Интервью режиссера Олега Жюгжды «СОЮЗу»

Куклы — это не игрушки

На фестиваль «Встречи в России» в Петербурге Гродненский театр кукол привез спектакль главного режиссера Олега Жюгжды «Уединенный домик на Васильевском» (18+). Это фантастическая повесть Владимира Титова, сюжет которой он записал со слов самого Пушкина. Спектакль об игре потусторонних сил с человеком, переворачивающей всю его жизнь, таинственная петербургская история, которую относят к ярким образцам русской литературной готики.

Олег Жюгжда: Очень интересно работать в новых интерьерах. Это всегда эксперимент.
ГРОДНЕНСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

И это недавняя премьера — всего шестой раз играли спектакль. Создан он при поддержке Министерства культуры России.

— Что навело вас на мысль об этой постановке?

— Очень давно, лет 30 назад, я купил сборник «Московская романтическая повесть», и там как раз было это произведение. И вот пришел час, чтобы поставить его. В основе спектакля — воспоминания героев либо сочинения по ходу действия. Надеюсь, зрителям интересна мистика.

Хотя авторство Пушкина условно и не доказано, но повесть вошла в его собрание сочинений. Думаю, Александр Сергеевич мог позволить себе такое — придумать страшилку, сюжетец о влюбленном дьяволе, анекдотец (как в «Пиковой даме») и легко подарил его Титову.

— Где и кто сделал ваших кукол?

— Головы лепила художник из Питера Анастасия Кардаш, присылала их к нам в Гродно. Мы с ней уже пять спектаклей вместе выпустили. А сборка кукол — тело, руки, ноги, обшить, одеть, механизировать ротики, глазки — все это уже в наших мастерских сделали, в гродненском театре.

Кстати, очень трудно найти настоящих мастеров-кукольников, которые бы поняли, что от них требуется.

— В вашей постановочной команде художник — из Петербурга, композитор — из Мурманска, балетмейстер — московский, вы живете в Гродно. Как удалось всех собрать?

— Мы уже работали вместе. Найти своего человека непросто. Который будет понимать меня с полуслова, ему не надо долго объяснять задачи, только намекнешь — и он, профессионал своего дела, все сделает.

Очень интересно работать на новых территориях, в новых интерьерах, это влияет на постановку. И это всегда эксперимент. Надо узнать актеров, победить их, подружиться с ними, вытащить из них все, что они способны дать. А когда артисту интересно с тобой работать — это просто бальзам на душу.

Приезжаешь — и видишь: это мой человек, это — не мой. Таким образом собирается постановочная группа.

— На разных театральных фестивалях в России часто вижу ваши прекрасные спектакли для взрослых. Это всегда классика: Шекспир, Уайльд, Чехов, Лермонтов... А для детей вы не ставите? Сказки Маршака, Чуковского, Андерсена...

— Как же, ставлю! Я широкого профиля режиссер. (Смеется.) В Петрозаводске «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена идет уже лет восемь. В Брянске — «Русалка», сказка Пушкина. За «Доктора Айболита» Рязанский театр кукол получил премию Правительства Российской Федерации. У нас в Гродно — «Кошкин дом», «Приключения Бибигона» — вечные, «неубиваемые». Спектакли для нашего «Бэби-театра» делаю («Кто сказал «мяу»?», «Малютка Дед Мороз»). Мы пока экспериментируем с материалом, присматриваемся, кому предназначен спектакль — малышам или мамочкам? Детская психология совершенно другая, мы приписываем себе ее знание, а на самом деле ничего не знаем.

На фестиваль в Петербург Гродненский театр кукол привез спектакль «Уединенный домик на Васильевском».
ГРОДНЕНСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

Почему я люблю классику? В ней можно найти ответ на любой вопрос сегодняшнего дня.
Я широкого профиля режиссер: в Петрозаводске «Стойкий оловянный солдатик» идет, в Брянске — «Русалка», в Рязани — «Доктор Айболит», в Петербурге — «Антигона»
— Ваша дочь Аглая Жюгжда стала актрисой кукольного театра. Вы не были против?

— Как можно препятствовать? Конечно, предупреждал о трудностях, она и сама прекрасно знала, что это такое, ведь росла за кулисами. Окончила тот же театральный институт в Санкт-Петербурге, на Моховой, что и я (в мое время он назывался ЛГИТМиК), училась на курсе Николая Петровича Наумова (я тоже). И в 2016 году поступила в труппу петербургского Малого театра кукол. Я видел ее в «Винни-Пухе» — в роли Пятачка, в «Преступлении и наказании» — Настасья. Хорошая артистка. Недавно я поставил у них «Антигону» Ануя, Аглая играет там. Вот, кстати, и она. А это сын Даниил, режиссер и художник анимационного кино, работает в Минске, на киностудии «Беларусьфильм». Вот так вся семья собралась на фестивале в Петербурге...

— Когда вы только начинали, у вас были режиссеры-кумиры в кукольном театре?

— Сергей Образцов. Из белорусов — Лелявский-старший, Анатолий Александрович, основатель белорусской национальной профессиональной школы театра кукол. За те два года, что он преподавал нам в Белорусском театральном институте, я многое у него взял. Главное — на сцене должно быть «вкусно», не пошло, остроумно, интеллигентно. Это он начинал ставить спектакли для взрослых в Минске. Затем — его сын Алексей Анатольевич, у которого я начинал как актер и многому на­учился как будущий режиссер.

— А вы преподаете, есть у вас ученики?

— Нет, не преподаю, меня на это не хватает. В принципе, все актеры, с которыми я работаю, начинают с азов. Если приезжаю в новый для меня театр, сразу рассказываю: «Ну, не ходят так уже давно, не разговаривают! И кукол уже так не оживляют...»

— Белорусская школа кукольного искусства — что ее отличает? Например, от российской.

— На слуху постановки нынешнего поколения белорусских кукольников — Игоря Казакова, Евгения Корняга. В Петербурге интересно работают с куклами Руслан Кудашов, Яна Тумина, Чакчи Фросноккерс (такой необычный псевдоним у режиссера Малого театра кукол).

А что отличает — об этом лучше скажут критики, театроведы, а еще — зрители.

— Какое произведение вы ставили не раз в разных театрах?

— Я не клонирую свои спектакли, за всю мою жизнь было переноса четыре, не более, по очень большим просьбам театров.

— Что сейчас репетируете?

— Ближайшая премьера в Мурманском театре кукол — «Женитьба Бальзаминова» Островского.

К СЛОВУ

— Говорят, у вас в Гродно очень красивый театр!

Олег Жюгжда: Это так, мы гордимся им. У нас историческое здание, построено в 1774 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе де Сакко. Это бывший драматический театр. Но сначала это был манеж для королевских лошадей, позже его перестроили в театр — король потребовал развлечений. Сегодня это самая старая театральная постройка в Беларуси.

Светлана Мазурова

sm2004@list.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter