Взлететь высоко

Как мечта мальчика из дрогичинской деревни Белинок стала реальной жизнью летчика Николая Мочанского

Деревня как точка отсчета

Родился Николай в деревне Белинок Дрогичинского района. Непростым было для него детство в многодетной крестьянской семье. Но именно изнурительный сельский труд сформировал и закалил его характер. Бывший директор Белинской школы Петр Подлужский рассказывал, что Николай отличался любознательностью и постоянным желанием сделать что-то доброе, полезное. Мочанский с шестого класса бессменно руководил школьным отрядом «Зарница». И уже тогда зародилась мечта всей жизни — стать летчиком…

Но из-за каких-то двух недостающих сантиметров роста он не прошел медицинскую комиссию перед поступлением в Ейское высшее авиационное училище. А судьбу с авиацией все-таки связал, закончив с отличием Калининградское военное авиационно-техническое училище, руководству которого во время учебы не раз писал рапорты о переводе в летное училище.

После учебы Николай служил техником по электронному оборудованию самолетов МиГ-21 и МиГ-23 в одном из истребительных авиаполков в Венгрии. Бывший начальник штаба полка полковник в отставке Николай Когут вспоминал, как молодой техник добивался разрешения на прыжки с парашютом. Командование полка тогда поразила не просто мечта, а неудержимое рвение Мочанского к небу. И, как редчайшее исключение, ему разрешили прыгать.

В дальнейшем такая целеустремленность и настойчивость помогли Мочанскому стать комсомольским вожаком отдельного батальона связи авиационной дивизии, позже — комсоргом авиаполка. Одновременно молодежный вожак заочно учился в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище.

В объятиях Покрышкина

В 1980 году Николай Петрович вернулся в родную Беларусь. Служил в истребительном авиационном полку в Бобровичах, а потом в Минске в политотделе 26-й Воздушной армии. В столице был аэроклуб ДОСААФ, в котором можно было еще больше реализовать себя. Сколько раз он приходил к руководству аэроклуба, доказывал, что сможет летать. Вопреки законам неба, ему пошли навстречу. Четыре года без отпусков и выходных Мочанский готовился и летал. Даже отказался от госпитализации после неудачного прыжка с парашютом.

В Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков Мочанский сдал экзамены экстерном — путь в небо для него стал открыт. Это был уникальный случай в ВВС Вооруженных Сил Советского Союза, когда армейский комсомольский работник, совершивший уже 300 прыжков с парашютом, был летчиком 3-го класса. Как правило, комсорги не летали. На одном из комсомольских форумов в Москве, вручая капитану Николаю Мочанскому памятный подарок, трижды Герой Советского Союза Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин не удержался и обнял его.

Со временем сослуживцы признали Мочанского перспективным летчиком. Поэтому никого не удивило назначение офицера заместителем командира 66-й смешанной отдельной авиационной эскадрильи по политической части. Авиачасть базировалась на военном аэродроме «Липки», что в двух километрах от микрорайона Степянка. Она обеспечивала деятельность командования и штаба Краснознаменного Белорусского военного округа. Мочанский не только служил, но и находил время решать проблемы подчиненных, которые были недовольны из-за нехватки жилья, мест в детском саду, плохих бытовых условий солдат и сержантов.

Сила в правде

Окончив Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, в 1989 году Мочанский направляется в Западную группу войск в должности начальника политотдела 485-го отдельного боевого вертолетного полка, базировавшегося недалеко от Лейпцига. Позже он становится начальником штаба 337-го отдельного боевого вертолетного полка. Долгое время исполнял обязанности командира этой воинской части.

В Лейпциге Николай Петрович познакомился с настоятелем православной церкви протоиереем отцом Федором Повным, который был уроженцем Могилевской области, лично знакомым с двумя влиятельнейшими персонами Православной церкви — Патриархом Московским  и  Всея Руси Алексием II и Митрополитом Филаретом.

Летчик и священник — эти два деятельных человека вдали от Родины нашли взаимопонимание. Отец Федор стал желанным гостем в гарнизоне: сознание офицеров полка, угнетенных событиями, происходившими на постсоветском пространстве и в ЗГВ, лечили постулаты отца Федора: «Уныние — грех. Христианин должен быть оптимистом! Не в силе Бог, а в правде!» В то время офицерам больно было осознавать, что страна-победитель капитулировала, развалилась.

Летчика и священника связывало и желание помочь пострадавшим от аварии на Чернобыльской атомной станции. Священнослужитель активно занимался гуманитарной помощью для Беларуси, помогал в реабилитации больных детей. Мочанский включился в это дело. Тогда многие сослуживцы последовали его примеру. По инициативе Николая Петровича офицеры полка совместно с немцами подарили Бегомльской школе-интернату для детей-сирот автобус «Икарус», который прибыл из Германии с одеждой, продуктами питания, видеоаппаратурой. Николай Мочанский до сих пор поддерживает связь с Бегомлем.

Мочанский многое пережил при выводе его полка из Германии в город Бердск, что в Сибири. В 38 лет ему предложили командовать полком, но он уволился в запас. При желании мог выбрать другой путь — обосноваться в Европе, но его звала Беларусь…

Вторая жизнь в аэроклубе

В 1997 году, спустя 17 лет, Мочанский вернулся в родной аэроклуб. Он, увы, являл собой жалкое зрелище. Авиационная техника стояла на приколе. Летали считанные самолеты и вертолеты, большинство из них требовало капитального ремонта. Финансов не хватало. Не получая достойной оплаты, специалисты уходили в поисках лучшей доли.

Прошло еще 17 лет. И сегодня Минский аэроклуб — ведущий центр подготовки летчиков-спортсменов и парашютистов, будущих военных летчиков. Тысячи юношей и девушек совершили здесь свой первый прыжок с парашютом. Здесь же они становятся спортсменами-разрядниками, неоднократно завоевывающими звание чемпионов мира по высшему пилотажу на самолетах, по вертолетному и парашютному спорту.

Благодаря Мочанскому в аэроклубе появился и уникальный, первый в Беларуси, Музей авиационной техники. Кстати, именно с этой идеей Мочанский пришел в аэроклуб во второй раз: он предвидел, что, если не проявить инициативу, упустить время, летопись славной авиации вчерашнего дня быстро забудется. Нашлись энтузиасты, которые, казалось бы, нереальную идею превратили в дело государственного значения. Вместе с единомышленниками Купреевым, Саковичем и другими Мочанский исколесил всю республику — бывшие авиационные гарнизоны и полигоны, в которых находились порой никому не нужные бывшие боевые машины. Их надо было не только перевезти в Боровую, но и восстановить. Сейчас в музейном парке 37 самолетов и вертолетов различных модификаций.

Летчик-космонавт Коваленок, который считает Николая своим духовным родственником, как-то отметил: «Без такого энтузиазма и стремления, как у Николая Мочанского, не было бы и музея. Не каждая постсоветская республика имеет такое. А ведь это все для потомков и будущего поколения».

Как говорят, ему до всего есть дело. Именно Мочанский впервые поднял вопрос о перезахоронении Сергея Грицевца в храме Всех Святых в Минске.

 У Мочанского трое сыновей. Старший, Алексей, бывший военный летчик, подполковник запаса, мастер спорта, член сборной Беларуси по вертолетному спорту, летчик авиакомпании «Белавиа». Средний Валерий — предприниматель и инструктор-парашютист, имеет 2000 прыжков с парашютом, кандидат в мастера спорта. Младшему Николаю — только 10 лет. Но он уже совершил парашютный прыжок с высоты 2500 метров с тандем-инструктором.

30 июля 2010 года Президент Республики Беларусь вручил начальнику аэроклуба орден Почета за многолетнюю добросовестную плодотворную работу, профессиональное мастерство и личный вклад в развитие авиационных видов спорта в Республике Беларусь.

Почти вся жизнь Николая Петровича оказалась соткана, пусть не буквально, из взлетов, полетов и посадок. Видимо, на роду ему написано, получая неожиданные удары судьбы, стойко и терпеливо переносить их. А иначе никогда не поднялся бы в небо.

Леонид ПРИЩЕПА

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter