Минск
-6 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

Галине Адамович – 50. Вместе с известным режиссером-документалистом вспоминаем ее самые знаковые работы

Жизнь как кадры из кино

Галина Адамович — заметная фигура в белорусском документальном кино. Многочисленные премии и почти три десятка фильмов, по которым учатся будущие режиссеры. Она точно знает, за какие ниточки нужно потянуть, чтобы задеть за живое. В ее картинах — трогательные и пронзительные истории о судьбе страны и человеческих судьбах. Ее герои плачут, смеются, поют и путешествуют сквозь мечты и воспоминания — а вместе с ними и зрители разных стран, где работы Галины Адамович получают награды международных кинофестивалей. Мировое признание белорусской школы документального кино как одной из ведущих в мире — это в том числе и ее заслуга. 

Сегодня титулованному режиссеру-документалисту — 50. Мы поздравляем Галину Валентиновну с красивой юбилейной датой и вместе с именинницей вспоминаем ее самые знаковые работы.

«Боже мой», 2005 г. 

Ошибиться в выборе темы или героя — самое страшное в документальном кино. При этом я работаю только с теми, кто соглашается сниматься. Человек должен хотеть участвовать в кино, принимать камеру рядом, должен пускать нас в свое пространство и делить личные моменты с камерой. Если герой не хочет сотрудничать, его надо менять.

С Юлитой Кармазой — наверное, единственной в мире женщиной-скульптором, работающей с цементом, — мне очень повезло. Когда мы познакомились, ей было уже 84. Юлита жила с сыном Николасом и коровой Жибутей в деревеньке Пелегринда на границе Беларуси и Литвы. Она делала скульптуры Христа, Богоматери и устанавливала их на перекрестках дорог, на деревенском кладбище… 

Сначала мне просто очень хотелось снять в том регионе, в те годы костел в Гервятах был еще мало известен. И я все ездила, ездила туда, но никак не могла найти героя. А потом мне рассказали о Юлите. Я приехала к ней и сказала, что хочу снять кино. Она радостно ответила: «Дамовiмся! Беларусь пра мяне яшчэ не чула». И я как-то сразу поняла: у нас все получится. Позже я узнала, что Юлита была очень известна в Литве. На одном из фестивалей в Вильнюсе спустя много лет после окончания съемок (героиня к тому времени уже умерла) местные этнографы не могли поверить: «Как, вы видели Юлиту Кармазу? Снимали ее?!» 

«Заведенка», 2006 г.

Я родилась и выросла в Минске, поэтому деревня для меня всегда была местом почти сказочным. После успеха фильма «Боже мой» мне захотелось снять следующую картину на Полесье. Но поскольку региона не знала, точно так же садилась в машину, ехала по деревням и приставала к людям: «Есть у вас тут кто необычный?» И вот в деревне Старина мне рассказали, что есть у них семья Слуцких: 12 детей, глава семьи — колхозный бригадир. Но самое главное: осенью в семье намечалась большая полесская свадьба! 

Полешуки — люди особые, с ними не просто работать. Они привыкли рассчитывать только на себя и настороженно относиться к чужакам. И, возможно, это
будет интересно: расположить к себе героев будущего фильма помогла ваша газета. Как раз во время наших съемок в Старине в «СБ» вышел большой материал о фильме «Боже мой», и вся деревня его прочитала. Так я стала для них не просто каким-то «режиссером из столицы», а режиссером, о котором написала газета.

Помню, как приставала на киностудии к редактору Владимиру Морозу: «Как назвать то, когда люди живут по-старому, вот как заведено?» И он вдруг сказал: «Так завядзёнка!» И это странное белорусское слово стало очень точным названием фильма.

«Инокиня», 2011 г.

Пожалуй, это одна из самых важных для меня лент. Знаю людей, чью жизнь она поменяла кардинально. И при этом вызвала огромную волну зрительского интереса. Может быть потому, что картина вышла как раз в тот момент, когда интерес к православию был особенный. «Инокиня» получила много наград, до сих пор мы показываем ее в кинозалах и на фестивалях.

Хотя работа для меня шла очень тяжело. Лента делалась в студии Свято-Елисаветинского монастыря. И единственный раз в моей профессиональной жизни героиня фильма — инокиня — могла зайти в монтажную и вмешаться в процесс работы. Поэтому что-то приходилось менять, что-то перемонтировать. До сих пор не знаю, пошло ли это на пользу картине. Хотя… Однажды мы показывали «Инокиню» в Киеве. И после фильма ко мне подошла женщина, которая была уверена, что я могу лечить рак: мол, я могу все, если сделала такое сильное кино.

«Лебеди», 2018 г.

«Лебеди» — рабочий позывной «скорой помощи» в Светлогорске. И насколько «Инокиня» попала в фестивальную струю, настолько «Лебеди» оказались
вне нее. Получилась странная история: с одной стороны, картину не берут западные фестивали, видимо, для них фильм не открывает ничего нового о нашей стране. С другой стороны, не жалуют «Лебедей» и российские фестивали, где в последнее время акценты смещаются в сторону патриотической темы. При этом фильм почему-то очень тепло принимают в Сибири: на фестивале в Новосибирске «Встречи в Сибири» картине дали Гран-при, сейчас зовут с показами в Тюмень, Омск… 

Хотя съемки опять же были не самыми легкими. Зима, будни врачей провинциальной «скорой помощи»… Но снимали мы здесь не потому, что хотели показать неблагополучный регион. Просто почувствовали, что в Минске работать будет сложно, и когда нужно было принимать решение о локации, уехали в родной город оператора фильма Николая Скороходова. 

Скажу честно: я не была готова к тому ужасу, который увидела. Меня поразила безграмотность населения: многие не соблюдают элементарные нормы гигиены, не знают свои диагнозы, не помнят, какие таблетки пьют… Удивило и абсолютное неуважение к работе врачей «скорой помощи». Каждый день мы ездили с бригадами на вызовы. У нас было несколько смен по 17 часов, у врачей — по 12. И только когда медики поняли, что мы работаем с ними на равных, что мы не приехали что-то быстро «урвать», они начали нам доверять. 
Сейчас я заканчиваю работу над новым фильмом «Хороших девочек не бьют», посвященным теме домашнего насилия. Но взялась за нее не потому, что она хайповая. А потому что познакомилась с женщинами, чьи истории меня совершенно поразили.
leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей МАТЮШ
5
Загрузка...