Зарплата – не по труду

Но не у рабочих, а у олигарховВсемирный банк опубликовал результаты исследований, согласно которым экономический рост в России и Беларуси в значительной степени обеспечен ростом производительности труда.

Цифры – страшная сила. Особенно если это – красивые цифры.
Последнее время многие представители Минэкономразвития и Минфина РФ часто говорили на тему того, что рост зарплат в нашей стране начал – примерно с 2005 года – обгонять рост производительности труда. А это нехорошо и ведет к ускоренной инфляции. По данным бывшего ведомства Грефа, а ныне ведомства Набиуллиной, за 2007 год оклады в России выросли на 16,2 процента, а производительность труда – всего лишь на 6 процентов.
Суть данной логической конструкции такова: быстрорастущие доходы населения вкупе с низким ростом производительности труда  стимулируют  спрос,  за  которым  не  успевает  предложение. В результате наблюдается высокий уровень инфляции, а потребительский спрос все в большей степени удовлетворяется импортными товарами.
Подразумеваемый вывод: хорошо бы зарплаты «приморозить» или хотя бы привести их рост в соответствие с ростом производительности труда.
Перед таким законченным шедевром бюрократической мысли невольно замираешь в восторженном недоумении: надо же, как все красиво закручено! Только что это за «хвосты» наружу торчат? И что будет, если за них осторожненько так потянуть-подергать?
Почему за точку отсчета чиновниками взят 2005 год? Если рост производительности труда, начиная с этого времени, действительно начал отставать от роста зарплат, то что происходило до того? Задавшись таким простым вопросом, мы сразу же вспомним ныне покойного академика Дмитрия Львова, который буквально бил в набат: на единицу зарплаты в России производится вдвое-втрое больше единиц ВВП, чем в США, Японии или в «старом» Евросоюзе! А это резко сокращает объем внутреннего рынка и накладывает серьезные ограничения на возможности экономического роста!
Согласитесь, вряд ли столь ощутимое, более чем двукратное отставание уровня зарплат россиян от уровня производительности труда могло быть ликвидировано за три с небольшим года. И чиновники наши, взяв только последние несколько лет, когда, возможно, действительно происходил компенсаторный опережающий рост зарплат, выдают часть за целое.
Почему об этом говорится предположительно, как о возможности, а не факте? Нынешний рост зарплат в России во многом обусловлен их «обелением». Если раньше человеку часть заработанных им денег давали просто «в конверте», а сейчас всю сумму проводят по бухгалтерии, с уплатой государству всех положенных налогов и отчислений, то для статистики это будет выглядеть как рост зарплаты. Хотя в реальности ничего подобного не произошло.
Кстати, существованием того же «серого» сектора в отечественной экономике можно частично объяснить и «парадокс академика Львова», уже отмеченный выше: на деле разрыв реальной оплаты труда в России сравнительно с развитыми странами мира был не настолько велик, а нынешний «рост» зарплат не настолько значителен, как это следует из официальной статистики.
Есть еще и резкая дифференциация доходов российского населения. Одно дело – зарплата сельского учителя или врача, и совсем другое – зарплата топ-менеджеров «Газпрома» или Сбербанка. Одно дело – зарплата в Москве или Тюмени, и совсем другое – где-нибудь в Ингушетии или в Воронеже. Но ведь считают-то наши статистики «среднюю температуру по больнице», где все эти деньги воображаемо сваливаются в один котел и делятся поровну на всех работающих. «Социалистическая уравниловка» в худшем виде, так сказать.
Но при социализме, когда зарплаты руководителя и уборщицы различались максимум в пять-шесть раз, такое усреднение хотя бы имело смысл. А сейчас, когда реальный рост зарплат касается в лучшем случае 10-15 процентов населения, а 80 процентов этого роста сосредоточены в «верхних 5 процентах», подобная «статистика», извините, выглядит не более чем утонченной насмешкой над здравым смыслом.
Впрочем, все указанные выше «хвосты» – не более чем маленькие «хвостики» по сравнению с главным. Дело в том, что «совокупное состояние ста самых богатых людей России журнал Forbes оценил в 522 миллиарда долларов, что приблизительно вдвое больше доходов федерального бюджета страны, запланированных на 2008 год (6,64 триллиона рублей, или, по курсу 24 рубля за доллар, 277 миллиардов долларов)».
Проблема здесь не в том, что богатые становятся все богаче, что на смену 8 «ельцинским» долларовым миллиардерам пришло 110 «путинских». Проблема в том, что их деньги не работают на Россию, что они тратятся не на строительство новых дорог, не на запуск производств с технологиями XXI века, а на фешенебельные яхты, футбольные клубы, острова в Адриатическом море, яйца Фаберже и бюстгальтеры с бриллиантами.
Проблема в том, что государство создает такие социально-экономические условия, при которых миллиардерам с российским гражданством оказывается позволительным проедать и гноить огромные ресурсы, которые могли быть использованы для развития страны. Вот где явно и безусловно присутствует «чрезмерный рост доходов, опережающий рост производительности труда». Впрочем, не в меньшей мере это касается и наших чиновников, «застерилизовавших» триллионы рублей в Стабфонде и его «наследниках» – Резервном фонде и Фонде будущих поколений.
Российское производство не развивается и деградирует вовсе не по причине «низкой производительности труда» рядовых россиян, а потому, что капитаны государства и бизнеса не создают никаких условий для повышения этой самой производительности – не вкладываются в реальный сектор экономики. Отсюда – растущая зависимость от импорта и запредельная инфляция, которая даже в официальной своей, примерно вдвое заниженной, ипостаси вышла на уровень 20 процентов годовых.
А чиновники Минфина и Минэкономразвития изо всех сил начали пропагандировать миф о «чрезмерном росте зарплат». Авось их подтасовок никто не заметит!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter