Как в Союзном государстве чувствует себя человек в инвалидной коляске

А был ли пандус

В РОССИИ многоквартирные дома должны быть оборудованы так, чтобы в них без проблем мог попасть человек в коляске. Вход для этого оборудуется пандусом либо специальным подъемником. Это требование Жилищного кодекса вступило в силу в 2018 году.

Юрий Косых из Уссурийска, не надеясь на лифт, придумал и соорудил для себя специальный подъемник.
фото СЕРГЕЙ ФЛОРЕНЦЕВ / ТАСС
На практике, однако, все далеко не так. Как рассказал «СОЮЗу» Никита Сорокин, уполномоченный по правам инвалидов от Межрегионального профсоюза инвалидов и членов их семей в Санкт–Петербурге, во время общественной инспекции по новостройкам Красносельского района встречались дома, где на коляске нельзя попасть даже на свой балкон.

— Это является нарушением нормативов, и у нас были случаи, когда активисты добивались «снижения» порогов в своих домах. Но каждый раз вопрос решался с трудом, — говорит Никита.

А каковы требования к общественным зданиям? По закону 10 процентов мест (минимум одно) для парковки должно быть выделено под транспорт инвалидов. Вход должен быть с уровня тротуара либо оборудован лестницей с удобными поручнями, первая и последняя ступени окрашены контрастным цветом, перед лестницей полоса из тактильной плитки для инвалидов по зрению. Ну и обязательные пандусы, которые должны помочь попасть в здание с коляской. В Петербурге в историческом центре улицы настолько узкие, что пандусы там не оборудовать. Многие здания являются памятниками, перестраивать их нельзя. По словам Никиты Сорокина, приемка зданий по–прежнему производится без участия инвалидов.

Зачастую специалисты не учитывают подъездные пути к пандусу, и «колясочник» не может спуститься, поскольку перед ним оказываются припаркованные автомобили, не может он и подняться из–за слишком большого угла наклона. С нарушениями, как отмечает Никита Сорокин, кладут даже бордюрные камни. Таким образом, «доступная среда» существует только на бумаге...

В ряде российских регионов приняты программы «Доступная среда», которые на особом контроле у чиновников. Так, для 120 тысяч жителей Приморского края, имеющих различные ограничения по здоровью, благодаря спецпрограмме, рассчитанной до 2019 года, удалось оборудовать дополнительной инфраструктурой 800 объектов культуры, образования, здравоохранения, отмечает руководитель департамента труда и соцразвития краевой администрации Лилия Лаврентьева.

Многие учреждения оборудованы подъемниками, поручнями–отбойниками, накладными противоскользящими покрытиями для ступеней, уложена тактильная плитка. Человеку с ограниченными возможностями можно въехать на коляске в Приморский театр оперы и балета, Океанариум на Русском острове, есть условия и в кампусе Дальневосточного федерального университета.

Приморский край может похвастаться и адаптированными железнодорожными вокзалами. Самые удобные станции находятся во Владивостоке, в Ружино и Сибирцево. Доступен «маломобильным людям» и аэропорт «Кневичи», где всегда есть свободные коляски.

В БЕЛАРУСИ все новые здания должны соответствовать требованиям безбарьерной среды — такие нормы появились еще в начале 90–х, а потом не раз обновлялись. Однако понадобился целый ряд госпрограмм и введение в 2010 году подробного строительного стандарта «Среда обитания для физически ослабленных лиц», чтобы санатории, гостиницы, банки, спортивные объекты, транспорт начали разворачиваться в сторону посетителей, имеющих проблемы с мобильностью.

Например, в минских гостиницах за последние пять лет более чем в три раза выросло количество номеров, адаптированных под проживание людей с инвалидностью, сейчас их почти 70. Вообще считается, что в белорусской столице 40% инфраструктуры отвечает требованиям безбарьерной среды, а новая программа «Доступный подъезд» предполагает решить за пять лет проблемы с выездом «колясочников» из дома. Мониторинг ведется и местными властями, и общественными организациями. А Республиканская ассоциация инвалидов–«колясочников», объединяющая около 1500 человек (всего же в Беларуси примерно 15 тысяч людей в колясках), запустила сайт www.freeway.by, где создает карту доступности, основанную на оценке объектов волонтерами. Председатель организации Евгений Шевко, эксперт по вопросам безбарьерной среды, отмечает, что, несмотря на хорошие тенденции, видно: сейчас еще нет реально работающего механизма, который бы на 100% упреждал появление новых зданий, построенных с нарушениями:

— Сегодня, конечно, нет такого, как раньше, когда считалось, что доступными должны быть только больница и поликлиника. Есть понимание, что человек с инвалидностью может появиться везде. Но в то же время мы наблюдаем значительное количество новых объектов с полным отсутствием доступной среды или нарушениями в ее обустройстве. Например, комплекс с гостиницей и рестораном напротив аквапарка «Лебяжий», построенный полтора года назад. Там нет даже намека на безбарьерную среду. Или новый торговый центр «Ленинград». Туда зайти самостоятельно нельзя, хотя вроде бы что–то и сделано. Еще пример — рестораны сети KFC, которых много появилось по Минску: половина из них недоступна.

Подготовили Ольга Бухарова, Вера Черенева, Ольга Журман, Юлия Василишина

vasilishina@sb.by, Минск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter