Поиск внутренних резервов
Актуальность выработки и реализации общих механизмов экономической и аграрной политики братских государств, способных повысить устойчивость агропромышленного комплекса и рынка Союзного государства, возрастает в особенности сейчас, когда усиливается глобальная экономическая нестабильность, а для ряда стран высока вероятность серьезного продовольственного кризиса, отмечают эксперты. Сложившиеся за годы существования Союзного государства благоприятные экономические и торговые отношения Беларуси и России, подчеркивает заместитель директора по научной работе Института системных исследований в АПК НАН Беларуси кандидат экономических наук Светлана Кондратенко, оказывают сейчас важнейшее стабилизирующее значение в агропродовольственной сфере:— И даже непростую внешнеэкономическую ситуацию Беларусь и Россия используют для поиска новых внутренних резервов экономического роста, наращивания научного и инновационного потенциала агропромышленного комплекса, активизации процессов импортозамещения, освоения новых экспортных рынков продукции с высокой добавленной стоимостью.
Так, за последние годы наши государства существенно нарастили производственный потенциал по основным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В документах стратегического планирования двух стран закреплены принципы самообеспечения, продовольственной безопасности и независимости.
Подход — комплексный
Обоими государствами делается немало и на страновом уровне. Так, Указом Президента России № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» определены стратегические государственные интересы. Среди них повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения; устойчивое развитие и модернизация сельского, рыбного хозяйства; развитие племенного животноводства, селекции растений, семеноводства и аквакультуры; создание в сельском хозяйстве высокопроизводительного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного кадрами высокой квалификации. В стране продолжается реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.Беларусь также уверенно продвигается в решении задач, обозначенных в доктрине национальной продовольственной безопасности до 2030 года. Стратегия ориентирована на повышение обеспеченности качественным продовольствием и его доступности для полноценного питания и здорового образа жизни населения на основе развития конкурентоспособного аграрного производства и создания благоприятных социально-экономических условий. Эти приоритеты отражены в действующей государственной программе «Аграрный бизнес». Основные управленческие и экономические ресурсы в настоящее время, отмечает Светлана Кондратенко, направлены на увеличение объемов и совершенствование структуры производства в соответствии с потребностью рынка, обеспечение сельхозпроизводителей высокопродуктивными семенами отечественной селекции, увеличение численности поголовья племенных животных, создание социально-экономических условий для динамичного развития национального АПК.
Сегодня общая площадь сельскохозяйственных земель в Беларуси превышает 8 миллионов гектаров, из которых более 70 процентов — это посевные площади. Валовая добавленная стоимость сельского хозяйства составляет 6,8 процента от ВВП страны, а экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания — 17 процентов от общего объема экспорта. В сельское хозяйство направляется почти 12 процентов общего объема инвестиций в основной капитал.
Высокую оценку Беларуси в части продовольственной безопасности дает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по аграрной политике, председатель Комиссии Парламентского Собрания по аграрным вопросам Парламентского собрания Беларуси и России Николай Шевчук. Он отмечает: в тематику продовольственной безопасности у нас в стране глубоко погружены Президент, Правительство:
— Если возникают вопросы по тому или иному виду продовольственной продукции, как, например, в прошлом году по гречке, соответствующие решения принимаются моментально. Расширяются посевные площади, включаются в работу научные институты, обеспечивая программу семенами. Поэтому на сегодня благодаря проводимой Главой нашего государства с 90-х годов прошлого века политике — серьезной, вдумчивой, целенаправленной, научно обоснованной — вопрос снабжения населения продовольствием, в том числе плодоовощной продукцией, не стоит.
Это подтверждают и цифры. В стране уровень самообеспечения по картофелю равен 100 процентам, овощам и бахчевым — 101,8, мясу — 134,2, молоку — 263,3, яйцам — 127,7 процента. Это позволяет Беларуси не только насытить внутренний рынок продовольствием высокого качества, но и значительную его часть экспортировать. К слову, и это немаловажно, Беларусь с 2015 года имеет положительное сальдо внешней торговли агропродовольственными товарами. По итогам прошлого года цифра достигла показателя в 2,2 миллиарда долларов.
Основной торговый партнер — Россия
За годы существования Союзного государства Беларусь и Россия проделали значительную работу по налаживанию сбалансированных торговых отношений в агропродовольственной сфере. Взаимные поставки сельхозпродукции и продовольствия вносят весомый вклад в обеспечение внутреннего рынка Союзного государства. Без сомнения, Россия сегодня — основной торговый партнер Беларуси на продовольственном рынке. Товарооборот между странами по группе агропродовольственных товаров за прошлый год составил более 6,5 миллиарда долларов (по сравнению с уровнем 2015-го он увеличился на 40 процентов). Удельный вес России в совокупном экспорте сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси — более 70 процентов, в импорте — около 40 процентов. Белорусская продукция экспортируется в 77 регионов Российской Федерации. В лидерах Москва и Московская область (51,3 процента продукции), Санкт-Петербург (9,3 процента), Калининградская область (7,4 процента).Для дальнейшего развития торговых и экономических отношений между странами, подчеркивает Светлана Кондратенко, в настоящее время необходим ряд мер. В их числе — создание равных и благоприятных условий конкурентной среды для производства и сбыта продукции на территории Союзного государства, реализация единой концепции защиты экономических интересов товаропроизводителей и экспортеров Беларуси и России от недобросовестной конкуренции, проведение согласованной политики по освоению новых рынков сбыта.
Светлана Кондратенко отмечает:
— Также мы должны развивать и активно использовать научно-инновационный потенциал, реализуя совместные проекты, в частности, по развитию селекции и семеноводства, племенного животноводства, сельскохозяйственного машиностроения, системы планирования и прогнозирования агропромышленного производства Союзного государства.
К слову, на создание социальных и экономических условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса Союзного государства ориентирован Декрет «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы», подписанный главами государств Беларуси и России. Основная задача интеграционных программ — в сближении и гармонизации законодательства двух стран в области регулирования АПК.
arteaga@sb.by