Протоиерей Федор Повный – о поиске путей к примирению, воспитании молодежи и внутренней работе во время Рождественского поста

Жить в союзе мира

Настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске отец Федор Повный рассказал, как найти путь к примирению людям разных взглядов, о воспитании молодежи и внутренней работе во время Рождественского поста

Недавно протоиерею Федору Повному было присвоено звание почетного доктора Белорусской государственной академии искусств. Отец Федор помнит те времена, когда сам был студентом художественного факультета театрально-художественного института (сейчас БГАИ). С тех пор с альма-матер связи не теряет. Выступает с лекциями во время встреч со студентами, радушно принимает их в гостях, а они предлагают проекты по оформлению храма-памятника, успешно реализуют художественные идеи и задумки. Благодаря совместной деятельности удалось вырастить свои традиции художников-мозаичистов и иконописцев. Для многих студентов общение с отцом Федором — большая честь. Это отметили они сами после торжественной церемонии в академии. О том, как зарождалось сотрудничество, и многом другом, обозреватель «СБ. Беларусь сегодня» спросила у настоятеля прихода храма Всех Святых в Минске.

— Отец Федор, с вручением вам звания почетного доктора академии встречи со студентами станут еще более частыми. Насколько они важны для молодежи?

— Вручение звания почетного доктора академии было неожиданным для меня (улыбается. — Прим. авт.). Знакомство зарождалось десятилетия назад, когда началось строительство храма-памятника. Пришла мысль, что молодые творцы могут помогать: работать над деталями, декором интерьеров. Так они почувствовали востребованность и причастность к большому делу. Оформляли проекты как курсовые или дипломные работы. Художники-декораторы трудились над стеклянными сосудами для земли в крипте храма. Дизайнеры участвовали в оформлении некоторых деталей выставочного пространства музея памяти. Художники-монументалисты работали над мозаиками. Особая благодарность ректору академии Михаилу Борозне. Он входил в комиссию по оформлению главного пространства храма-памятника, консультировал по многим вопросам. Наше сотрудничество стало практическим, увлекательным, полезным для всех.

— Сейчас мы переживаем дни Рождественского поста. Какую работу над собой человек должен провести в это время?

— Рождество — это не только семейный праздник с Дедом Морозом и подарками. Прежде всего это рождение Христа, Сына Божьего в человеческой плоти. Родившись как человек, он освятил божественным светом человеческую природу. Возвысил ее до небес, когда вознесся после воскресения к Отцу. Человечество ликует, что ныне пришло спасение от действия греха, от смерти и одиночества без Бога.

В дни поста нужно уподобиться волхвам, которые взяли дары, вышли из дома и отправились в долгое путешествие. Каждый шаг приближал их к Богомладенцу. Все мысли были сосредоточены на предстоящей встрече. Вот так и мы 28 ноября начали свое путешествие, чтобы встретить маленького Христа. Новый день — это новый шаг. Каждое дело во имя его — дар, который поднесен к яслям 7 января. В мыслях — Божье Слово. В делах — молитва и добро. Вроде это не работа, специально ничего делать не нужно, только живешь с другим фокусом — на Христе.

— В трудные времена многие люди сразу свой взор обращают к религии и церкви. Насколько это оправданно?

— Долгое засилье атеизма придало религиозному поиску человека оттенок какой-то несерьезности.

Многие люди сильно сомневаются в реальности духовного мира. Хотя очень многие о нем говорят и склонны рассматривать духовный поиск как игру, как искание себя.

Приведу мнение одного современного автора. Он писал, что религиозность — часть человеческой природы, и не так уж важно, какую именно религию вы практикуете, если она удовлетворяет вашим потребностям. Но неизбежно наступает момент, когда перед лицом важного выбора, трагедии, смертельной болезни вопрос о духовной реальности встает с предельной серьезностью. Вечность оказывается рядом. В такие минуты для человека становится важным вопрос, к какому Богу обратить молитву, потому что он хочет быть услышанным, он хочет быть спасенным, и спасенным не сиюминутно, но навсегда. Он хочет и дальше проходить путь, не падая в пропасть, не сгибаясь под ураганами, не попадая в оползни.

Однако момента истины можно достичь и другим путем — благодарением за радость и скорбь. Необычно это звучит в современном мировосприятии. Но такой навык позволяет в самых тяжелых временах увидеть, насколько Бог милостив и добр, посылая в нужное время пропитание, кров, работу, друзей, благодетелей. Одним словом, благодарный человек видит повседневные чудеса Божьи.

В пост при желании можно учиться замечать в жизни маленькое ежедневное чудо и самому творить подобные чудеса для других.

— Отец Федор, какую проблему белорусского общества вы бы назвали главной на данный момент?

— Неблагодарность и отсутствие любви. Корень этой проблемы в том, что мало кто сейчас живет для Христа. Если бы жили по Евангелию, то хотя бы жалели друг друга. Но теперь модно Священное Писание использовать для своих целей, а Божьим Словом оправдывать человеческие грехи. Путая, образно говоря, божий дар с яичницей.

Если мы обращаемся к Новому Завету, то давайте послушаем святого апостола Павла. Он пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчеств и знаю все тайны и имею всякое познание, всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви — я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы». Далее идут его известные слова о том, что любовь долготерпит, не бесчинствует, не ищет своего.

Христос дает нам высокую планку совершенства. Если говоришь о Любви, то люби врага своего, прощай обидчика семижды семь раз в день. А сейчас даже христиане стоят с плакатами «Не забудем, не простим». И скажите, как без любви строить страну, отношения? К слову, «Никогда не забудем» —это название книги о героизме детей во время Великой Отечественной войны. Тем, кто сегодня гордо повторяет этот лозунг, нужно внимательно вчитаться в предисловие Якуба Коласа. В 1948 году он написал: «Эта книга представляет собой грозный обвинительный акт международных разбойников, которые мечтают о своем господстве над народом, об установлении своей власти над миром. И в то же время она красноречиво предсказывает судьбу этих бандитов всемирного масштаба».


— О каких христианских ценностях сейчас стоит говорить особенно часто? Какие ценности наиболее важны для нас?

— Прежде всего нужно говорить о главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего». Это наивысшая точка ветхозаветного и евангельского учения. Она написана на символической скрижали возле статуи пророка Моисея у храма-памятника на пятнадцати языках. Ведь любовь к Богу раскрывает в человеке добродетель, дает достоинство. Любовь к ближнему скрепляет общество, связывает узами милосердия. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы это понимать. Ведь христианские ценности сформировали нашу культуру, мировоззрение. Поэтому сохранить и передать потомкам мудрость Евангелия — это первостепенная, наверное, даже национальная задача. Если мы хотим сохранить свое самобытное лицо.

— Как, по вашему мнению, людям с разными точками зрения и политическими взглядами найти путь к примирению?

— Если опустить высокую планку Евангелия, то нужно хотя бы уважать друг друга и закон. Не поднимать темы, которые вызывают агрессию. Свою энергию не тратить на споры, а направлять ее на созидание. Как жизнь устроена? Взял камень — на твой жест ответят подобным. Это защитная реакция. Ты улыбнулся — и тебе улыбнутся в ответ. Но чтобы одарить лаской и заботой, нужно иметь мирное сердце, спокойный дух. Слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» — вновь актуальны как никогда. И прислушаемся к совету апостола Павла: «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Очень важные слова сегодня.

— Есть мнение, что протестное настроение больше характерно для человека во время становления собственного «я». Как, на ваш взгляд, нужно разговаривать с молодежью, чтобы быть услышанным?

— Мне думается, нужно вообще чаще с молодежью говорить. Образно и доходчиво. Но без морализаторства. Нужно слушать и слышать. Главное — воспитывать личным примером. Только личность способна зажечь другую личность. А много ли бесед со школьниками проводят наши ученые, артисты, художники, рабочие заводов, священники? Да и сам учитель должен быть глубоким и мудрым человеком, а не просто транслировать научную информацию. Недаром наши предки говорили, что учитель — это не профессия, а призвание.

Хотелось бы подчеркнуть, что в открытой фазе протеста подростка любые беседы бесполезны. Нужна четкая позиция взрослого. Важно отстаивать эту позицию, но исходя из любви, а не из агрессии. Истерику часто останавливают как? Пощечиной. Но с целью помочь, а не в гневе. Вот и родители не должны наказывать со злобой. Есть те, кто упрям и не слышит. Тогда их учит сама жизнь. А она, простите, больно бьет за невыполнение духовных и других законов.

— Святой апостол Павел сказал: «Противящийся власти противится Божию установлению»…

— Он указал на то, что власть как системообразующий принцип — это божественное установление, своего рода божественный миропорядок, основанный на иерархии. Ведь Бог сам обладает властью. Он своей волей создал мир. И этой власти воспротивился некогда Денница. Есть ангельские чины, которые называются господствами, властями, силами и начальствами. С этой цитатой нужно быть крайне осторожными, иначе мы уподобимся тем, кто прикрывается Евангелием. Вопрос послушания государственной системе вынес из духовной области еще сам Христос, сказав: «Божие — Богу, кесарево — кесарю». Заметьте, он не умалил значение для человека ни духовной, ни земной власти, но сопоставил их, подчеркивая важность каждой.

Уже со школьного возраста детям нужно объяснять, для чего существует государство, власть и силовые структуры. Все сейчас обучены правам.
У каждого права есть оборотная сторона. Это ответственность.
Мне же видится, что нужно сначала выстроить правильную иерархию. Сначала ответственность, а потом право. Принес пользу обществу — заслужи право. А может, даже и привилегии. Не принес — пожалуйста, имеешь право по гражданству, но без привилегий. Вредишь — неси ответственность. Это ведь везде так. Поэтому очень часто не понимаю тех опусов, которые звучат и которые нам пытаются навязать. Они же абсурдны.

— Отец Федор, как говорить с детьми о Боге, чтобы им легче было найти смысл жизни и себя в жизни социума?

— Нужно преподносить смысл жизни как минимум в служении другим, а как максимум — приводить ко Христу. Для этого подрастающее поколение должно хотя бы раз прочитать Евангелие, ведь через него говорит сам Иисус. Именно к читателю обращены его слова: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» Христос в этой книге говорит не как учитель и мудрец, а как царь мироздания. Он Господь Вселенной, и человек, пока не признает его своим Господом, пребывает в трагическом и пагубном мятеже против оснований реальности. Конечно, наши дети будут сами решать, быть с Богом или без Бога. Это их выбор. Но слово Божие о милосердии, любви и сострадании навсегда поселится в их душах. И тогда они сами будут видеть, где могут пригодиться их таланты, способности, энергия.

Законы духовной жизни никто не отменял. Они существуют точно так же, как и законы мира физического. Когда человек теряет смысл жизни, это состояние на языке духовном называется унынием. Парализуется воля. Вот чем так опасны гаджеты. Человек, однажды попав на эту уловку, становится зависимым. И самое лучшее он все равно будет воспринимать через призму худшего. Поэтому сегодня ведущие учебные заведения мира исключают гаджеты из всего учебного процесса.

— В письмах в редакцию «СБ. Беларусь сегодня» читатели часто задают вопросы, связанные с взаимоотношениями отцов и детей. На чем основан конфликт разных поколений и как его разрешить?

— Помните заповедь: «Почитай отца и матерь твою, да будет тебе благо и будешь долголетен на земле»? Какими бы родители ни были, ребенок должен быть благодарен отцу и матери за жизнь. Иоанн Златоуст прямо говорит: «Ты, родитель, ответственен за то, сколько твои дети жить будут. Учи детей Бога бояться и заповеди его соблюдать». А теперь посмотрите на общественное мнение. Это сплошной культ вечной молодости. Есть расхожая фраза: «Будущее — за молодыми». Она воспринимается как требование отдать все на откуп молодым, но не по их образованию и заслугам, а по гонору, соседствующему часто с хамством. А ведь Хам был наказан Богом за то, что посмеялся над наготой отца своего, вместо того чтобы прикрыть ее.

В наше время, к сожалению, нередки случаи неуважительного отношения к пожилым людям: дети не навещают их под предлогом опасности заразить или заразиться. Как будто в одиночестве легче жить.

— Воспитание человека во многом зависит от семьи. Но таковы реалии, что большую часть времени современные дети проводят в школе, родители заняты зарабатыванием денег. Получается, что воспитанием подрастающего поколения занимается интернет. Что, на ваш взгляд, нужно изменить, чтобы достичь баланса в этом вопросе?

— Вернуть воспитание человечности в школу. Не нужно вводить дополнительный час полит­информации. Это может вызвать еще большее отторжение. Важно увлечь детей и молодежь. Школа должна не просто давать знания, а формировать патриотизм, трудолюбие, навыки социального поведения, знакомить с основами гражданской и социальной ответственности, приобщать к кодексу чести белоруса и обрисовывать образ современной и уникальной Беларуси.

Скажите, чем это плохо? Ведь американцы гордятся своей страной. Считают лучшей в мире! Над этим работает система образования? Или это в семьях закладывается? Конечно, семейное воспитание должно быть в приоритете, потому что семью Бог создал для того, чтобы этот мир был разнообразным и интересным. В семье рождается уникальная личность как плод неповторимого родового кода. Но давайте реально взглянем на перспективу: половина браков у нас разрушается, а дети воспитываются в неполных семьях. Некоторые рождаются в сожительстве и вообще не имеют отцов. Давайте поразмышляем, какие ценности сегодня прививают детям родители, если уже в их время не было никакой морали и идеологии в школе, мировоззрение своих родителей младшее поколение считало устаревшим, грубо говоря, совковым? Христианские традиции в то время только возрождались. Думаю, это серьезная тема для размышлений и анализа действий.

— На фоне сложной эпидситуации многие люди чувствуют тревогу и страх заболеть. А недавно нам позвонила женщина с просьбой подсказать, как пережить потерю близкого человека. Что бы вы посоветовали?

— Помнится цитата из книги протоиерея Александра Шмемана: «Страх смерти — от суеты, не от счастья. Именно когда суетишься и вдруг вспомнишь о смерти, она становится невыносимым абсурдом, ужасом. Но когда в душе тишина и счастье, смерть воспринимаешь иначе. Ибо она сама — на уровне высокого, важного. И ужасает в ней несоответствие мелочному, ничтожному. В подлинном счастье всегда прикосновение вечности к душе, и потому оно открыто смерти. Подобное познается подобным. В суете нет вечности, и потому она ужасается смерти. «Во блаженном успении» — это значит, в смерти, воспринимаемой счастливым человеком». И если законы физики говорят, что материя и энергии не исчезают, а меняют форму, то тем паче духовные законы бытия подтверждают нашу обреченность на вечность. Важно, какой она для нас будет: с Богом или без Бога. Поэтому страшна не смерть, а нераскаянный грех. И поэтому христиане земными поклонами просят Господа: «Даруй мне зреть мои прегрешения» — и со своими грехами бегут к исповеди. И, имея опыт покаяния и причастности к Богу и Церкви Христовой, человек никогда не скажет, что главное — вера в душе.

— Отец Федор, легко ли быть священником, духовным отцом?

— С годами понимаешь, что это призвание. Помню удивительный момент во время службы в армии в военной части, расположенной в Казанском кремле. За долгие часы караула напротив его древних храмов думал о жизни и однажды явственно увидел, как на куполах рисуются кресты. В духовном выборе также семья сыграла определяющую роль.

— Что бы вы посоветовали тем, кто пока не определился с выбором?

— Продолжать искать истину. И не проходить мимо чужой беды. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Это совет самого Христа.

— Где, на ваш взгляд, проходит грань между понятиями «свобода» и «вседозволенность»?

— Человеческая воля является неотъемлемой частью нашей природы. Она представляет наше разумное начало. Воля человеческая призвана согласовываться с волей божественной. Но по воле человека произошло грехопадение. С того момента она может добровольно подчиняться третьей воле — дьявольской.

Задача человека состоит в том, чтобы направить свою волю в согласие с волей Божией. И ни в коем случае не позволить себе согласиться с волей зла. Поэтому человек каждую секунду делает этот выбор: быть с Богом или дьяволом.

Бог никогда не принуждает. Бог спрашивал даже Деву Марию, готова ли она стать матерью для Сына Божьего. Свобода человека состоит в способности направлять волю к добру или ко злу. Но не в самой способности выбирать между добром или злом заключается высочайшая ценность свободы, а в выборе добра. Вот что говорит апостол Павел в Послании к Галатам: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». Здесь содержится ответ, где прослеживается грань между свободой и произволом. Не люблю об этом говорить, но политические свободы в современном понимании в большинстве случаев и есть повод к угождению плоти. Боремся за мнимую свободу, а попадаем в реальное рабство. Здесь мне особенно вспоминаются слова Игнатия Брянчанинова: «От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца».

— Отец Федор, какие трудности, на ваш взгляд, Церкви и обществу предстоит преодолеть в скором будущем?

— Трудность на все времена одна: жить в союзе мира.

kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter