Вперед или назад?..

Друг познается в беде. Аксиома или истина – вопрос философский. Но когда проблемы настойчиво постучались – не до размышлений...

Друг познается в беде. Аксиома или истина – вопрос философский. Но когда проблемы настойчиво постучались – не до размышлений. Нужны не теоретические сентенции, а жесткая практика. Увы, для торговли она оказалась в последние месяцы слишком тернистой. Особенно для региональной. Путь устлан розами, у которых, как известно, есть шипы. А можно сказать по-простому: в столице есть несколько гипермаркетов и фирм-«сетевиков», красиво, чинно, благородно… Дай бог  им развиваться и процветать. Но самая крупная ритейловая сеть – торговые точки Белкоопсоюза, на них приходится до 40—50 % сбыта по ряду товарных позиций отечественного производства. Вроде бы должен быть самым любимым каналом сбыта для белорусских производителей. Но получается наоборот. Точнее, некоторые поставщики товаров в Белкоопсоюз тщательно стараются удержать свои позиции, но многие другие пытаются переложить на эту торговую сеть свои многочисленные сложности…

Цены… Из-за них нынче ломается немало копий. От различных доводов пухнет голова у экономистов-теоретиков. Но все звучит намного проще: хочешь присутствовать на полках – старайся. Причем тезис касается не торговли, а производителей. Ритейл найдет себе товар, но отыщется ли для производителя реализатор?.. На совете концерна «Белгоспищепром» произошла дискуссия. Некоторые уважаемые предприятия кондитерской отрасли, прикрываясь новыми экономическими условиями, начали ухудшать условия поставок розничным продавцам. Та же «Коммунарка» решила срезать скидки для торговли на свои вкусные конфеты, потому что продавцы не смогли «шустро» продать их бренды. Ссылаются, мол, девальвация, «мороз» на рынке банковских кредитов и так далее. Набор проблем слишком стандартный, чтобы его перечислять. Он есть у всех. В том числе и у магазинов. Причем внешние факторы «бортанули» небольшие точки сильнее, чем «крупняк».

На коллегии Министерства торговли, на совете «Белгоспищепрома» председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов откровенно поднимал проблему: необходимо искать компромисс интересов производителей и потребителей. Ибо некоторые белорусские предприятия сегодня начинают выставлять такие условия, что скоро придется работать по предоплате. Их позиция непонятна. Тем более что некоторые коллеги по цеху выбрали другую стратегию. Приятно удивило руководство Белкоопсоюза официальное письмо ОАО «Ивкон» о снижении цен с 1 марта  на свои популярные конфеты до 25 %. При этом отсрочка платежа увеличивается с 60 до 75 дней. Руководство кондитерского предприятия прокомментировало этот ход незатейливо и просто:

— Почти все дружно говорят про кризис. В этой ситуации просто необходимо для своего потребителя и постоянных торговых партнеров сделать что-нибудь приятное. Например, снизить цены. Проанализировав ситуацию, такую возможность нашли.

Пересматривает свои отношения с торговлей ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман». Улучшил условия сотрудничества для торговых точек Белкоопсоюза и Минский завод виноградных вин. Хотя этому предприятию девальвация далась нелегко. Виноматериалы привязаны к доллару и евро, стоимость которых в рублевом эквиваленте растет как на дрожжах. И тем не менее…

— Да, у нас увеличилась дебиторская задолженность, — спокойно констатирует директор завода Андрей Хилькевич. – Но сегодня есть дилемма: хочешь продаваться и присутствовать на магазинных прилавках – изыскивай резервы, чтобы делать сотрудничество с компанией для розницы. Иначе можно потерять своих покупателей…

Не скажу за всю Одессу, как пел классик. Но естествоиспытатели говорят: один раз – случайность, два раза — совпадение, три – закономерность. Три разных предприятия работают в различных сегментах рынка, но к проблеме относятся одинаково грамотно. Исходят из интересов потребителя. Без покупателя не нужны ни заводы, ни фабрики, ни финансисты, ни менеджеры… Если никто не купит, то зачем производить?! Формальная логика, которой пользуются далеко не все, когда дело доходит до практики. Одни стараются снизить цены и за счет этого увеличить свои обороты, сохранить свой имидж среди потребителей. Другие пытаются себя навязать за счет административного ресурса и давления на торговлю: мол, ставьте на полки и дело с концом. Продавцы поставят, куда денутся. Но раскроет ли кошелек покупатель? Надавить (напрямую или косвенно) можно на любой субъект хозяйствования, но на покупателя…

Дрессировщик Владимир Дуров достиг вершины мастерства и признания через ласковое общение со своими «артистами». Они были животными с точки зрения зоолога, но для него – коллегами. Ой как хочется в современных непростых условиях стать «сообщником» производителей: они товар выпускают, мы (почти 10 миллионов белорусов) – покупаем, а выгоду от этого экономического процесса делим между собой…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter