В отделе финансовой грамотности Нацбанка подвели итоги работы за десять лет

Знания на миллион

Так уж сложилось, что в нашу жизнь деньги привносят не только радость от возможности потратить их на желанную покупку, но и создают немало стрессовых ситуаций. Часто таковые возникают, когда, скажем, дело доходит до кредитования или выбора вклада. А что испытывает человек, когда, к сожалению, становится жертвой мошенников, и не описать словами. Чтобы сделать белорусов более подкованными в денежных нюансах, уже более десяти лет в стране работает отдел финансовой грамотности Национального банка. Его сотрудники помогают обучать граждан Беларуси начиная со школьной скамьи, разбираться в вопросах сбережений, рационального использования денег и новых способах проведения расчетов. О том, насколько за это время белорусы стали более просвещенными в тонкостях обращения с деньгами, в интервью «Р» рассказала начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Нацбанка Юлия Сакович.

Нон-стоп обучение дает эффект

— Юлия Вячеславовна, за десять лет благодаря отделу финансовой грамотности в стране проводится множество активностей по просвещению населения насчет безопасного и рационального обращения с деньгами. Появились Единый портал финансовой грамотности, специальные уроки в школах, ежегодная республиканская олимпиада, конкурс блогеров. Расскажите, как все начиналось и к чему мы пришли сегодня.

— Первые шаги в этом направлении были предприняты усилиями ряда организаций еще в 2011 году. Спустя два года в Национальном банке приняли решение систематизировать эту работу. Проблема повышения финансовой грамотности была обозначена на высоком уровне, и ее решение приобрело государственное значение. Приняли и первый стратегический документ — План совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения, утвержденный постановлением Совмина и Нацбанка. Так были консолидированы усилия государственных органов, банков, ассоциаций профессиональных участников финансового рынка, СМИ, международных организаций в сфере подготовки программ и проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности различных целевых групп.

Около 62 процентов белорусов лояльны к цифровым технологиям, согласны, что они делают процесс использования финансовых продуктов/услуг более простым и удобным.

Сейчас мы реализуем второй такой стратегический план, у которого уже немного другие задачи в сфере финансовой грамотности. Он нацелен на качественные показатели, такие как, например, внедрение финансовой грамотности в систему образования, проведение объективной оценки существующего уровня финансовой грамотности населения, формирование знаний и навыков в сфере стремительно развивающихся технологий, создание широкого спектра достоверных и доступных информационных материалов в области финансовой грамотности.

Начиная с того момента, как мы начали эту работу десять лет назад, провели множество семинаров, мастер-классов, образовательных проектов в СМИ, созданы Единый портал финансовой грамотности, аккаунты в соцсетях, ролики, билборды, работали с населением на выставках финансовых услуг. Ежегодно мы проводим республиканскую олимпиаду по финансовой грамотности для школьников, конкурс видеоблогеров и конкурс для студентов вузов на лучшую работу по экономической тематике. Эти мероприятия сейчас очень популярны среди молодежи. Например, в олимпиаде ежегодно принимают участие около 24 тысяч учащихся. Большой труд для успешной реализации этих проектов прилагают Министерство образования и сами педагоги, за что им огромное спасибо.

За последние десять лет ситуация в сфере финансовой грамотности существенно изменилась. По ряду показателей наблюдаются заметные улучшения. Общий уровень финансовой грамотности населения повысился практически во всех исследуемых группах, в том числе среди представителей уязвимых категорий (молодежь, люди старшего возраста, жители сельских регионов) и по всем контролируемым тематическим направлениям. Люди стали лучше разбираться в финансовых вопросах, и это подтверждается объективными данными.

Важной частью работы отдела является повышение общего уровня информированности граждан о базовых экономических понятиях.
ФОТО ЕЛИЗАВЕТЫ КОБЕЦКОЙ

Индексы показывают рост

— Согласно последним данным Института социологии НАН, в стране вырос индекс финансовой грамотности. В каких вопросах белорусы разбираются сегодня лучше всего?

— Для оценки эффективности нашей деятельности по заказу Национального банка Институтом социологии НАН раз в два года проводятся республиканские исследования. В опросе принимают участие 1500 респондентов. Индекс финансовой грамотности — это обобщенная оценка, сочетание финансовых знаний, установок, практических навыков и поведенческих схем, которыми обладает финансово грамотный человек. Это, по сути, результат целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.

С 2020 года данный индекс вырос на 4,4 процента (с 39,9 процента в 2020-м до 44,3 в 2022-м). Конечно, мы довольны, что индекс растет. Но еще есть широкий простор для нашей деятельности и есть к чему стремиться.

Программы повышения финансовой грамотности постоянно совершенствуются.

Судя по последним проведенным исследованиям, лучше всего белорусы владеют вопросами управления персональными финансами. Так, на приемлемом уровне соответствующими компетенциями обладают 58,3 процента опрошенных. Положительным является то, что около 70 процентов опрошенных отметили наличие у себя определенных финансовых целей. Также около 70 процентов предпринимают действия по сбережению денег. Но, несмотря в целом на приемлемый уровень владения вопросами управления личными финансами, у большей части белорусов по-прежнему отсутствуют навыки финансового планирования. Детальную фиксацию доходов и расходов ведут только 12 процентов опрошенных. По сравнению с 2020 годом выявлен значительный рост доли населения, обладающего цифровыми компетенциями (они выросли с 33,3 до 52,5 процента). А вот минимальным набором компетенций население обладает по такому направлению, как налоговая грамотность (29,7 процента), а также по теме прав и обязанностей потребителей финансовых услуг (31,5 процента). 

Важной частью работы в этом направлении является повышение общего уровня информированности граждан о базовых экономических понятиях: что такое инфляция и ее влияние на личные финансы, как рассчитывается процент по вкладам и кредитам, о случаях налогообложения процентного дохода по депозитам и т.д. Это важно для формирования у граждан готовности осознанного пользования финансовыми продуктами и услугами, в том числе размещения своих денежных средств в банковских вкладах (депозитах). Особое внимание также необходимо уделить знаниям в области прав и обязанностей потребителей финансовых услуг — сделать упор на ответственности кредитополучателя и поручителя. А еще важно отдельно работать над налоговой грамотностью. Речь идет о предоставлении информации о функциях и принципах налогообложения, о случаях подачи налоговой декларации, правах и обязанностях по уплате налогов, налоговых льготах.

Прививка от мошенников

— Насколько сегодня необходимо быть более подкованным в вопросах финансовой грамотности, чтобы уметь противостоять мошенническим схемам, в сравнении с тем, что было десять лет назад?

— Базовые правила финансовой грамотности актуальны всегда. Одно из них — быть бдительным и осторожным, особенно если дело касается финансовых вопросов. Учитывая, что сегодня взаимодействие человека с финансовыми организациями все больше происходит посредством цифровых технологий и постепенно перемещается из сферы офлайн-коммуникаций в виртуальную онлайн-среду, мошенники тоже модифицировались из простых карманников в хакеров и киберпреступников. Они придумали множество хитрых способов, чтобы выманивать деньги у людей, зачастую используя социальную инженерию. Они спекулируют на чувствах, обещают золотые горы, маскируются под сотрудников банков.

Поэтому каждому, кто пользуется хотя бы банковской платежной карточкой, надо знать и соблюдать основные правила безопасности: никому не передавать данные карточки, коды из СМС-сообщений, другую персональную информацию, не верить незнакомцам, что бы они вам ни говорили, не переходить по незнакомым ссылкам, не верить слепо СМС-сообщениям, проверять у браузера наличие отметки о том, что сайт безопасен, — в целом быть осторожными и бдительными. Эти простые правила позволяют минимизировать риски быть обманутыми мошенниками. 

К слову, проведенное исследование говорит о том, что уровень знаний принципов безопасного использования финансовых услуг у граждан достаточно высок. Например, 88,5 процента респондентов знают, что нельзя никому сообщать по телефону данные своих банковских карточек, личные пароли и другие персональные данные. Знают о том, что нельзя переходить по сомнительным ссылкам из СМС, электронных писем, 77,7 процента респондентов.

В рамках нашей работы активно рассказываем о вопросах безопасности и защиты от мошенничества и в соцсетях, и на Едином портале финансовой грамотности. В СМИ сообщают о финансовых мошенничествах почти каждый день. И все равно люди становятся жертвами обманщиков и лишаются денег. Поэтому важно эту информацию доносить постоянно, регулярно, а особенно пенсионерам и детям.

Технологии берут свое

— Мир становится сложнее для граждан с точки зрения появления систем и цифровых технологий. Как инновации отражались на совершенствовании программы финансовой грамотности?

Около 62 процентов белорусов лояльны к цифровым технологиям, согласны, что они делают процесс использования финансовых продуктов/услуг более простым и удобным.

— Конечно, программы повышения финансовой грамотности тоже совершенствуются, чтобы соответствовать времени и уметь изменяться под современные вызовы. Участниками данной программы проводятся образовательные проекты в онлайн-формате. Как оказалось, электронное обучение имеет несомненные преимущества перед традиционным: экономит время, позволяет охватить больше людей, удобно как для учителя, так и для ученика, эффективно для донесения знаний людям с ограниченными возможностями, предполагает различные формы обучения (вебинары, лекции, презентации, тесты, игры). Многие участники создали свои оригинальные продукты — игры, квесты и тесты, видеоуроки. 

И если вновь обратиться к данным исследования, то нужно отметить, что достаточно большая часть населения, а это 73 процента, выражает готовность осваивать и внедрять в свою жизнь цифровые инструменты. Около 62 процентов белорусов лояльны к цифровым технологиям, согласны, что они делают процесс использования финансовых продуктов/услуг более простым и удобным. 

Поэтому, принимая во внимание такую большую востребованность этой информации, а также возросшее количество граждан, пользующихся цифровыми технологиями, мы будем активно продолжать работать в этом направлении.

Нельзя повысить финансовую грамотность один раз, получить финансово грамотных людей и на этом закончить эту деятельность. Работа по повышению финансовой грамотности должна сопровождать работу финансового рынка, который все время развивается.

Работа будет продолжаться

— Когда же мы все станем финансово грамотными? Отдел работает десять лет — это только начало пути? 

— Нельзя повысить финансовую грамотность один раз, получить финансово грамотных людей и на этом закончить такую деятельность. Работа по повышению финансовой грамотности должна сопровождать работу финансового рынка, который все время развивается, появляются новые продукты и услуги. Социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно. Финансовая грамотность — это обязательная компетенция современного человека для того, чтобы он мог принимать рациональные решения в сфере финансов, действовать эффективно и безопасно в рамках финансового поля. 

Работа будет продолжаться как на уровне школьного образования, так и с пенсионерами. К слову, наши коллеги из Национального института образования Министерства образования в настоящее время активно внедряют различные модули финансовой грамотности в образовательные предметы (математику, обществоведение, историю, информатику и др.) на разных уровнях образования. Национальный банк со своей стороны помогает им в том, чтобы наше молодое поколение выросло финансово грамотным. Как вы знаете, ранее был выпущен учебник для факультативных занятий по финансовой грамотности для 8—9-х классов, имеющий гриф Министерства образования. Сейчас работаем над подобным учебником для 5—7-х классов. Он тоже будет ярким, красочным и, надеемся, понравится ребятам и педагогам. Также мы запланировали проект по повышению финансовой грамотности учителей. Будем продолжать работать и с пенсионерами, которым тоже очень нужна помощь, и с другими группами населения.

Лучше всего белорусы владеют вопросами управления персональными финансами.
Фото из архива «СБ»

Деньги имеют значение

Национальный банк объявил о старте конкурса видеоблогеров

Название для конкурса весьма подходящее: «Деньги имеют значение» — о финансовой грамотности, это раз, и с призовыми — два! Победителю конкурса обещают 1000 рублей. 

Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, для участия в конкурсе нужно снять видеоролик о супергерое (известном или придумать собственного), наделив его одной или несколькими «суперсилами» финансовой грамотности. Уложить сюжет рекомендуют в три минуты. 

Заявку на участие в конкурсе, согласие на обработку персональных данных, а также свою конкурсную работу (ссылку на видеоролик либо сам видеоролик) необходимо до 12 марта нынешнего года направить на электронный адрес konkurs@nbrb.by. Итоги конкурса объявят не позднее 27 марта 2023 года.


Организаторы сообщили, что конкурс проводится в трех возрастных категориях: от 7 до 12 лет, от 13 до 15 лет, от 16 лет до 31 года. В нем могут принять участие (как индивидуально, так и в составе коллективов) граждане нашей страны, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Беларуси. Каждый участник конкурса может прислать только одну работу.

Главный приз в каждой возрастной категории — денежная премия в размере 1000 рублей. Также денежными премиями в каждой из возрастных категорий будут отмечены работы, занявшие второе и третье места: 700 и 500 рублей соответственно. Кроме того, жюри конкурса имеет право учреждать дополнительные призы в отдельных номинациях.

Подробную информацию о конкурсе можно найти на Едином портале финансовой грамотности.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter