Академия. Дорога. Журналист

Общественная Академия журналистики свое очередное занятие провела в Гомеле, куда были приглашены руководители областной, городской и районной печати, а также журналисты, освещающие экономическую тематику

Что общего в значении этих слов? Сразу и не ответишь. А если подумать? Если вспомнить недавнюю поездку в Гомель? То-то! 

Теперь все становится на свои места, ответ на возникшие вопросы довольно прост: общественная Академия журналистики свое очередное занятие провела в Гомеле, куда были приглашены руководители областной, городской и районной печати, а также журналисты, освещающие экономическую тематику. О чем шел разговор? О проблемах строительства и содержания автомобильных дорог в Республике Беларусь и Гомельской области. Насколько актуальна эта тема для работников СМИ и какова их роль в пропаганде опыта и решении проблем, стоящих перед дорожниками, – об этом я решила поговорить после занятий с ректором общественной Академии журналистики Александром Федоровичем Градюшко. 

Начала с необычного вопроса: «На занятиях я не была, может быть, и не стоит мне об этом сожалеть?» Так же необычно ответил мне и ректор: 

— Когда занятия подходили к концу, первый замначальника главного управления идеологической работы облисполкома Дмитрий Алексеевич Чумаков спросил у меня: «Можно ли нам приезжать в Минск на ваши занятия? Вы только сообщите когда – мы соберем журналистов, сядем в автобус и приедем». 

— Вот это да! Из Гомеля – в Минск? Чем же вы их очаровали? Тема-то, между прочим,  сухая: строительство дорог, ремонт… Ну что тут интересного могут найти для себя журналисты? Это же не интимная жизнь артистов, не криминал… 

— В этой командировке я еще раз убедился в том, что интерес у журналистов (подчеркну, настоящих, а не щелкоперов, как давно окрестили таких «мастеров» пера серьезные читатели) проявляется больше всего в том случае, если они, творческие люди, встречаются с чем-то неизвестным или малоизвестным. В данном случае это дороги. Ну что, откровенно говоря, наши коллеги о них знают? Почти ничего. 

— И кто же их просветил в этом деле? Кто открыл им глаза на дорожные проблемы, заставил задуматься, вызвал интерес к тому, что лежит у них под ногами? 

— Отвечу стандартно: если учитель интересный, хорошо знающий свое дело, то и занятия у него пройдут интересно. 

— Может быть, не будете томить меня, назовете этого учителя? 

— На занятиях их было два: начальник Управления содержания дорог департамента «Бел-автодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Василий Александрович Яковлев и генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Михаил Иванович Колотый. Журналистам повезло: они услышали квалифицированный обзор газетных публикаций. И, если можно так сказать, изнутри посмотрели на дорожные проблемы. 

— О проблемах поговорим чуть позже. Обзор не мог обойтись без претензий к журналистам. Суть их? 

— Это были не претензии, а пожелания, призыв к сотрудничеству. Никто никого конкретно не распекал – такие приемы у нас в академии запрещены. Занятия носят доброжелательный характер. И Яковлев, и Колотый говорили о том, что в некоторых материалах встречаются неточности, искажения фактов. А происходит это, видимо, потому, что журналисты редко встречаются с руководителями дорожных служб. То ли стесняются, то ли времени у них для таких встреч нет, но иногда, подчеркнул Колотый, «некоторые материалы просто стыдно читать». «Чтобы этого не случалось, — обратился Михаил Иванович к журналистам, — давайте будем теснее сотрудничать. В любое время звоните мне по мобильному телефону (тут же назвал его номер. – А.Г.), я обеспечу вас транспортом, дам вам специалистов, а хотите – вместе с вами выеду на объекты. Критикуйте нас, если мы того заслужили. Но делайте это серьезно. Не буду скрывать, у нас есть недоработки, проблемы, но прошу вас: помогайте нам их решать». 

— Александр Федорович, вы меня ошеломили. Такие Михалы Иванычи в моей практике что-то не встречались: чтобы тебе и машину дали,  и специалиста или чтобы сам начальник изъявил желание с тобой выехать в командировку. 

— Оставим эмоции в стороне. Перейдем к проблемам. 

— Перейдем, а то я размечталась… 

— Слушая республиканского начальника и областного, в мыслях я загибал пальцы, и у меня не хватило рук, чтобы пересчитать все проблемы. Вот главные из них:  недостаточное финансирование, низкое качество строительных материалов, высокая их стоимость, отвлечение денежных средств местными органами власти для решения районных или городских вопросов, вандализм на дорогах и т.д. и т.п. 

— Я как бы присутствую на ваших занятиях, и мне хочется узнать о чем-нибудь поподробнее. Пожалуйста… 

— Берем наиважнейшую проблему – финансирование. Допустим, деньги выделены, хотя их и недостаточно.  А потом начинается… Например, чтобы подготовить Речицу к «Дожинкам»,  облдорстрой, делай в городе дороги (а это не его забота), идет создание агрогородков – опять же асфальтируй там дороги, подъездные пути к фермам, мастерским (т.е. занимайся не своим делом). Короче говоря, на все эти благоустройства уходит не менее 1/3 денежных средств, выделяемых области на строительство и ремонт дорог республиканского значения. А ведь некоторые из них капитально не ремонтируются по 20—25 лет. К чему это может привести – говорить не будем. Я содрогнулся, когда узнал, что мост через Сож (на Калинковичи) без капитального ремонта служит 53 года, а такой ремонт должен быть сделан после 30 лет эксплуатации. «Не дай бог случится ЧП – тюрьмы мне не миновать, — с грустью в голосе произнес Михаил Иванович Колотый. — А в чем моя вина?» 

«Мы бы хотели, — обратился к журналистам Василий Александрович Яковлев, — чтобы вы знали наши проблемы и доходчиво, грамотно рассказывали о них своим читателям». 

— Александр Федорович, рассказать-то можно, но как работники СМИ могут повлиять, скажем, на проблему финансирования или отвлечения денег на цели, не предусмотренные планом строительства и ремонта дорог? 

— Журналист не вправе вмешиваться в эти дела, но рассказать о том, что происходит, – его служебный долг. К сожалению, сталкиваясь со многими проблемами, журналисты обходят их стороной. Почему? Многим они просто не под силу. Куда проще взять интервью у какой-то знаменитости, провести беседу с театральной звездой, написать репортаж, состряпать отчет с пресс-конференции и т.д. А вот взяться за проблему – увы! Надеюсь, учеба в нашей академии вооружит коллег необходимыми знаниями и они по-иному будут смотреть на сложные проблемы, с которыми будут сталкиваться. 

— Дай-то Бог. Остается лишь пожелать вам успехов. 

---------------------------------

Послесловие   ректора  академии 

Я хотел бы дополнить нашу беседу некоторыми фактами, которые стали мне известны после занятий. Вместе с Василием Александровичем Яковлевым и Михаилом Ивановичем Колотым мы проехали по дорогам области и увидели немало хорошего и плохого. Положительно то, что, несмотря на непогоду, рабочие занимались своим делом: делали подсыпку, убирали мусор, приводили в порядок придорожные знаки, места отдыха людей. На этом фоне дико смотрелись картинки иного рода. На одной из остановок я увидел два контейнера для мусора, прикованные тяжелыми цепями ко вбетонированной в  землю трубе. Зачем? «Воруют, — пояснил Колотый.—Уже уворовали три контейнера. Каждый стоит 480 тысяч рублей. Воруют все, что можно уворовать. Дело доходит даже до мелочей. Не успеют рабочие установить у дороги указательную веху (полосатый колышек), как, смотришь, ее уже нет. А сколько ворюги сняли и унесли придорожных знаков, сколько их испортили, привели в негодность! Ведь это тоже стоит денег, и немалых. Возле одного из мостов полностью сняли и увезли откосную плитку, а другой мост «обчистили как липку»: сняли трансформатор и 800 метров электрокабеля. Объект остался без электричества. А вот недавний пример: днем возле дороги установили беседку для отдыха,  а ночью кто-то ее увез». «В милицию не обращаетесь?» — спросил я у Михаила Ивановича. Ответ меня не удивил: «Обращаемся по каждому факту и всякий раз получаем ответ: невозможно установить виновных лиц». 

«О ваших бедах, проблемах знают журналисты области? Пишут ли о них? – спросил я у генерального директора «Гомельавтодора». Колотый засмущался, не хотел говорить, но все-таки сказал: «Накануне нашего профессионального праздника – Дня автодорожника — позвонил мне редактор одной районной газеты и предложил: «Мы о вас напишем, но только на платной основе…» 

Мне стало не по себе. Я положил блокнот в карман и подумал прежде всего о ворах: люди (или нелюди), что вы делаете? Зачем воруете? Дело даже не в деньгах. Без знаков на дорогах возможны ЧП. А это судьбы людей, их жизни. Разве этого вы не понимаете? Разве сами не можете оказаться в такой ситуации? 

А что сказать мне коллеге — редактору районной газеты? Ничего! Разве может услышать «глухой»? Разве может увидеть «слепой»? Мне просто стыдно за него… 

Специально поинтересовался в облисполкоме, все  ли творческие работники редакций имеют журналистское образование? Оказалось, лишь каждый… пятый. Возможно, тот редактор, который предлагал свои услуги на платной основе, бухгалтер по образованию? Тогда удивляться тут нечему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter