Но ведь ты сам должен видеть себя — аккуратным, чистым, подтянутым, молодцеватым!

Общайтесь с соседями и, самое ценное, помогайте людям! У меня на даче оказалось кресло лишним, обошел околицу — никому не нужно. Выставил у калитки и написал на бумаге: «Посмотрите на меня, влюбитесь в меня, возьмите меня. Я вам пригожусь». Выхожу утром, а кресла нет.

— Алексей Степанович, вы действительно верите, что люди способны контролировать излучаемую энергетику?

— Выдающийся японский исследователь Масару Эмото доказал: вода имеет вибрацию, она запоминает информацию, сохраняет и воспроизводит ее на физическом уровне. Человек состоит из воды на 80 процентов, а мозг — на 90. Какие у нас мысли, слова и дела, такие мы и люди. Отсюда золотое правило: «Не зли других и сам не злись, мы гости в этом бренном мире. И если что не так — смирись, будь поумнее, улыбнись! Холодной думай головой, ведь в мире все закономерно: зло, излученное тобой, к тебе вернется непременно...» Поэтому человека нужно насыщать с детства и до конца жизни пониманием: он носитель добра, блага. Он в ответе не только за себя, но и за других. Родитель — за своих детей, учитель — за своих учеников, руководитель — за своих сотрудников. Вершина постижения себя — ответственность за все, что живет в этом мире: за каждый цветочек, животное, а тем более человека.

— Алексей Степанович, а вы как педагог сталкивались с пренебрежительным отношением к своей профессии?

— Встречаю сослуживца, он спрашивает: «Чем занимаешься?» — «Преподаю». Он с издевкой: «Сушишь свои мозги...» Я в ответ: «Это ты их давно высушил. Не читаешь, не слушаешь, перестал думать». А мозг так устроен: только перестает напрягаться, он ржавеет, чахнет, тогда и весь организм тухнет. Когда мозг напряженно работает, физическое, психическое, интеллектуальное здоровье уравновешивается и даже совершенствуется. Поэтому «гомо сапиенс» должен всю жизнь оправдывать свою сущность: его разум должен быть начеку. Нужно слушать, общаться с умными людьми, читать умные книги и очень позитивно мыслить о себе и других. А к преподавателям иногда так пренебрежительно относятся, потому что их социальный статус невысок. Зарплата низкая. Задача общества, и особенно государства, в том, чтобы стало престижным быть педагогом и управляющим.

— Слышала, что вы применяете нестандартные методы ведения своих занятий. Задаете простой вопрос, студент правильно отвечает, а вы хвалите и просите аудиторию поаплодировать.

— Людей надо почитать, поклоняться им, уважать, ценить и признавать. Мы стали чересчур критичным обществом, критикуем всех подряд: детей — в семье, учеников — в школе, студентов — в вузе, подчиненных — на рабочем месте. Это сегодня непродуктивно. Продуктивно выискивать в человеке лучшие качества, черты, лелеять их, холить, взращивать и беречь. А когда появляется искушение найти недостатки и покритиковать, лучше прикусить язык.

Если я вижу, что у людей горят глаза, что я расшевелил их мозги, испытываю невероятное удовлетворение. В каждой душе живет колокольчик, его надо найти, дотронуться, чтобы он зазвенел. А мы топчемся в сапогах кирзовых с ржавым топором и людям хамим, грубим и оскорбляем их. А человек любит признание. Когда он замечает, что его хвалят, у него возникает потребность сделать еще лучше. Когда мы его обижаем, он начинает, как улитка, прятаться в свой домик.

— Алексей Степанович, картинки из детства — некоторые из них мы помним всю жизнь. Какие моменты из юных лет повлияли на вас как на личность?

— Я себя помню в пять лет. Самая яркая, глубокая, теплая картинка — отец, плотник, столяр, построил домик. Рядом цветут вишни, яблони. Повзрослев, я понял, когда мне было пять лет, отец заложил в меня мысль: человек — строитель, созидатель и творец. А домик остался в памяти на всю жизнь.

Вторая картинка — самая яркая, но мерзопакостная: мне шесть лет, бомбили соседнюю деревню Зембин, и на наш дом упала бомба. В момент выскочили мама, пятеро детей и коза Мурка. Пока бежали в бомбоубежище, летчик еще с воздуха пропустил пулеметную очередь, ранил братика Ваню в голову. Он, бедный, мучился с этим всю жизнь. И еще помню: сказали, что в Зембин придут немцы. Мы ждали со страхом и представляли их тупоголовыми, с мутными стеклянными глазами... И я запомнил, как они в Зембине повесили восемь партизан и три дня не давали их снимать, пока партизаны не отбили... А после войны мы жили в земляном погребе размером три на три — пятеро детей, мама и коза Мурка. Смеялись: семь Я, Мурка была седьмой. Мы выросли на козьем молоке. Если бы не Мурка, мы бы не выжили.

Когда отец погиб на фронте, мама мне сказала: «Сынок, ты наш кормилец». И я с 12 лет пас коз, приносил в семью копейку. А меня дразнили в селе «полковник». Если бы они знали, что я действительно стану полковником! Вот эти сигналы-заклинания перешли в суть.

— Вы 19 лет прожили в деревне. Какие сельские прелести любите сейчас?

— Свежий воздух, криничку, из которой пьешь воду, черпая руками, тропинки в сосновом лесу, где собирали чернику, землянику, и особенно болото, куда ходили за «журавінамі». Какое удовольствие! Реку Зембенку люблю — там ставили заставы, чтобы образовался водоем, а потом прыгали, купались. Помню ольховый бор, в котором пас деревенских коз. Когда приезжаю в отпуск в Серпутово, на Борисовщину, люблю смотреть на костры у берега реки, на туман — оттуда веет теплом. Весной, на Радуницу, поеду на родину. Там похоронены мама, брат, сестра...

— За спиной многих успешных мужчин стоят их жены, те, кто отчасти «лепит» успех своего супруга. Расскажите о своей половинке.

— Супруга моя — умница. Мы с ней сменили 18 мест, где я служил. И она с радостью ездила за мной. Мебель раздадим или продадим, книги загрузим в контейнер и — переехали на новое место. Через два-три года снова переезд. Когда женщина выходит замуж, она знает, на что идет. Моей супруге нравилось быть женой офицера, сейчас ей нравится быть женой профессора. Она с медалью закончила школу, затем технологический институт, по профессии — инженер-химик. Некоторое время работала корректором, знает язык и хорошо чувствует его. Кстати, младше меня на 12 лет. Считаю, самые лучшие браки, когда мужчина старше женщины на 5—14 лет.

— Современное общество то и дело страдает от перенапряжений, перепадов настроения, стресса. Как успешно и продуктивно организовать работу, не насилуя свой организм?

— Я работаю так. Делю все дни на три вида. Есть дни подготовки к успешным дням, есть дни успешные и продуктивные, а есть дни отдыха. Пять дней в неделю рабочих. Вчера прочитал восемь лекций, сегодня — четыре, а после обеда дописываю одну главу книги.

Это успешные и продуктивные дни. И уже вторая половина пятницы — день отдыха. В субботу, воскресенье я меньше пишу, думаю и читаю, больше тружусь физически.

Если расписать мой день по часам, то режим составлен грамотно. В определенное время мозг работает на полную мощь, а есть затухания и провалы. Просыпаюсь в 6.30 утра. С шести до восьми утра — активность мозга очень высока. После восьми голова «уходит» на покой. Вот подумайте: мозг спит, а мы в девять начинаем рабочий день! С 9.30 до 13.00 наблюдается подъем мозговой активности. С 13.00 до 14.00 — яма. У нас назначают защиту диссертаций в 14.00, представляете, в ужасное положение поставлен диссертант: мозг спит, тем более все пообедали... С 15.00 часов начинается подъем, а после 18.00 лучше умственным трудом не заниматься. Спать ложусь в 22.00. Я жаворонок. Вторая группа людей — голуби, у них пик активности приходится на середину дня. Самые малопродуктивные — совы, работая по вечерам и ночам, они допускают много ошибок и насилуют организм.

— Было приятно пообщаться со столь умным и интересным человеком, Алексей Степанович. Благодарю за беседу!

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter