Производство говядины выгоднее, чем свинины и птицы. Почему в Беларуси оно убыточно?

Взять бычка за рога

В теории производить говядину выгоднее, чем свинину и птицу. На выращивание КРС расходуется меньше концентратов, стоимость кормовой единицы ниже, в рационы возможно включение органических отходов, непригодных для моногастричных животных. В 1,2—1,4 раза ниже и затраты на профилактическое и ветеринарное обслуживание, выше устойчивость к заболеваниям и инфекциям. Это в теории, а что на практике? Производство свинины и птицы по стране прибыльно, а говядины — убыточно. Генетический потенциал позволяет получать среднесуточный прирост бычков на уровне 900—1000 граммов. За три квартала этого года вышло лишь 597. Удивительно, но привесы свиней уже почти сравнялись с КРС, а в некоторых районах даже обогнали. Хотя в теории должно быть наоборот.


Какие проблемы здесь не решаются годами, как улучшить кормление животных, где возможно снижение затрат и как вообще повысить эффективность отрасли? Об этом за «круглым столом» «СГ» размышляли ученые Белгоссельхозакадемии и специалисты хозяйств Горецкого района: заведующий кафедрой крупного животноводства и переработки животноводческой продукции Александр МАРУСИЧ, заведующий кафедрой экономики и международных экономических отношений в АПК Александр ГРИДЮШКО, заместитель директора ОАО «Горецкая РАПТ» по сельскому хозяйству Александр ГОРБАЧЕВСКИЙ, заместитель директора СЗАО «Горы» Александр ШИПИН, главный экономист РУП «Учхоз БГСХА» Александр ЯНКОВИЧ.

«СГ»: — Одна из причин неэффективности отрасли — перерасход кормов из-за низкого качества. По нормативу на производство килограмма говядины необходимо 7 кормовых единиц, а на практике получается порой 10 и даже 15. Откуда же быть прибыли и рентабельности?
Александр МАРУСИЧ.

А. Марусич: — Нередко кормление бычков идет по остаточному принципу. Им дают то, что не съели коровы. Отсюда слабые привесы и перерасход кормов. Проблему можно решить, если перестроить мышление руководителей и специалистов. 

А. Горбачевский: — В этом году в хозяйстве на специализированном комплексе по производству говядины на килограмм привеса затрачено 8,3 кормовой единицы. В 2016-м — 11,7. Прогресс стал возможен за счет улучшения качества кормов именно для бычков. Заготовили их в оптимальные сроки, сбалансировали рационы большим использованием белка, в частности сурепицы и люцерны. Рентабельность производства говядины за 11 месяцев — минус 20 процентов. За прошлый год — минус 40. Как видим, прогресс есть, но до настоящего успеха еще далеко.

Александр ГОРБАЧЕВСКИЙ.
А. Шипин: — У нас ситуация с улучшением качества и расходом кормов похожая. Но убытки уменьшились и благодаря улучшению комплектации комплекса: если в прошлом году был заполнен лишь наполовину, то теперь на 80 процентов. Чем больше поголовье, тем более рационально расходуются корма, меньше отходов. Не говоря уже об оптимизации других расходов. 

А. Горбачевский: — А у нас с комплектацией беда. Сейчас на комплексе по сравнению с прошлым годом животных на 800 голов меньше. Хозяйства других районов неохотно продают бычков. 

«СГ»: — Наверное, хотят оставить у себя, чтобы вырастить, продать на мясокомбинат и заработать деньги.

Александр ШИПИН.
А. Гридюшко: — Мне такая позиция непонятна. Зачем этим заниматься неспециализированным хозяйствам? Ведь чем больше держишь бычков, тем больше убытков. Лучше быстрее от них избавляться. 

А. Янкович: — Почему на специализированных комплексах производство говядины более эффективно? Там вся необходимая инфраструктура, благодаря которой затраты меньше, чем при сопутствующем откорме.

А. Гридюшко: — Только на кормах можно экономить до 30 процентов. Поэтому надо максимально загружать комплексы, снимать административные барьеры, которые этому мешают.

А. Горбачевский: — Но проблема в том, что у сельхозпредприятий, где есть комплексы по выращиванию КРС, не хватает оборотных средств на закупку молодняка. А кому охота давать в долг? 

Александр ГРИДЮШКО.
А. Гридюшко: — Один специалист сказал: пусть поможет государство, выделит ссуды или льготные кредиты. Но бюджет не безразмерный, есть много других статей расходов. Я считаю, к вопросу должны повернуться лицом переработчики. Кому в первую очередь нужен скот? Мясокомбинатам. Поэтому им и надо работать в одной связке со специализированными комплексами, помогать в закупках молодняка, давать авансы. Подобная практика есть в молочном животноводстве. Комбинаты хлебопродуктов, сахарные заводы также выделяют деньги сельхозпредприятиям для производства сырья.

А. Шипин: — Даже если деньги на закупку телят найдутся, остается острейшая проблема, негативно влияющая на эффективность. Бычки, поступающие из других хозяйств, в течение полутора-двух месяцев почти никаких привесов не дают из-за так называемого адаптационного синдрома. А корма расходуются, плюс другие затраты. Отсюда и убытки по конечному результату.

А. Горбачевский: — Мы это учли. Поэтому помещаем маленьких телят в индивидуальные клетки с первых дней прибытия на комплекс. В чем недостатки группового содержания? Когда малышей из домиков на родных фермах переводят в группу, многие испытывают стресс. Также бывают сильные и слабые животные. Первым достается больше кормов. При индивидуальном же подходе, допустим, положен малышу килограмм комбикорма — он столько же и съест. У каждого теленка будет хороший старт для дальнейшего роста, уменьшится падеж.

Александр ЯНКОВИЧ.
А. Шипин: — Надо работать и с бычками, появившимися на свет в своем хозяйстве. Для лучшего содержания молодняка до трех месяцев строим дополнительные помещения на молочно-товарных фермах. Бычки будут поступать на комплекс окрепшими, весом 70—90 килограммов. 

А. Янкович: — Не надо забывать, что многое зависит от людей, которые принимают отелы, выпаивают телят в первые дни. Для этой работы необходимо подбирать наиболее добросовестных животноводов, стимулировать их, давать достойную зарплату. Ведь от того, как позаботятся о теленке с первых дней жизни, зависит, насколько он будет в дальнейшем крепким и, естественно, сможет ли давать высокие привесы.

А. Горбачевский: — Есть некоторые аспекты неэффективности отрасли, которые не зависят от сельчан. Считаю, не на пользу хозяйствам пошли новые стандарты реализуемой говядины. Раньше скот принимался по трем категориям: высшей упитанности, средней и ниже средней. А сейчас введены классы. Например, высшую упитанность разделили на три. Специалисты сельхозпредприятий пока не готовы к этой системе, не могут точно оценить качество туши. А переработчики этим пользуются, диктуют свои условия. Хозяйства теряют деньги. Новый подход можно сравнить с введением десятибалльной системы в школе. Но если там появилась возможность дифференцировать знания, то здесь градация спорная, особенно с точки зрения хозяйств. 

А. Гридюшко: — При таком подходе переработчики всегда будут в выигрыше. Если говядина прибыльная, с новым подходом можно частично согласиться. Но при ее большой убыточности появляются дополнительные проблемы.

«СГ»: — Повысить эффективность производства говядины можно и за счет снижения затрат.

А. Горбачевский: — Надо модернизировать комплексы по выращиванию КРС. В нашем хозяйстве такой строился 30 лет назад со щелевыми полами и гидросмывом навоза. Такая технология весьма затратна. 2 года назад начали реконструкцию, стали переводить на глубокую подстилку. Условия для животных улучшились, расходы уменьшились. 

А. Янкович: — Экономить нужно и за счет интенсификации труда, увеличения степени механизации процессов откорма. При посещении передовых животноводческих объектов стран ЕС видел разницу в этом с нашими комплексами. Там нагрузка на работника более 575 голов КРС на откорме.

«СГ»: — Есть и другой путь: избавляться от старых железобетонных комплексов, которые требуют много средств на обслуживание, том числе на освещение, удаление навоза, раздачу кормов и многое другое. Сейчас некоторые хозяйства возводят деревянные сараи и даже просто навесы — скот находится на открытом воздухе. 

А. Марусич: — Да, во многих странах, в том числе соседней России, идут по такому пути. Строения простые, дешевые. Я считаю, такие площадки надо создавать и у нас. 

А. Горбачевский: — Я даже был свидетелем эффективности такого подхода, когда работал в Чериковском районе. В местном райагропромтехснабе абердин-ангусский скот зимой содержался под навесом, а летом выпасался в пойме реки. Среднесуточные привесы получались на уровне 700—800 граммов без использования концентратов. В результате рентабельность говядины была плюс 2 процента.

«СГ»: — Но бычков пасти трудно, а порой и опасно.

А. Шипин: — Речь идет о животных в возрасте от полугода до года, пока достигнут веса 300 килограммов. А дальше уже действительно рискованно, поэтому надо ставить в помещение или на площадку для откорма.

А. Гридюшко: — Когда говорят о господдержке отрасли, внимание надо обратить на естественные пастбища. Именно сюда можно направить бюджетное финансирование. Тогда будут лучший травостой, большие привесы и рентабельная говядина. Сами сельхозпредприятия вкладывать деньги в улучшение естественных угодий не смогут. Многим не под силу и строительство дешевых помещений или откормочных площадок. Помощь бюджета будет весьма кстати. К проектам должны подключиться и переработчики.

А. Марусич: — Отрасли может помочь и увеличение доли мясного скота. Недалеко от нас, в Брянской области России, его уже 160 тысяч голов. В соседней Смоленской, которая не блещет животноводством, — 20 тысяч. А на Могилевщине всего 6 тысяч. Россияне пошли по такому пути: государство на первом этапе поддержало, выделило деньги на закупку племенного мясного скота. А дальше хозяйства стали развиваться самостоятельно. Не возводили капитальных строений, пошли по пути создания небольших площадок, зато пригласили американских ковбоев, которые учили правильно выпасать скот.

А. Гридюшко: — В странах, всерьез занимающихся производством говядины, в структуре выращивания КРС 70—90 процентов занимает скот мясных пород, который дает большие привесы по сравнению с молочными при одинаковых затратах. У нас, к сожалению, таких животных лишь 1,5—2 процента. 

А. Марусич: — Почему так мало? Нет стимулов. На мясной скот большие закупочные цены по сравнению с обычным. А мясокомбинаты не хотят столько платить, ссылаясь на трудности со сбытом. 

В заключение сегодняшнего разговора замечу: надо пробовать внедрять все, что поспособствует улучшению дел в отрасли. Сельхозакадемия и наша кафедра в частности могут помочь. Ученые готовы выезжать в хозяйства, давать консультации по эффективности выращивания КРС.

gedroiz@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter