Источник: Знамя юности
Знамя юности

Александр Устюгов: иногда можно выключать отца и просто быть другом

В сериале «Ментовские войны» Александр Устюгов сыграл самую знаковую свою роль – Романа Шилова, сделавшую его народным героем. А скоро состоятся сразу две премьеры с любимым актером – детективные драмы «Киллер» и «Рикошет-2». О последних работах, отношении к профессии и возрасту, антикварных коллекциях, жизненных принципах и взрослении дочери Александр рассказал «Знаменке». 

– В новом телевизионном сезоне ожидается сразу две премьеры с вашим участием – «Киллер» и «Рикошет-2».  Если говорить об актерском опыте, что вам дали эти роли, было ли интересно?

– Не знаю, сложно сказать, что спустя 25 лет актерской карьеры работа дает некий новый опыт, хотя знаю, что зрители любят истории о том, как на съемках можно научиться кататься на лошади, стрелять, прыгать с парашютом. Но, к сожалению, во всех предыдущих картинах это уже было, поэтому ничего особенного не случилось. Единственное – в «Киллере» практически не разговариваю (это отчасти даже удобно, текст учить не надо). Во второй части «Рикошета» мой герой в итоге никуда не уехал – жив и продолжает пытаться мирно существовать. Естественно, у него не получается, и потому придется убить какое-то количество персонажей...

– А где съемки проходили?

– Съемки «Киллера» – в основном в Калужской области, а «Рикошета» – в Подмосковье, где мы изображали уральские города – Анинск и его пригород. 

– А что больше всего нравится делать на площадке: стрелять, гонять на мотоцикле, целоваться?

– Что касается поцелуев... Скажу честно, не самое большое удовольствие делать это на съемочной площадке. Почему? Часто для удачного дубля нужно повторить много-много раз, когда вокруг стоит огромное количество людей. Такое себе. 

– А что в радость?

– Пока я, как мне кажется, не сильно стар, некоторые трюки вызывают ажиотаж, а все остальное уже рутина. Довольно формальное удовольствие – за 12 рабочих часов выдать 16 минут игрового времени, это на самом деле достаточно сложно.

– В жизни мотоцикл – одно из ваших больших увлечений. В кино часто удается на нем прокатиться?

– Зависит от сезона. Все это лето я снимался на своем мотоцикле марки «Урал», с удовольствием, он был одним из героев. В «Киллере» тоже играет мой мотоцикл: в самом конце мой герой на нем проезжает. Кадр получился случайно. Денис, режиссер, предложил: «Давай подснимем что-нибудь фантазийное под титры» – и мы с удовольствием это сделали. 

– Насколько вам близок Иван из «Киллера» по темпераменту, своим проявлениям? 

– Мы непохожи, скажем так. Это герой, которого поломала жизнь, и он провел большое количество времени в местах лишения свободы, где потерял здоровье, зрение, у него огромное количество травм – мы видим человека сломленного, которого просто подставили. Его история начинается с того, что он выходит из тюрьмы и пытается оправиться, несмотря на головные боли, потерю себя. Тут нет задачи приблизиться к герою, это достаточно замкнутый, закрытый персонаж, с большим количеством психических и физических проблем. Поэтому он достаточно далек от меня, во всяком случае, мне хотелось его таким сделать.

Кадр из сериала «Киллер»

– Режиссеры часто видят вас в образе суровых полицейских. Правда, что теперь вы отказываетесь от подобных предложений?

– Да, зачастую возникает такой режиссерский стереотип, поэтому предлагают много похожих ролей. Отказываюсь, когда сценарий начинается со слов «Полковник...» и любой фамилии, мне уже неинтересна детективная тема. Можно застрять в одном амплуа очень надолго, поэтому стараюсь избегать таких ролей. Но если интересный сценарий, то почему бы и нет.

– А кого бы хотелось сыграть? 

– У меня такого не было никогда, и, наверное, не было ни у одного актера – даже у тех, кто говорит, что хочет кого-то сыграть. Думаю, это вранье, потому что актер на площадке – это не самостоятельная единица: есть режиссура, сценарий, операторская группа, которые создают кино. Многие из артистов читают сценарии, написанные в современности, и соответственно не могут предположить, что им дадут. А если мы говорим про какой-то классический кинематограф (человек хочет сыграть Гамлета, например), то так тоже нельзя, потому что где он хочет сыг­рать Гамлета? Сняв себя на телефон дома? Пожалуйста, играй. Все же мы говорим, что есть какая-то команда, бюджет, концепция – и тогда становится интересно или неинтересно...

– Хорошо. А жанр? Может быть, вас драмеди манит, комедия?

– Ну, возможно. Но не мыслю так: «Хочу сыграть в комедии». Однозначно хочу озвучить мультик. Никогда этого не делал, и мне кажется, что озвучание мультипликации – интересный жанр. 

– В наше непростое время люди подвержены депрессиям, апатии. Что себе говорите в подобные моменты? 

– У меня таких проблем нет. Закаты и рассветы мне дают огромное количество сил, и каждый новый день –это некий дар. Как только приходишь к пониманию, что жизнь конечна, все становится на свои места. Поэтому мне не нужно себя стимулировать дополнительными средствами, чтобы обретать радость. 

– Перейдя в прошлом году 45-летний рубеж, довольны ли своей жизнью?

– Доволен. 45 – прекрасный возраст, который дает огромное количество возможностей: учитываешь прожитый опыт, не переставая удивляться новым открытиям. Есть люди, которые недовольны своей жизнью, мне жаль их.

– Вы находитесь в гармонии с собой?

– Ну, как художник, не могу находиться в гармонии – нахожусь как раз в конфликте, и это прекрасное состояние. Оно позволяет творить, создавать, открывать. У меня нет конкретных правил восприятия мира. Конфликт и есть гармония, на самом деле. Когда ты не согласен, споришь с чем-то, неудовлетворен работой – это абсолютно нормально для творческих людей. А когда все нравится, надо из профессии уходить: уже, значит, всего добился и стоит искать что-то новое. Самое лучшее время – это «сейчас», не «завтра», не «вчера». Прими это – и тогда все будет хорошо.

– Говорят, у вас дома большая коллекция антикварных вещей...

– Она не большая, скажем так. У меня есть коллекция оружия Второй мировой войны, мебель антикварная, стулья, на которых сидел Петр I. Также игрушки советские собираю, их небольшая коллекция. Мысли есть создать музей, чтобы больше людей могли все это увидеть. Но то пандемия, то еще что-то. Пока я чахну над экспонатами в одиночестве. 

– А если говорить о коллекции счастливых воспоминаний, что в первую очередь назовете?

– Не знаю, тут надо градации какие-то выводить. Есть простые человеческие мгновения: рождение ребенка, его взросление, наблюдение за ним. Мне кажется, это история, которая дает ощущение эйфории. Да их огромное количество, потому что вся наша жизнь состоит из этих маленьких кусочков счастья. Проехав тысячу километров, ты останавливаешься, смотришь, как садится солнце, и вдруг понимаешь, что вот она – эйфория от усталости, пройденного пути. Счастье – это достаточно случайный момент.

Кадр из сериала «Рикошет-2»

– Не так давно раздались первые звонки, вы отправили дочь в школу. А у вас самого какие воспоминания остались от школьных лет?

– Я довольно спокойно относился к школе, у меня все десять лет были какие-то важные, любимые дела: рисовать, гулять, лазать по крышам и делать еще кучу всего интересного, – а она просто мешала ими заниматься. Это была рутина. А 1 сентября – каторга, когда нужно подстричься, надеть новый пиджак, взять букет цветов и идти в сторону школы. В общем, меня это все не вдохновляло, но как-то доучился. Дочка же достаточно хорошо учится, она все трудности преодолевает на энтузиазме, и я этому рад, потому что, видимо, она не в меня пошла. 

– Какие у Жени увлечения, есть что-то, что вас объединяет?

– Конечно. Она плотно занимается театром, много времени тратит на это, ходит в театральную студию, а еще танцует, у нее постоянно какие-то выступления, конкурсы. Женя готовится стать актрисой, и это поле, где я могу на правах более старшего и опытного товарища быть наставником, дать совет, если он нужен. Здесь мне проще: можно выключать отца и просто быть опытным другом. 

– Вы как-то говорили, что, если дочь выберет актерство, скажете ей: «Меняй фамилию и иди сама поступай».

– Это ничего не меняет, все так и будет. Поэтому пусть меняет фамилию и поступает сама: что тут такого? Мне кажется, есть определенные профессии (например, актерство, медицина), где нельзя замолвить словечко. Человек должен пройти путь поступления, чтобы его брали за знания и таланты, а не из-за того, что он в династии актеров или врачей. Это присутствует в нашем социуме, что не всегда хорошо. 

– Где успели побывать летом?

– У меня было прекрасное путешествие в Арктику: на мотоцикле «Урал» доехал до Архангельска, проехал Белое, Баренцево море, Мурманск, полярный круг, Заполярье, Кольский полуостров. Самая крайняя точка России, где бездорожье, росомахи, палатки, было прекрасное погружение с аквалангом в воду четырехградусную и все прочие удовольствия путешественника. В общем, я от Баренцева до Черного моря уже поколесил на мотоцикле и дальше плавно буду двигаться в сторону Питера, как только поменяю покрышки, так как они стерлись. 

– Что сейчас в работе? 

– Сериал «Любовь Советского Союза» и большой проект «Момент истины». И еще какое-то количество проектов в разработке. Также в октябре запланированы концерты с группой Ekibastuz в Москве, а возможно и раньше состоится концерт, посвященный музыке, которая прозвучала в «Рикошете» и «Киллере». Есть такая задумка – собрать музыкантов, которые играли там, и сделать концерт-солянку «Рикошет» из поющих актеров и групп, которые записали саундтреки для сериала. 

– Еще способны потерять голову от любви?

– Конечно да. Чем это ограничивается? Я абсолютно открыт всем чувствам, поворотам судьбы, поэтому не думаю, что возраст может быть помехой в любовных перипетиях.
АЛЕКСАНДР УСТЮГОВ

Родился: 17 октября 1976 года в городе Экибастузе (Казахская ССР)

Образование: ВТУ имени Б. Щукина

Семья: разведен, дочь Евгения (14 лет)

Карьера: актер, режиссер, музыкант, создатель группы Ekibastuz, выступающей в жанре питерский рок. Снялся в более чем 60 фильмах и сериалах, среди которых «Солнечный удар», «Чума», «Викинг», «Золотая орда», «Лучше, чем люди», «Годунов», «Союз Спасения», «Метод Михайлова» и другие 
Лика БРАГИНА (специально для «ЗН»), фото Александра ЗАЙЦА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter