Второе дыхание кинопроката

Василий Коктыш: «Переговоры с представителями компании «ХХ век Фокс» о прокате первых трех эпизодов эпопеи «Звездные войны» шли 5 часов. По сути, именно тогда и решалось, быть или не быть белорусскому кинопрокату»

«Если  фильм  имел  успех  в  прокате    это  бизнес,  если  провалился    это  искусство» 

Наш среднестатистический  соотечественник все еще ходит в кинозалы один раз в год, тогда как американец — все шесть. Но даже при такой статистике нельзя сказать, что кинотеатры в нашей стране непопулярны. За последние годы кинопрокат прошел через настоящую революцию. Причем не только техническую. Полностью без поддержки частного бизнеса сделали невозможное — вернули в залы кинозрителей. О том, на чем сегодня базируется бизнес столичных кинотеатров, рассказал генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Василий Коктыш (на снимке). 

— В прошлом году кинопрокатом был поставлен очередной рекорд — минские кинотеатры посетило 3,7 млн. зрителей. Какие премьеры оказались в числе лучших? 

— Всего мы показали 76 американских фильмов, 64 — российских, 118 — европейских, а белорусских — ровно столько, сколько произвели. Их было 6, в том числе один телевизионный. 

Если говорить о самых популярных фильмах 2007 года, то их список, в принципе, полностью совпал с итогами мирового и российского кинопроката. Первое место по кассовым сборам твердо держат «Пираты Карибского моря: на краю света», на втором находится российский блокбастер «Волкодав», на третьем — пятая часть фильма про Гарри Поттера. Также в числе самых прибыльных фильмов оказались «Любовь-морковь», «Трансформеры», третья серия «Человека-паука», «Апокалипсис», «300 спартанцев», «Бой с тенью: реванш», «Крепкий орешек 4.0». 

Кстати, итоги достаточно неплохие и с точки зрения обилия громких премьер — обычно в течение года фильмов, способных долгое время собирать полные залы, выходит на экраны не так уж и много. Но 2007-й в этом отношении был урожайным — 17 премьер против обычных 10—12. А вот откровенных финансовых провалов, таких, например, как случившийся в 2006-м с блокбастером «Возвращение супермена», не припомню. 

— Все ли премьеры окупились? 

— Ни в одной стране мира нет такого, чтобы все фильмы приносили прибыль. У нас, у прокатчиков, даже шутка такая появилась: если кинофильм имел финансовый успех — это бизнес, если провалился — искусство. 

— Василий Петрович, считается, что бизнес кинопроката в нашей стране специфичен. В чем это выражается? 

— Достаточно отметить, что большая часть из тех 15 кинотеатров, которые работают в белорусской столице, слабо приспособлены к реалиям прокатного бизнеса. Касается это их архитектурных особенностей. Ведь, по сути, это даже не кинотеатры, а дворцы, которые специально возводились с огромными зрительными залами. Нам сегодня не только приходится тратить немалые средства на поддержание в порядке недвижимого фонда и держать большой штат сотрудников, но и непросто планировать прокат. Очень сложно запускать сразу несколько киноновинок, имея ограничения по экранному времени. 

— А каково решение этой проблемы? Больше строить кинотеатров? 

— Сегодня по количеству кинотеатров мы значительно отстаем даже от ближайших соседей. У нас на 100 тыс. жителей всего 0,9 кинозала, в Москве их 3,2. Но тут тоже надо знать меру: если кинозалов будет слишком много, то экономика начнет работать в обратном направлении и некоторые из залов попросту не будут востребованы. 

Мы, конечно, могли бы показывать премьеры, начиная с кинотеатров «второго экрана», например «Авроры», но если приобретенный нами для проката фильм дорогой, то это значит, что шансов окупиться у него будет гораздо меньше. Так что решаем проблему с учетом местных особенностей. Например, кинотеатр «Современник» уже давно закрыли, потому что в этом районе такой большой кинотеатр не нужен. В «Авроре» оборудовали три зала, и теперь он по доходам сравнялся с огромной «Москвой». У нас много сегодня вопросов с кинотеатрами «Электрон» и «Дружба». Район Чижовка, в котором находится последний,  большей частью населен пожилыми людьми, которые редко ходят в кино, а молодежь старается ездить на премьеры в центр города. В итоге огромное здание почти пустует, и использовать его как кинотеатр, работающий с прибылью, очень сложно. Кинопоказ там может быть лишь как сопутствующий какому-то другому виду деятельности. 

Кстати, в мире давно не строят огромных кинотеатров-ангаров, куда с минимальным комфортом вмещаются тысячи зрителей. В странах с развитой киноиндустрией фильмы смотрят в мультиплексах — современных кинотеатрах, состоящих из 5—6 залов, каждый из которых рассчитан человек на 200—300. Мы тоже попытались встать на эти рельсы. Первый такой кинокомплекс, рассчитанный на 5 небольших уютных залов, вскоре появится и в Беларуси. Расположится он в самом центре города, на месте кинотеатра «Беларусь». Было бы хорошо переоборудовать таким образом и «Октябрь», но технически это очень сложно и невероятно дорого. К счастью, он расположен в хорошем месте — центре студенческих общежитий. Другое дело, что мировая киноиндустрия выпускает в год в среднем 15—20 фильмов, способных заполнить такие огромные по вместимости залы, да и то на вечерних сеансах. 

— Может быть, стоит экспериментировать с числом прокатных фильмов? 

— Мы уже подсчитали, что 306 фильмов в год — это тот потолок, выше которого нам работать становится нерентабельно. Ниже этой цифры, впрочем, тоже опускаться не стоит. Белорусский зритель привык смотреть самые значимые фильмы день в день со всем мировым прокатом. Иногда даже отставание на 1—2 недели губительно для нашего бизнеса. 

— Их можно посмотреть на DVD. А вообще, считается ли формат «домашнего кино» конкурентом кинотеатрам? 

— В мире сложилась практика оптимального использования прав на кинофильм за счет разнесения сроков лицензий во времени: первыми новый продукт получают кинотеатры, затем DVD-видеопроизводители, и только через 1,5—2 года он появляется на голубом экране. При этом в среднем из 100 долларов прибыли, полученных правообладателем, $ 30—50 приносит продажа дисков, $ 20—40 — телевидение, а кинопрокат дает
$ 30. Но, вопреки расхожему мнению, основной конкурент кинопроката не видео, где фильм появляется практически одновременно с кинотеатрами, а телевидение. Даже в самые худшие времена видео не составляло серьезной конкуренции кинопрокату. Люди прекрасно отдают себе отчет в том, что практически за те же деньги им продают совсем другое качество. К тому же нельзя ни в коем случае сравнивать поход в кинотеатр и просмотр фильма в домашних условиях. В кинотеатры ведь ходят не только ради фильмов, но и для человеческого общения. 

— Беларусь  чуть ли не единственная страна в СНГ, в которой кинопрокатный бизнес остается на 100 % государственным. Неужели частные инвесторы не предпринимали попыток влиться в него? 

— Пытались, и не раз. Были даже попытки осуществления рейдерского захвата кинотеатров. Но, хочу отметить, каждый раз частные структуры, выдвигая предложение продать кинотеатры, претендовали на здания, находящиеся в центре города, окраинные кинозалы, наподобие «Дружбы», их не интересуют. 

С другой стороны, очень хорошо, что этот бизнес остался государственным. Если бы мы пошли по пути Москвы или Санкт-Петербурга, мы бы сейчас имели немало частных кинотеатров, в которых шли бы исключительно фильмы, рассчитанные на прибыли.  А в Беларуси сейчас идет немало и российского, и белорусского, и европейского кино, в том числе и фестивальные фильмы для интеллектуальной публики в проекте «Киноформат 4х4», хотя многие фильмы выпускаются ограниченным тиражом в 1—2 копии на все страны СНГ. В стороне могло бы остаться детское, семейное кино, документальные фильмы. Нашему кинопрокату есть чем гордиться: у нас с успехом идут фильмы Каннского, Венецианского и Берлинского фестивалей. 

К тому же не думаю, что московские мультиплексы, которые в последнее время растут как грибы после дождя, окупятся хотя бы через 10—15 лет. 

— Как сегодня расценивают деятельность УП «Киновидеопрокат» компании-правообладатели? 

— Было время, когда нас на рынке никто не знал или не воспринимал всерьез. Самым трудным оказалось попасть за стол переговоров. К примеру, когда мы договаривались о прокате , переговоры с представителями компании «ХХ век Фокс» продолжались в течение 5 часов. По сути, именно тогда и решалось, быть или не быть белорусскому кинопрокату. Со временем в нас поверили. Теперь мы равноценные партнеры со многими российскими дистрибьюторами крупных европейских и американских студий. Конечно, мы все еще покупаем фильмы на льготных условиях, ввиду местных сложностей ведения прокатного бизнеса, но компании-правообладатели все это понимают. Никто не будет убивать курицу, которая начинает нести золотые яйца. А мы именно такой курицей вскоре и станем для кинопроизводителей. 

— Как проходят расчеты с компанией-правообладателем? 

— На русскоязычном прокатном рынке уже сложилась традиция, согласно которой полученная прибыль делится между кинотеатром и прокатчиком в соотношении 50 на 50 %. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но такое распределение придумано не прокатчиками. В Америке более гибкая система: величина процента от прибыли в первую и во вторую неделю проката обычно разная и меняется по мере удаления от сроков выхода фильмов в мировой прокат. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter