Земляника от графа Тышкевича

В прошлом году в Литве побывало на четверть больше наших туристов, чем в 2010–м...

В прошлом году в Литве побывало на четверть больше наших туристов, чем в 2010–м. Это 368 тысяч человек — целый областной центр! Каждый пятый путешественник в Литве — белорус.


— Ваша страна занимает первое место по количеству туристов, поэтому для нас очень важно поддерживать тесные отношения с белорусским турбизнесом, — надеется на столь же частые взаимные поездки и впредь Раймонда Бальнене, директор госдепартамента туризма Литвы.


До Вильнюса от Минской кольцевой автодороги 170 километров или 2 с лишним часа езды. Это ближе, чем до любого областного центра (для сравнения: до Гродно 260 км). Было бы странно не путешествовать друг к другу.


Открывать Литву можно и раньше пересечения госграницы. Северные районы Гродненщины — часть той территории, на которой в XIII веке зарождалось ВКЛ. Отсюда начинается полоса замков великих князей: Крево, Лида, Мядининкай. И, конечно, Тракай — одна узкая, петляющая меж озер улица, застроенная преимущественно деревянными домами, над которыми лишь изредка поднимают башни к небу церковь, костел и причудливый почти квадратный купол кенассы — храма караимов, загадочного племени, вроде как потомков самих хазар, живших некогда в степном каганате на юге нынешней России.


Караимы и Витовт — два символа Тракая. Витовт, к слову, здесь и родился — точнее, по соседству, в деревне, носящей теперь название Сянейи Тракай (то есть Старые Троки).


Великий князь, собственно, поселил когда–то восточных гостей в литовском городе, чтобы служили храбрые воины его величеству. По сути же это был первый опыт приглашения иноземных наемников. Караимы и татары составляли своего рода иностранный легион в войске литовско–белорусского государства.


Не случайно в Тракае до сих пор культовое блюдо — не цепеллины и колдуны, а кибинай — караимские пирожки.


Мне стало интересно, что готовили в минской Татарской слободе. Теперь в этом районе — гостиница «Юбилейная». Я думаю, владельцы отелей могли бы подумать о возрождении старинных традиций. Это никогда не поздно сделать.


А нашим турагентам совместно с учеными давно пора разработать белорусские экскурсии в Тракай. Ведь когда–то городок населяли и наши предки — не случайно здесь до сих пор стоит православная церковь.


Чуть дальше от Тракая — деревня Вевис, в прошлом тоже город. Теперь, пожалуй, только в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора НАН расскажут, что это знаменитое Евье: именно здесь в XVII веке работала типография, издававшая православные книги для Белоруссии, Украины и Московской Руси.


Я бы и больше узнал и рассказал вам о Тракае и окрестностях, но не все успел разведать. Взял велосипед, чтобы объехать озеро Гальве, на котором стоит замок XIV века, остановился у костела, успешно проехал по брусчатке и на ровном современном тротуаре врезался в бордюр! Колесо лопнуло. Пришлось ограничиться пешей прогулкой по центру местечка и визитом в крепость. Здесь очень много польских туристов, слышна немецкая речь. В сувенирных магазинах всегда ответят по–русски. А перед замком подростки торгуют ароматной земляникой, только что собранной в окрестных лесах, когда–то принадлежавших графу Тышкевичу. Рядом просит милостыню калека в инвалидной коляске — прямо у деревянного истукана, на поверку оказавшегося статуей Витовта, пенсионер в тельняшке выставляет на продажу значки времен СССР. А говорят, в Литве запрещена советская символика... Двое полицейских следят за порядком, катаясь от замка к местечку на самокатах. И не отказываются сфотографироваться.


По дороге из Тракая в Вевис спряталась за лесами деревня Анупришкес. Видимо, ее основателем был некий Анупрас, или по–русски Онуфрий. А сейчас здесь самое популярное имя Антанас. Так зовут создателя местного парка отдыха и развлечений TonyResort.


Антанас Гуога в юности уехал в Австралию, сколотил капитал и вернулся на родину — продолжать бизнес и вкладывать «собранные» там деньги в свою страну.


— Мама в детстве рассказывала предания о ВКЛ, и я решил не на словах, а на деле возродить некоторые традиции той эпохи, — Гуога, набравшись опыта за рубежом, умело соединяет лучшее из прошлого с современными технологиями.


В TonyResort меня поселили не в большой отель. Тут таких нет и не будет. Местную природу не стали выкорчевывать. Каждая сосна осталась расти на своем месте. А между ними вписали более десятка бунгало, похожих чем–то на жилища из марсианских хроник Рея Брэдбери. Внутри — все современные удобства. А снаружи фасады отделаны обычной дранкой. Она сереет, чернеет, покрывается мхом — и «марсианские» жилища сливаются с природой. Идея таких жилищ принадлежит архитектору Гинтаутасу Наткявичюсу.


В середине лета в Анупришкес приедут ребята из Чечерска. Литовское посольство в Беларуси уже не первый год отправляет малышей из чернобыльской зоны на отдых под Вильнюс. На этот раз их обещают угостить блюдами кухни XVII века. Месяц назад TonyResort запатентовал несколько рецептов эпохи ВКЛ. Мне посчастливилось попробовать кое–что из кушаний, секреты приготовления которых раскрыл историк Антанас Астраускас.


Переодетые в старинные костюмы официанты разносили подносы с холодным борщом и раками, затем — форель, а на десерт — облепиха в сгущенке. Блюда из традиционных литовско–белорусских даров природы ничуть не хуже заморских деликатесов с виду и на вкус. Можно позавидовать соседям — сделали такое открытие! Только ведь у нас также написано несколько исследований по старинной белорусской кухне (в принципе, немногим отличающейся от литовской) и даже издано несколько энциклопедий. А на практике что?


Валерия Клицунова, председатель общества «Отдых в деревне», посетив Анупришкес, посоветовала литовским бизнесменам обязательно побывать в белорусской глубинке:


— У нас тоже сделано немало. В Мотоле на Полесье проводится кулинарный фест, старинные обряды продолжают существовать в нескольких деревнях, привлекая внимание ЮНЕСКО. Почему бы не организовывать совместные фесты, туры?


Обмен опытом между белорусскими и литовскими бизнесменами был бы полезен. Парк отдыха, который, по идее, близок анупришкскому, собирались строить на Глубоччине. Об этом «СБ» рассказывала 1 марта в статье «На берегу Плиссы возводят уникальный туркомплекс».


В создание парка в Анупришкесе вложено много средств. Постройка только одного бунгало обошлась владельцу, по его словам, в 150 тысяч евро. А таких «хаток» — более десятка, кроме прочих строений и инфраструктуры. Гуога может себе позволить вкладывать, не рассчитывая на быструю отдачу: «Этот проект не ради прибыли, а хобби».


В прошлом году госдепартамент туризма Литвы на национальном конкурсе признал TonyResort лучшим местом в стране для семейного отдыха.


— Наша цель — дать возможность литовцам, которые едут за границу в поисках лучшего качества жизни, почувствовать себя хорошо и дома, — формулирует идею туркомплекса директор Линас Ясинскас.


Антанас Гуога собирается расширить свой бизнес и в Беларуси:


— Ваша страна перспективная для инвестирования средств и идей. Белорусы работают на совесть и за это хотят получать хорошие деньги. Почему бы нам не сотрудничать?


Предприниматель не бросает слов на ветер. Он не раз был в нашей стране, ему нравится Минск — и отнюдь не только чистотой своих улиц:


— У вас нет бандитизма. Можно спокойно работать — для бизнесмена это важно.


«С Литвой у Беларуси не только общая история, но и будущее», — надеется на более широкие перспективы сотрудничества и Валерия Клицунова. Сообща мы могли бы сделать больше для развития трансграничных маршрутов и создания новых рабочих мест в деревне.


Тракайский район, Литва.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter