Недавно протоиерею Федору Повному было присвоено звание почетного доктора Белорусской государственной академии искусств. Отец Федор помнит те времена, когда сам был студентом художественного факультета театрально-художественного института (сейчас БГАИ). С тех пор с альма-матер связи не теряет. Выступает с лекциями во время встреч со студентами, радушно принимает их в гостях, а они предлагают проекты по оформлению храма-памятника, успешно реализуют художественные идеи и задумки. Благодаря совместной деятельности удалось вырастить свои традиции художников-мозаичистов и иконописцев. Для многих студентов общение с отцом Федором — большая честь. Это отметили они сами после торжественной церемонии в академии. О том, как зарождалось сотрудничество, и многом другом, обозреватель «СБ. Беларусь сегодня» спросила у настоятеля прихода храма Всех Святых в Минске.
— Отец Федор, с вручением вам звания почетного доктора академии встречи со студентами станут еще более частыми. Насколько они важны для молодежи?
— Вручение звания почетного доктора академии было неожиданным для меня (улыбается. — Прим. авт.). Знакомство зарождалось десятилетия назад, когда началось строительство храма-памятника. Пришла мысль, что молодые творцы могут помогать: работать над деталями, декором интерьеров. Так они почувствовали востребованность и причастность к большому делу. Оформляли проекты как курсовые или дипломные работы. Художники-декораторы трудились над стеклянными сосудами для земли в крипте храма. Дизайнеры участвовали в оформлении некоторых деталей выставочного пространства музея памяти. Художники-монументалисты работали над мозаиками. Особая благодарность ректору академии Михаилу Борозне. Он входил в комиссию по оформлению главного пространства храма-памятника, консультировал по многим вопросам. Наше сотрудничество стало практическим, увлекательным, полезным для всех.
— Сейчас мы переживаем дни Рождественского поста. Какую работу над собой человек должен провести в это время?
— Рождество — это не только семейный праздник с Дедом Морозом и подарками. Прежде всего это рождение Христа, Сына Божьего в человеческой плоти. Родившись как человек, он освятил божественным светом человеческую природу. Возвысил ее до небес, когда вознесся после воскресения к Отцу. Человечество ликует, что ныне пришло спасение от действия греха, от смерти и одиночества без Бога.
В дни поста нужно уподобиться волхвам, которые взяли дары, вышли из дома и отправились в долгое путешествие. Каждый шаг приближал их к Богомладенцу. Все мысли были сосредоточены на предстоящей встрече. Вот так и мы 28 ноября начали свое путешествие, чтобы встретить маленького Христа. Новый день — это новый шаг. Каждое дело во имя его — дар, который поднесен к яслям 7 января. В мыслях — Божье Слово. В делах — молитва и добро. Вроде это не работа, специально ничего делать не нужно, только живешь с другим фокусом — на Христе.
— В трудные времена многие люди сразу свой взор обращают к религии и церкви. Насколько это оправданно?
— Долгое засилье атеизма придало религиозному поиску человека оттенок какой-то несерьезности.
Многие люди сильно сомневаются в реальности духовного мира. Хотя очень многие о нем говорят и склонны рассматривать духовный поиск как игру, как искание себя.
Приведу мнение одного современного автора. Он писал, что религиозность — часть человеческой природы, и не так уж важно, какую именно религию вы практикуете, если она удовлетворяет вашим потребностям. Но неизбежно наступает момент, когда перед лицом важного выбора, трагедии, смертельной болезни вопрос о духовной реальности встает с предельной серьезностью. Вечность оказывается рядом. В такие минуты для человека становится важным вопрос, к какому Богу обратить молитву, потому что он хочет быть услышанным, он хочет быть спасенным, и спасенным не сиюминутно, но навсегда. Он хочет и дальше проходить путь, не падая в пропасть, не сгибаясь под ураганами, не попадая в оползни.
Однако момента истины можно достичь и другим путем — благодарением за радость и скорбь. Необычно это звучит в современном мировосприятии. Но такой навык позволяет в самых тяжелых временах увидеть, насколько Бог милостив и добр, посылая в нужное время пропитание, кров, работу, друзей, благодетелей. Одним словом, благодарный человек видит повседневные чудеса Божьи.
В пост при желании можно учиться замечать в жизни маленькое ежедневное чудо и самому творить подобные чудеса для других.
— Отец Федор, какую проблему белорусского общества вы бы назвали главной на данный момент?
— Неблагодарность и отсутствие любви. Корень этой проблемы в том, что мало кто сейчас живет для Христа. Если бы жили по Евангелию, то хотя бы жалели друг друга. Но теперь модно Священное Писание использовать для своих целей, а Божьим Словом оправдывать человеческие грехи. Путая, образно говоря, божий дар с яичницей.
Если мы обращаемся к Новому Завету, то давайте послушаем святого апостола Павла. Он пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчеств и знаю все тайны и имею всякое познание, всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви — я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы». Далее идут его известные слова о том, что любовь долготерпит, не бесчинствует, не ищет своего.
Христос дает нам высокую планку совершенства. Если говоришь о Любви, то люби врага своего, прощай обидчика семижды семь раз в день. А сейчас даже христиане стоят с плакатами «Не забудем, не простим». И скажите, как без любви строить страну, отношения? К слову, «Никогда не забудем» —это название книги о героизме детей во время Великой Отечественной войны. Тем, кто сегодня гордо повторяет этот лозунг, нужно внимательно вчитаться в предисловие Якуба Коласа. В 1948 году он написал: «Эта книга представляет собой грозный обвинительный акт международных разбойников, которые мечтают о своем господстве над народом, об установлении своей власти над миром. И в то же время она красноречиво предсказывает судьбу этих бандитов всемирного масштаба».
— О каких христианских ценностях сейчас стоит говорить особенно часто? Какие ценности наиболее важны для нас?
— Прежде всего нужно говорить о главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего». Это наивысшая точка ветхозаветного и евангельского учения. Она написана на символической скрижали возле статуи пророка Моисея у храма-памятника на пятнадцати языках. Ведь любовь к Богу раскрывает в человеке добродетель, дает достоинство. Любовь к ближнему скрепляет общество, связывает узами милосердия. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы это понимать. Ведь христианские ценности сформировали нашу культуру, мировоззрение. Поэтому сохранить и передать потомкам мудрость Евангелия — это первостепенная, наверное, даже национальная задача. Если мы хотим сохранить свое самобытное лицо.
— Как, по вашему мнению, людям с разными точками зрения и политическими взглядами найти путь к примирению?
— Если опустить высокую планку Евангелия, то нужно хотя бы уважать друг друга и закон. Не поднимать темы, которые вызывают агрессию. Свою энергию не тратить на споры, а направлять ее на созидание. Как жизнь устроена? Взял камень — на твой жест ответят подобным. Это защитная реакция. Ты улыбнулся — и тебе улыбнутся в ответ. Но чтобы одарить лаской и заботой, нужно иметь мирное сердце, спокойный дух. Слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» — вновь актуальны как никогда. И прислушаемся к совету апостола Павла: «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Очень важные слова сегодня.
— Есть мнение, что протестное настроение больше характерно для человека во время становления собственного «я». Как, на ваш взгляд, нужно разговаривать с молодежью, чтобы быть услышанным?
— Мне думается, нужно вообще чаще с молодежью говорить. Образно и доходчиво. Но без морализаторства. Нужно слушать и слышать. Главное — воспитывать личным примером. Только личность способна зажечь другую личность. А много ли бесед со школьниками проводят наши ученые, артисты, художники, рабочие заводов, священники? Да и сам учитель должен быть глубоким и мудрым человеком, а не просто транслировать научную информацию. Недаром наши предки говорили, что учитель — это не профессия, а призвание.
Хотелось бы подчеркнуть, что в открытой фазе протеста подростка любые беседы бесполезны. Нужна четкая позиция взрослого. Важно отстаивать эту позицию, но исходя из любви, а не из агрессии. Истерику часто останавливают как? Пощечиной. Но с целью помочь, а не в гневе. Вот и родители не должны наказывать со злобой. Есть те, кто упрям и не слышит. Тогда их учит сама жизнь. А она, простите, больно бьет за невыполнение духовных и других законов.
— Святой апостол Павел сказал: «Противящийся власти противится Божию установлению»…
— Он указал на то, что власть как системообразующий принцип — это божественное установление, своего рода божественный миропорядок, основанный на иерархии. Ведь Бог сам обладает властью. Он своей волей создал мир. И этой власти воспротивился некогда Денница. Есть ангельские чины, которые называются господствами, властями, силами и начальствами. С этой цитатой нужно быть крайне осторожными, иначе мы уподобимся тем, кто прикрывается Евангелием. Вопрос послушания государственной системе вынес из духовной области еще сам Христос, сказав: «Божие — Богу, кесарево — кесарю». Заметьте, он не умалил значение для человека ни духовной, ни земной власти, но сопоставил их, подчеркивая важность каждой.
Уже со школьного возраста детям нужно объяснять, для чего существует государство, власть и силовые структуры. Все сейчас обучены правам.
У каждого права есть оборотная сторона. Это ответственность.Мне же видится, что нужно сначала выстроить правильную иерархию. Сначала ответственность, а потом право. Принес пользу обществу — заслужи право. А может, даже и привилегии. Не принес — пожалуйста, имеешь право по гражданству, но без привилегий. Вредишь — неси ответственность. Это ведь везде так. Поэтому очень часто не понимаю тех опусов, которые звучат и которые нам пытаются навязать. Они же абсурдны.
— Отец Федор, как говорить с детьми о Боге, чтобы им легче было найти смысл жизни и себя в жизни социума?
— Нужно преподносить смысл жизни как минимум в служении другим, а как максимум — приводить ко Христу. Для этого подрастающее поколение должно хотя бы раз прочитать Евангелие, ведь через него говорит сам Иисус. Именно к читателю обращены его слова: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» Христос в этой книге говорит не как учитель и мудрец, а как царь мироздания. Он Господь Вселенной, и человек, пока не признает его своим Господом, пребывает в трагическом и пагубном мятеже против оснований реальности. Конечно, наши дети будут сами решать, быть с Богом или без Бога. Это их выбор. Но слово Божие о милосердии, любви и сострадании навсегда поселится в их душах. И тогда они сами будут видеть, где могут пригодиться их таланты, способности, энергия.
Законы духовной жизни никто не отменял. Они существуют точно так же, как и законы мира физического. Когда человек теряет смысл жизни, это состояние на языке духовном называется унынием. Парализуется воля. Вот чем так опасны гаджеты. Человек, однажды попав на эту уловку, становится зависимым. И самое лучшее он все равно будет воспринимать через призму худшего. Поэтому сегодня ведущие учебные заведения мира исключают гаджеты из всего учебного процесса.
— В письмах в редакцию «СБ. Беларусь сегодня» читатели часто задают вопросы, связанные с взаимоотношениями отцов и детей. На чем основан конфликт разных поколений и как его разрешить?
— Помните заповедь: «Почитай отца и матерь твою, да будет тебе благо и будешь долголетен на земле»? Какими бы родители ни были, ребенок должен быть благодарен отцу и матери за жизнь. Иоанн Златоуст прямо говорит: «Ты, родитель, ответственен за то, сколько твои дети жить будут. Учи детей Бога бояться и заповеди его соблюдать». А теперь посмотрите на общественное мнение. Это сплошной культ вечной молодости. Есть расхожая фраза: «Будущее — за молодыми». Она воспринимается как требование отдать все на откуп молодым, но не по их образованию и заслугам, а по гонору, соседствующему часто с хамством. А ведь Хам был наказан Богом за то, что посмеялся над наготой отца своего, вместо того чтобы прикрыть ее.
В наше время, к сожалению, нередки случаи неуважительного отношения к пожилым людям: дети не навещают их под предлогом опасности заразить или заразиться. Как будто в одиночестве легче жить.
— Воспитание человека во многом зависит от семьи. Но таковы реалии, что большую часть времени современные дети проводят в школе, родители заняты зарабатыванием денег. Получается, что воспитанием подрастающего поколения занимается интернет. Что, на ваш взгляд, нужно изменить, чтобы достичь баланса в этом вопросе?
— Вернуть воспитание человечности в школу. Не нужно вводить дополнительный час политинформации. Это может вызвать еще большее отторжение. Важно увлечь детей и молодежь. Школа должна не просто давать знания, а формировать патриотизм, трудолюбие, навыки социального поведения, знакомить с основами гражданской и социальной ответственности, приобщать к кодексу чести белоруса и обрисовывать образ современной и уникальной Беларуси.
Скажите, чем это плохо? Ведь американцы гордятся своей страной. Считают лучшей в мире! Над этим работает система образования? Или это в семьях закладывается? Конечно, семейное воспитание должно быть в приоритете, потому что семью Бог создал для того, чтобы этот мир был разнообразным и интересным. В семье рождается уникальная личность как плод неповторимого родового кода. Но давайте реально взглянем на перспективу: половина браков у нас разрушается, а дети воспитываются в неполных семьях. Некоторые рождаются в сожительстве и вообще не имеют отцов. Давайте поразмышляем, какие ценности сегодня прививают детям родители, если уже в их время не было никакой морали и идеологии в школе, мировоззрение своих родителей младшее поколение считало устаревшим, грубо говоря, совковым? Христианские традиции в то время только возрождались. Думаю, это серьезная тема для размышлений и анализа действий.
— На фоне сложной эпидситуации многие люди чувствуют тревогу и страх заболеть. А недавно нам позвонила женщина с просьбой подсказать, как пережить потерю близкого человека. Что бы вы посоветовали?
— Помнится цитата из книги протоиерея Александра Шмемана: «Страх смерти — от суеты, не от счастья. Именно когда суетишься и вдруг вспомнишь о смерти, она становится невыносимым абсурдом, ужасом. Но когда в душе тишина и счастье, смерть воспринимаешь иначе. Ибо она сама — на уровне высокого, важного. И ужасает в ней несоответствие мелочному, ничтожному. В подлинном счастье всегда прикосновение вечности к душе, и потому оно открыто смерти. Подобное познается подобным. В суете нет вечности, и потому она ужасается смерти. «Во блаженном успении» — это значит, в смерти, воспринимаемой счастливым человеком». И если законы физики говорят, что материя и энергии не исчезают, а меняют форму, то тем паче духовные законы бытия подтверждают нашу обреченность на вечность. Важно, какой она для нас будет: с Богом или без Бога. Поэтому страшна не смерть, а нераскаянный грех. И поэтому христиане земными поклонами просят Господа: «Даруй мне зреть мои прегрешения» — и со своими грехами бегут к исповеди. И, имея опыт покаяния и причастности к Богу и Церкви Христовой, человек никогда не скажет, что главное — вера в душе.
— Отец Федор, легко ли быть священником, духовным отцом?
— С годами понимаешь, что это призвание. Помню удивительный момент во время службы в армии в военной части, расположенной в Казанском кремле. За долгие часы караула напротив его древних храмов думал о жизни и однажды явственно увидел, как на куполах рисуются кресты. В духовном выборе также семья сыграла определяющую роль.
— Что бы вы посоветовали тем, кто пока не определился с выбором?
— Продолжать искать истину. И не проходить мимо чужой беды. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Это совет самого Христа.
— Где, на ваш взгляд, проходит грань между понятиями «свобода» и «вседозволенность»?
— Человеческая воля является неотъемлемой частью нашей природы. Она представляет наше разумное начало. Воля человеческая призвана согласовываться с волей божественной. Но по воле человека произошло грехопадение. С того момента она может добровольно подчиняться третьей воле — дьявольской.
Задача человека состоит в том, чтобы направить свою волю в согласие с волей Божией. И ни в коем случае не позволить себе согласиться с волей зла. Поэтому человек каждую секунду делает этот выбор: быть с Богом или дьяволом.
Бог никогда не принуждает. Бог спрашивал даже Деву Марию, готова ли она стать матерью для Сына Божьего. Свобода человека состоит в способности направлять волю к добру или ко злу. Но не в самой способности выбирать между добром или злом заключается высочайшая ценность свободы, а в выборе добра. Вот что говорит апостол Павел в Послании к Галатам: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». Здесь содержится ответ, где прослеживается грань между свободой и произволом. Не люблю об этом говорить, но политические свободы в современном понимании в большинстве случаев и есть повод к угождению плоти. Боремся за мнимую свободу, а попадаем в реальное рабство. Здесь мне особенно вспоминаются слова Игнатия Брянчанинова: «От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца».
— Отец Федор, какие трудности, на ваш взгляд, Церкви и обществу предстоит преодолеть в скором будущем?
— Трудность на все времена одна: жить в союзе мира.
kuzmich@sb.by