Представляем номинанта на союзную премию — дирижера Александра Анисимова

Я работаю на крещендо

В этом сезоне главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Беларуси народный артист Александр Анисимов выдвинут от Республики Беларусь на премию Союзного государства в области литературы и искусства за создание цикла концертов, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне (среди них — Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича и «Реквием» Дмитрия Кабалевского на стихи Роберта Рождественского). Но это лишь один из поводов для нашей встречи.

Александр Анисимов: В Минске я уже более 40 лет. И до сих пор каждый день восхищаюсь им и Беларусью.

Маэстро Анисимова без особых колебаний можно отнести к числу самых ярких и популярных белорусских дирижеров. Он все время на виду, в движении, бесконечно фонтанирует новыми идеями и проектами, любим публикой, коллегами и журналистами. Со стороны кажется, что в жизни Александра Михайловича и впрямь было много взлетов и ни одного падения: аншлаговые гастроли, крупнейшие театры мира и десятки филармонических сцен, длинный список оперных постановок, многочисленные награды и звания...

Мы перехватили маэстро сразу после возвращения из Москвы, куда он ездил на свадьбу внука Максимилиана.

— Как все прошло, Александр Михайлович?

— Внука венчал тот же батюшка, отец Дмитрий, который до этого проводил обряд для моей младшей дочери Любаши, тети Максимилиана. Обе церемонии проходили в храме священномученика Антипы. Причем выяснилось, что отец Дмитрий (к слову, сын знаменитой актрисы Екатерины Васильевой) давно служит в другом храме, но он согласился провести церемонию в столь важном для нашей семьи месте. Из Ульяновска, откуда родом невеста, тоже специально приехал батюшка, и они вдвоем совершили таинство венчания. Когда церемония закончилась, отец Дмитрий обратился ко всем присутствующим. И так эмоционально, красиво говорил, что я по своей традиции… начал аплодировать. И все меня подхватили, хотя это не принято в храме. Батюшка даже пошутил: «А это, наверное, наш маэстро!» Но все потом согласились, что это было уместно. Так что все прошло замечательно.

— Знаю, один из ваших многочисленных внуков, Александр-младший, тоже дирижирует. Когда ждать совместный концерт?

— Начнем с того, что я очень счастливый дедушка. Сын в Минске, а две дочки живут в Москве. Старшая одно время работала хормейстером в Детском музыкальном театре-студии при Большом театре Беларуси. Младшая окончила минский хореографический колледж, танцевала в белорусском Большом. Потом поступила в училище имени Щукина в Москве, играла в театре и сериалах. Но встретила будущего мужа и посвятила себя семье. Сейчас у них пятеро детей. И вот старший Саша в хоровом училище, мечтает стать дирижером. «Дедушка-дирижер» — это у меня в их семье кличка такая. Все дети, кстати, занимаются музыкой. Даже предпоследний внук уже играет на маленькой трубе. А что касается концерта, так он, смеюсь, уже был: юные таланты участвовали в нашем новогоднем вечере.

— Вы так давно в белорусской культуре — уже мало кто помнит, что вы коренной москвич…

— Москва остается моей родиной, но уже второй, получается. В Минске я более 40 лет, больше половины жизни. Это хороший срок, который, думаю, позволяет называть город своим. И до сих пор каждый день восхищаюсь им и Беларусью. Приезжаю в Витебск — любуюсь. А Гродно? Это же фантастика! А наши ухоженные маленькие города, деревни? Для меня патриотизм — не политический лозунг, а живое чувство. Поверьте, я все замечаю: новые электробусы на улицах, полные полки в магазинах, аншлаги в театрах — и меня переполняет чувство патриотизма. Полностью выкупленный зал в филармонии — это для меня тоже любовь к родине. Потому что у людей есть, во-первых, финансовая возможность, а во-вторых — желание прийти на концерт. В будний день, после работы, не обращая внимания на проблемы и быт, публика приходит, чтобы насладиться классической симфонической музыкой в эталонном исполнении.

— Чем оркестр порадует слушателей в новом филармоническом сезоне?

— Из нового прозвучит Концерт для скрипки с оркестром австрийского композитора Альбана Берга. Это непростая пьеса, последний раз исполнялась более 40 лет назад, но она достойно того, чтобы белорусский зритель ее услышал и оценил. В будущем хочу представить публике редко звучащих у нас Бела Бартока, Пауля Хиндемита, Моисея Вайнберга, незаслуженно забытого белорусского композитора Владимира Доморацкого — мне его, кстати, рекомендовала Галина Горелова. Сыграем и новое сочинение Вячеслава Кузнецова — Симфонию № 8 — и скрипичный концерт Сергея Бельтюкова. Уже записали эти пьесы для фонда Белорусского радио. Это стиль моей работы: сначала делаем качественную ­запись, затем представляем произведение в концертных программах.

— Льстит, когда зрители спрашивают билеты на «оркестр Анисимова»?

— Мне кажется, за эти годы я заслужил такую оценку. Когда говорят «оркестр Анисимова», это не означает, что музыканты играют хуже с другими дирижерами. Это означает, что есть особый почерк, мое исключительное отношение к произведениям и профессии. Но все это достигалось, конечно, не сразу. Скажем, я долгое время уделял большое внимание внешнему виду оркестра, говорил музыкантам: «Вы должны знать и помнить, что наша публика слушает глазами почти 80 процентов концерта. И то, как мы выглядим, очень важно». Люди все замечают.

— Чье признание для вас важнее: публики или профессионалов?

— Я их не различаю. Каждую деталь, каждый фрагмент стараюсь отрепетировать, довести до совершенства. Хочу быть уверен, что профессионал или человек, случайно пришедший на наш open air у Ратуши, увлечен и захвачен, что он в моих руках, власти и плену. Я всегда наблюдаю за тропинкой в филармонию, чтобы она не зарастала, была ухожена и утоптана теми, кому это нужно. И таких с каждым годом все больше. А вот чтобы зрителей не становилось меньше, нужно работать на крещендо, все время искать нужное, интересное. И это непросто. Как говорил Маяковский, «в грамм добыча, в год труды».

— Но зачем это вам, мэтру и народному артисту? Можно же почивать на лаврах, годами катать один и тот же репертуар.

— Как-то одна персона, вкусу и словам которой я доверяю, сказала мне: «Ты, Саша, только что перешел из младшей группы детского сада в старшую». И ведь это истинная правда! Почтенным старцем, академиком, небожителем себя совершенно не считаю. Понимаю — да. Но прежде всего я энергичный, увлекающийся, все время желающий сотворить что-то интересное, необычное и, главное, нужное людям.

— Нынешняя номинация на премию Союзного государства для вас уже третья. Вас это расстраивает?

— Безусловно, мне вся эта история не безразлична. Однако не вижу в этом негатива. Номинант — тоже почетное звание, за которым стоит более 20 лет моего служения Государственному академическому симфоническому оркестру Беларуси. Самое важное для меня — работа на мир и созидание. Цикл концертов, выдвинутых на соискание премии, лишь часть из того патриотического движения, что сделал оркестр под моим управлением за все эти годы. Мы стараемся, чтобы классика стала для белорусской публики не исключением, а важной частью духовного наполнения жизни. Безусловно, горжусь нашими программами, связанными с творчеством белорусских композиторов. Например, в этом сезоне к юбилею Союза композиторов сделали яркую программу исключительно из премьерных исполнений произведений как молодых авторов, так и уже заслуженных. Не стану скрывать: заставить ­аудиторию слушать современную музыку непросто. Нужно завоевать такое доверие публики, чтобы она пришла в зал и знала: будет интересно и увлекательно и люди не потеряют вечер, а, наоборот, многое для себя приобретут.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter