Вызовы и шансы. Беларусь готовит новую концепцию национальной безопасности.

По прогнозам аналитиков, главным итогом нынешнего мирового кризиса станет переформатирование сложившейся системы мироустройства. К чему готовиться Беларуси? Какое место выбрать для себя в обновленной системе координат? Какие преимущества страна может и должна использовать в посткризисный период? Об этом размышляет декан факультета международных отношений Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Виктор ШАДУРСКИЙ.

По прогнозам аналитиков, главным итогом нынешнего мирового кризиса станет переформатирование сложившейся системы мироустройства. К чему готовиться Беларуси? Какое место выбрать для себя в обновленной системе координат? Какие преимущества страна может и должна использовать в посткризисный период? Об этом размышляет декан факультета международных отношений Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Виктор ШАДУРСКИЙ.

– Виктор Геннадьевич, к июню этого года Совет безопасности Беларуси по поручению главы государства должен разработать новую Концепцию национальной безопасности. Чем вызвана такая необходимость? Какие главные вызовы стоят сегодня перед страной?
– Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться с тем, как будет выглядеть мир после кризиса. Скорее всего, нас ждет беспрецедентный перенос богатства и экономического влияния с Запада на Восток, одновременно будет усиливаться региональный аспект мировой политики. Крупными игроками могут стать бывшие страны «второго эшелона». И факторами их успеха будут не столько ресурсное богатство и развитое вооружение, сколько овладение высокими технологиями, наличие качественного человеческого капитала и эффективное государственное управление, без которого теряют свое значение все остальные факторы.
Кризис больнее всего ударил по Европе и США, последствия этого нокдауна могут оказаться очень болезненными. Клуб традиционных индустриальных лидеров в последние годы заметно сдает свои позиции. По прогнозам, их доля в мировом ВВП в 2014 году сократится до 30 процентов. В то же время Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, ряд других азиатских стран неуклонно наращивают производство и превращаются в главную «промышленную фабрику мира», обладающую к тому же солидным преимуществом – низкой стоимостью рабочей силы.
Абсолютно очевидно, что оздоровление мировой экономики после кризиса идет быстрее, чем ожидалось, во многом за счет Азии, находящейся в авангарде этого процесса. Посмотрите, какими завидными темпами шагает Китай, который уже превзошел Японию по валовому объему промышленного производства и поднялся на второе место в мире по этому показателю.
С одной стороны, в мире идет выравнивание потенциалов, с другой – все больше усиливаются взаимозависимость и конкуренция. В связи с этим главная задача для нас сегодня – найти свою нишу в системе международного разделения труда. Сколько бы мы ни говорили, что, например, с тем же Китаем у нас прекрасные, дружественные отношения, но «табачок все равно будет врозь», потому что там, где действуют жесткие правила рыночной конкуренции, дружба – понятие относительное. Правильнее говорить о партнерстве, прагматичном расчете и взаимовыгодных интересах. Вот почему мы должны сегодня четко спланировать свои действия, осмыслить, в чем заключаются наши национальные интересы, определиться, как развивать экономику, какая армия нам нужна, как выстраивать внутреннюю и внешнюю политику, с кем и какие союзы заключать.

– Понятие безопасности по своей сути многогранно и подразумевает готовность и способность государства отвечать на существующие риски и вызовы. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее актуальны для Беларуси?
– Главный я уже назвал: мы должны максимально быстро и эффективно адаптироваться к растущей конкуренции на мировом рынке. И правильно говорят в народе: нет худа без добра. Глобальный экономический кризис заставил нас искать новые рынки. Благо спрос на белорусскую продукцию сегодня есть во всех точках планеты. Только из Венесуэлы привезли контрактов на миллиарды долларов. Есть еще Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка – это же непаханое  поле для нас. Почему мы должны зацикливаться только на Европе?
Далее. Растущая экономика требует все больше энергоресурсов, цены на которые падать уже не будут. Значит, обостряется проблема энергетической безопасности, и параллельно с диверсификацией поставщиков углеводородов надо ускоренными темпами развивать альтернативную энергетику, основанную на возобновляемых и природных источниках, сокращать энергоемкость производства. В мире есть много стран, которые с точки зрения климатических особенностей схожи с Беларусью и также не имеют природных ресурсов. Но они давно решили для себя проблему зависимости от нефти и газа и при этом находятся в списке экономических лидеров. Европейский опыт использования энергии ветра, воды, геотермальных и местных источников способен вывести страну в число наиболее продвинутых в этом отношении государств континента.
Реальностью становятся угрозы, связанные с изменениями климата, в связи с чем будет возрастать проблема продовольственной безопасности и чистой питьевой воды. Это еще один шанс для Беларуси, которая уже сегодня экспортирует сельхоз-
продукции почти на три миллиарда долларов. При желании и грамотном подходе за пять лет можно реально увеличить этот показатель.
Или возьмем, например, вопрос демографии. В мире сегодня прослеживается тенденция снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни. Расчеты специалистов показывают, что для сбалансированного развития экономики и внутреннего рынка в Беларуси должно проживать не менее 30 миллионов человек. Вряд ли нам в ближайшие годы удастся достичь этой планки за счет рождаемости. Остается шанс «омолодиться» за счет привлечения мигрантов. Можно предположить, что с ростом экономического потенциала Беларусь будет постепенно становиться не только страной транзита миграционных потоков, но и страной назначения. Но это очень щепетильный вопрос. Любое государство заинтересовано в селекции миграционного потока, чтобы в страну приезжали молодые, образованные люди, с хорошим трудовым потенциалом, желательно максимально законопослушные.
Насколько готово к этому наше государство, общество, законодательство? Не потеряем ли мы наше главное достижение – межнациональное согласие и толерантность. Не случится ли опасного социального расслоения? В общем, тут еще есть над чем подумать.  

– В системе политических координат по оси Восток – Запад ни Россия, ни Евросоюз не могут считать свою геополитику полноценной без того или иного участия Беларуси. Сможем ли мы использовать это двоякое положение с выгодой для себя?
– Геостратегическое положение Беларуси – гигантский потенциал для страны, но он пока крайне слабо сегодня используется. В теории Беларусь имеет все шансы стать огромным логистическим центром, местом, где сходятся ведущие торговые потоки между востоком и западом, севером и югом Европы. Уже давно витает в воздухе идея развития белорусских аэропортов с тем, чтобы переключить на себя и евроазиатские пассажиропотоки. В мире хорошо известны и признаны транзитные аэропорты Праги, Варшавы, Вильнюса, Киева, Москвы, которые ежедневно организуют сотни стыковочных рейсов. В минском же аэропорту – тишина и спокойствие. А ведь на транзите можно и нужно зарабатывать деньги.
А возьмите такую отрасль, как въездной туризм. По оценкам мировых агентств, по объему оборота туризм лишь немного уступает оружейному рынку. Некоторые страны буквально живут лишь за счет развитого туристического сектора. По большому счету, Беларусь в этом направлении работу только начинает, и шансы преуспеть у нее неплохие. Европейскому туристу уже недостаточно только моря и пляжа, им подавай самобытность, традиционную культуру, которая в Беларуси в отличие от Старого Света сохранилась практически в хорошем состоянии.
За прошедшие годы Беларусь сохранила и укрепила свою независимость, теперь стоит задача конвертировать ее в повышение уровня и качества жизни населения. Одновременно страна должна становиться более заметной и узнаваемой на мировой арене, должна иметь свое лицо.

– Беларусь часто становилась заложником разлада Востока и Запада...
– Мы должны сотрудничать со всеми странами, которые находятся рядом с нами. Я убежден, что Россия была и будет нашим главным стратегическим партнером, несмотря на все трения и конфликты, которые порой возникают на политическом уровне. Даже в самых дружных семьях бывают разлады. Тем не менее и в Минске, и в Москве прекрасно понимают, насколько крепкими экономическими и культурными узами мы связаны друг с другом, никакая политика не способна их разорвать. 
Но и от Европы Беларусь не может отвернуться, хотя бы потому, что там сегодня больше половины нашего экспорта, причем с положительным для нас торговым сальдо. Беларусь совместно с Литвой и Украиной разработала, согласовала и представила в «Восточное партнерство» около 20 совместных региональных проектов в области энергетической безопасности, транспорта, транзита, управления границами, общего культурного и исторического наследия. Для Беларуси «Восточное партнерство» – это еще и хорошая возможность отстаивания собственной позиции в вопросах внутренней и внешней политики.

– Насколько актуальна проблема военной безопасности для Беларуси?
– Прямой военной угрозы, конечно, не существует. Но есть такое понятие, как потенциальная военная опасность, и власти должны предпринимать  упреждающие меры воздействия на ее источники. Скажем, намерение США разместить свой противоракетный щит в Румынии и Болгарии – это источник потенциальной опасности для России, а значит, и для нашего Союзного государства. Сколько бы мы ни говорили о том, что Обама более здравомыслящий политик, чем его предшественники, внешняя политика США по-прежнему направлена на то, чтобы закрепить свое доминирование в разных точках планеты. У республиканцев и демократов отличаются только методы достижения этой цели, но в целом и те, и другие убеждены, что Америка должна руководить событиями, претендуя на глобальное лидерство.  В рамках этой стратегии Россия, обладающая ядерным арсеналом, огромной территорией и половиной мировых природных ресурсов, по-прежнему является для американцев очень неудобным соперником.
Кроме того, все большую остроту приобретают такие риски и вызовы, как транснациональная преступность, терроризм и экстремизм всех мастей, наркотрафик и нелегальная миграция. Противостоять всем этим угрозам одно государство не в состоянии. Но меня беспокоит ситуация, складывающаяся на постсоветском пространстве, где еще не закончились дезинтеграционные процессы. Яркий тому пример – последние события в Кыргызстане, когда ни СНГ, ни ОДКБ, ни ЕврАзЭС, по сути, не сделали ничего для предотвращения кровопролития, фактически оставив своего союзника один на один с проблемами. А ведь там была свергнута законная власть. Плохая она была или хорошая — это уже другой вопрос, который должен решаться цивилизованно. С оружием в руках штурмовать резиденцию президента или правительство, грабить магазины и офисы – в какой Конституции это прописано?
Наши страны еще не смогли полностью избавиться от интеграционного эгоизма, стремления переиграть соседа, получить побольше дивидендов, нет еще экономического доверия. Поэтому и Таможенный союз забуксовал на первом же этапе, и в Союзном государстве случаются всякого рода казусы.  Мы все вышли из советской школы, но до сих пор не можем гармонизировать образовательные программы. Понятно, что есть национальные сегменты – литература, язык, история. Но почему не могут быть унифицированы учебники, программы, система и критерии оценок по математике, физике, химии. Почему, защитив диссертацию в МГУ, приходится повторно защищаться в Беларуси? Все эти разногласия только на руку нашим конкурентам, и пока мы этого не поймем, должного эффекта от интеграции не получим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter