Что общего в значении этих слов? Сразу и не ответишь. А если подумать? Если вспомнить недавнюю поездку в Гомель? То-то!
Теперь все становится на свои места, ответ на возникшие вопросы довольно прост: общественная Академия журналистики свое очередное занятие провела в Гомеле, куда были приглашены руководители областной, городской и районной печати, а также журналисты, освещающие экономическую тематику. О чем шел разговор? О проблемах строительства и содержания автомобильных дорог в Республике Беларусь и Гомельской области. Насколько актуальна эта тема для работников СМИ и какова их роль в пропаганде опыта и решении проблем, стоящих перед дорожниками, – об этом я решила поговорить после занятий с ректором общественной Академии журналистики Александром Федоровичем Градюшко.
Начала с необычного вопроса: «На занятиях я не была, может быть, и не стоит мне об этом сожалеть?» Так же необычно ответил мне и ректор:
— Когда занятия подходили к концу, первый замначальника главного управления идеологической работы облисполкома Дмитрий Алексеевич Чумаков спросил у меня: «Можно ли нам приезжать в Минск на ваши занятия? Вы только сообщите когда – мы соберем журналистов, сядем в автобус и приедем».
— Вот это да! Из Гомеля – в Минск? Чем же вы их очаровали? Тема-то, между прочим, сухая: строительство дорог, ремонт… Ну что тут интересного могут найти для себя журналисты? Это же не интимная жизнь артистов, не криминал…
— В этой командировке я еще раз убедился в том, что интерес у журналистов (подчеркну, настоящих, а не щелкоперов, как давно окрестили таких «мастеров» пера серьезные читатели) проявляется больше всего в том случае, если они, творческие люди, встречаются с чем-то неизвестным или малоизвестным. В данном случае это дороги. Ну что, откровенно говоря, наши коллеги о них знают? Почти ничего.
— И кто же их просветил в этом деле? Кто открыл им глаза на дорожные проблемы, заставил задуматься, вызвал интерес к тому, что лежит у них под ногами?
— Отвечу стандартно: если учитель интересный, хорошо знающий свое дело, то и занятия у него пройдут интересно.
— Может быть, не будете томить меня, назовете этого учителя?
— На занятиях их было два: начальник Управления содержания дорог департамента «Бел-автодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Василий Александрович Яковлев и генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Михаил Иванович Колотый. Журналистам повезло: они услышали квалифицированный обзор газетных публикаций. И, если можно так сказать, изнутри посмотрели на дорожные проблемы.
— О проблемах поговорим чуть позже. Обзор не мог обойтись без претензий к журналистам. Суть их?
— Это были не претензии, а пожелания, призыв к сотрудничеству. Никто никого конкретно не распекал – такие приемы у нас в академии запрещены. Занятия носят доброжелательный характер. И Яковлев, и Колотый говорили о том, что в некоторых материалах встречаются неточности, искажения фактов. А происходит это, видимо, потому, что журналисты редко встречаются с руководителями дорожных служб. То ли стесняются, то ли времени у них для таких встреч нет, но иногда, подчеркнул Колотый, «некоторые материалы просто стыдно читать». «Чтобы этого не случалось, — обратился Михаил Иванович к журналистам, — давайте будем теснее сотрудничать. В любое время звоните мне по мобильному телефону (тут же назвал его номер. – А.Г.), я обеспечу вас транспортом, дам вам специалистов, а хотите – вместе с вами выеду на объекты. Критикуйте нас, если мы того заслужили. Но делайте это серьезно. Не буду скрывать, у нас есть недоработки, проблемы, но прошу вас: помогайте нам их решать».
— Александр Федорович, вы меня ошеломили. Такие Михалы Иванычи в моей практике что-то не встречались: чтобы тебе и машину дали, и специалиста или чтобы сам начальник изъявил желание с тобой выехать в командировку.
— Оставим эмоции в стороне. Перейдем к проблемам.
— Перейдем, а то я размечталась…
— Слушая республиканского начальника и областного, в мыслях я загибал пальцы, и у меня не хватило рук, чтобы пересчитать все проблемы. Вот главные из них: недостаточное финансирование, низкое качество строительных материалов, высокая их стоимость, отвлечение денежных средств местными органами власти для решения районных или городских вопросов, вандализм на дорогах и т.д. и т.п.
— Я как бы присутствую на ваших занятиях, и мне хочется узнать о чем-нибудь поподробнее. Пожалуйста…
— Берем наиважнейшую проблему – финансирование. Допустим, деньги выделены, хотя их и недостаточно. А потом начинается… Например, чтобы подготовить Речицу к «Дожинкам», облдорстрой, делай в городе дороги (а это не его забота), идет создание агрогородков – опять же асфальтируй там дороги, подъездные пути к фермам, мастерским (т.е. занимайся не своим делом). Короче говоря, на все эти благоустройства уходит не менее 1/3 денежных средств, выделяемых области на строительство и ремонт дорог республиканского значения. А ведь некоторые из них капитально не ремонтируются по 20—25 лет. К чему это может привести – говорить не будем. Я содрогнулся, когда узнал, что мост через Сож (на Калинковичи) без капитального ремонта служит 53 года, а такой ремонт должен быть сделан после 30 лет эксплуатации. «Не дай бог случится ЧП – тюрьмы мне не миновать, — с грустью в голосе произнес Михаил Иванович Колотый. — А в чем моя вина?»
«Мы бы хотели, — обратился к журналистам Василий Александрович Яковлев, — чтобы вы знали наши проблемы и доходчиво, грамотно рассказывали о них своим читателям».
— Александр Федорович, рассказать-то можно, но как работники СМИ могут повлиять, скажем, на проблему финансирования или отвлечения денег на цели, не предусмотренные планом строительства и ремонта дорог?
— Журналист не вправе вмешиваться в эти дела, но рассказать о том, что происходит, – его служебный долг. К сожалению, сталкиваясь со многими проблемами, журналисты обходят их стороной. Почему? Многим они просто не под силу. Куда проще взять интервью у какой-то знаменитости, провести беседу с театральной звездой, написать репортаж, состряпать отчет с пресс-конференции и т.д. А вот взяться за проблему – увы! Надеюсь, учеба в нашей академии вооружит коллег необходимыми знаниями и они по-иному будут смотреть на сложные проблемы, с которыми будут сталкиваться.
— Дай-то Бог. Остается лишь пожелать вам успехов.
---------------------------------
Послесловие ректора академии
Я хотел бы дополнить нашу беседу некоторыми фактами, которые стали мне известны после занятий. Вместе с Василием Александровичем Яковлевым и Михаилом Ивановичем Колотым мы проехали по дорогам области и увидели немало хорошего и плохого. Положительно то, что, несмотря на непогоду, рабочие занимались своим делом: делали подсыпку, убирали мусор, приводили в порядок придорожные знаки, места отдыха людей. На этом фоне дико смотрелись картинки иного рода. На одной из остановок я увидел два контейнера для мусора, прикованные тяжелыми цепями ко вбетонированной в землю трубе. Зачем? «Воруют, — пояснил Колотый.—Уже уворовали три контейнера. Каждый стоит 480 тысяч рублей. Воруют все, что можно уворовать. Дело доходит даже до мелочей. Не успеют рабочие установить у дороги указательную веху (полосатый колышек), как, смотришь, ее уже нет. А сколько ворюги сняли и унесли придорожных знаков, сколько их испортили, привели в негодность! Ведь это тоже стоит денег, и немалых. Возле одного из мостов полностью сняли и увезли откосную плитку, а другой мост «обчистили как липку»: сняли трансформатор и
«О ваших бедах, проблемах знают журналисты области? Пишут ли о них? – спросил я у генерального директора «Гомельавтодора». Колотый засмущался, не хотел говорить, но все-таки сказал: «Накануне нашего профессионального праздника – Дня автодорожника — позвонил мне редактор одной районной газеты и предложил: «Мы о вас напишем, но только на платной основе…»
Мне стало не по себе. Я положил блокнот в карман и подумал прежде всего о ворах: люди (или нелюди), что вы делаете? Зачем воруете? Дело даже не в деньгах. Без знаков на дорогах возможны ЧП. А это судьбы людей, их жизни. Разве этого вы не понимаете? Разве сами не можете оказаться в такой ситуации?
А что сказать мне коллеге — редактору районной газеты? Ничего! Разве может услышать «глухой»? Разве может увидеть «слепой»? Мне просто стыдно за него…
Специально поинтересовался в облисполкоме, все ли творческие работники редакций имеют журналистское образование? Оказалось, лишь каждый… пятый. Возможно, тот редактор, который предлагал свои услуги на платной основе, бухгалтер по образованию? Тогда удивляться тут нечему.