В СЭЗ «Брест» завершилось строительство аккумуляторного завода

Завод отвечает нормам безопасности

В свободной экономической зоне «Брест» завершилось строительство аккумуляторного завода. Сумма инвестиций — около 26 млн долларов. Создано 138 новых рабочих мест. Производство планируют запустить уже в марте. Однако производственным соседством обеспокоены многие жители окрестных деревень и дачных кооперативов. По их мнению, аккумуляторный завод угрожает экологической безопасности. Инициаторы проекта заверяют: многочисленные экспертизы подтвердили безопасность объекта и поводов для беспокойства нет.


Завод разместился на площади 5,4 гектара в четырех километрах восточнее Бреста, рядом с аэропортом. Здесь будут выпускать до двух миллионов аккумуляторных батарей ежегодно. По закону расстояние между подобными промышленными объектами и жилыми домами должно быть не менее 500 метров. До ближайшей деревни Хабы — 750 метров, до дачного поселка — 1.200 метров. Завод и реку Мухавец разделяют два километра, до деревни Тельмы‑2 еще дальше — 2.500 метров. Тем не менее люди переживают.

Жительница деревни Тельмы Ольга говорит, что она обеспокоена близостью аккумуляторного завода: 

— Нам нужны новые производства, рабочие места, налоги. Но на этом предприятии в производстве используются свинец, серная кислота. Почему место для строительства выбрали именно здесь? Почему не отнести завод дальше от жилых домов? 

Сегодня на аккумуляторном заводе ООО «АйПауэр» состоялась пресс‑конференция. У входа на территорию предприятия собрались несколько десятков брестчан, выступающих против запуска аккумуляторного производства. Журналистам они передали список своих вопросов. Некоторые из них прозвучали во время пресс‑конференции.

Главный инженер ООО «АйПауэр» Сергей Дубновицкий заверил — проект соответствует самым жестким нормам безопасности:

— Наши экологические требования жестче, чем в Евросоюзе, России, Украине. Многие компании, которые делают очистное оборудование для аналогичных производств, когда увидели наши требования, заявили прямо: они не смогут их выполнить. В Европе подобные производства работают прямо в городах, в непосредственной близости от жилых кварталов. Тем не менее мы привлекли организацию, которая разработала ТУ, проект по очистке стоков, чтобы обеспечить те нормы, которые предусмотрены нашим законодательством. 

 Сотрудники предприятия объяснили, почему отношения между «АйПауэр» и теми, кто выступает против завода, не сложились: 

— Еще год назад мы пытались общаться с нашими оппонентами, но все доводы, которые мы приводили, так и не были услышаны. Наши ответы на их вопросы трактовались так, как кому‑то было удобно. Мы готовы общаться, но с теми людьми, кто готов слушать и слышать другую точку зрения.

— Предприятие готово к конструктивному сотрудничеству. Сейчас мы решаем, каким образом общественность сможет получать информацию о мониторинге работы завода. Могу добавить, что в Беларуси действительно очень жесткие экологические нормы. Например, допустимые уровни содержания свинца в земле в Беларуси и Германии отличаются в 50 раз. Поэтому многие европейские производители‑мастодонты просто не смогли гарантировать их выполнение, — сказал менеджер по корпоративному управлению охраной окружающей среды 1AK‑GROUP Александр Юнкевич.

Главный инженер завода провел экскурсию по предприятию. Показал оборудование, описал каждый производственный этап:

— Сейчас продолжаются пусконаладочные работы. Слухи о том, что мы установили бэушное оборудование, котлы, не соответствуют действительности. Например, срок службы котла — всего 3 — 5 лет. Покупать бывший в употреблении экономически нецелесообразно. Все оборудование новое и было выпущено в 2018 году. Производителей множество. Это известные компании из Китая, Южной Кореи, США, Дании, Италии, Франции... На заводе внедрены двух‑ и трехступенчатые системы очистки воздуха. Вода, которая соприкасалась со свинцом, не покинет территорию предприятия. Она будет применяться в производстве электролитов, в системе охлаждения, в других технологических операциях. 

Сергей Дубновицкий прокомментировал информацию о том, что количество закупаемого сырья не соответствует планируемым объемам производства:

— Я не знаю, какими данными пользуются наши оппоненты. Существует множество типов и видов аккумуляторных батарей. Ассортимент огромный. Для каждого типоразмера требуется разное количество исходных материалов. Могу сказать, что наши данные проверялись и перепроверялись не один раз.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей Жданок, профессор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, заслуженный деятель науки:

— Недалеко от завода проходит трасса М‑1/Е30. Эта автодорога оказывает куда большее влияние на окружающую среду, чем любой современный завод по производству аккумуляторов. Важно понимать, что любой подобный проект проходит тщательную и всестороннюю экспертизу. Фильтры, которые здесь применены, сделаны с большим запасом. Я был на многих аналогичных предприятиях в Европе, США, России. То, что создано в Бресте, — лучшее из того, что есть на данный момент. Новейшие технологии, современное оборудование. Производственные процессы максимально автоматизированы, участие человека сведено к минимуму. Даже в Бресте есть немало производств, которые куда опаснее. Важно беспрекословно соблюдать технологии и все нормы безопасности.

losich@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter