Адресный критерий надежнее

Человеку,  которому  надо  помочь,  государство  обязательно  поможет

Человеку,  которому  надо  помочь,  государство  обязательно  поможет

Вопрос о льготах поднимался неоднократно. Иначе, как пережитком прошлого (когда страна была другая, а слова «рынок» и «рыночная экономика» были известны разве что специалистам-экономистам), практику их применения не назовешь. Шесть миллионов льготников, почти шестьдесят категорий тех, кто на них имеет право, – нагрузка для бюджета страны, которая стремится к процветанию и при этом рассчитывает только на свой труд и интеллект, а не на природную ренту, колоссальная. 

Варианты развития событий сегодня таковы: или государство сохраняет льготы в нынешнем их виде, что с большой долей вероятности приведет к существенному, в разы, росту платежей за коммунальные услуги, увеличению пенсионного возраста  и так далее, или же практика предоставления льгот будет упорядочена. Палата представителей Национального собрания в конце мая предположительно начнет рассматривать проект Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», речь в котором идет не о полной отмене льгот, а об их упорядочении. И главное, готовится указ Президента Республики Беларусь об адресной социальной помощи. 

Председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания республики по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Сергей Каменецкий особо подчеркивает, что сама льгота как таковая есть сегодня и будет в обозримом будущем. Но только для тех, кто в ней нуждается, кто без помощи государства выжить действительно не может. То есть категориальный (это когда право на льготу имеет определенная категория людей) критерий в назначении льгот будет заменен адресным, индивидуальным. Это значит, что если человек, относящийся к «льготной» категории населения, сам себя и свою семью без проблем обеспечивает, то льготами пользоваться не будет. Зато кто-то другой, действительно нуждающийся, из этой же категории ее обязательно получит, и очень даже возможно, что она окажется большей, чем сейчас. Конечно, огромная нагрузка здесь ложится на территориальные органы социальной защиты. Но уж кто-кто, а социальные работники наперечет знают тех, кому помощь действительно нужна. Равно как и тех, кто, пользуясь своим статусом льготников, за пособием или прочими выплатами приезжает на иномарках.  

Никто не будет спорить с тем, что сегодняшний порядок предоставления льгот не только поощряет иждивенчество, но и находится в ощутимом противоречии с принципами социальной справедливости. Если, к примеру, сельский пенсионер пользуется своей льготой на проезд в пригородном транспорте от силы десять раз в году, то его городской коллега – несколько раз на дню в городском и очень часто, особенно в дачный сезон, пригородном автобусном и железнодорожном. То же самое и с отпуском льготных лекарств: перечень их един для всей страны, но лекарственный ассортимент сотен городских аптек и аптеки в маленьком райцентре или агрогородке сравнить проблематично. Если это и тому подобное можно назвать принципом, то лишь большей доступности, а никак не социальной справедливости. Согласимся: дальше так продолжаться не может. 

По данным Министерства труда и социальной защиты, в 2006 году льготные выплаты гражданам страны были профинансированы в сумме 430 миллиардов рублей. Так вот, высвободившиеся после упорядочения льгот деньги – все до копейки! — пойдут на дальнейшее развитие «чернобыльских» регионов и реализацию президентской программы «Дети Беларуси». Стало быть, дополнительные инвестиции государство намерено вложить в будущее страны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter