Со следующего года в стране вступит в силу решение о поэтапном повышении пенсионного возраста

Возраст имеет значение

Со следующего года в стране вступит в силу решение о поэтапном повышении пенсионного возраста. Поставлена цель довести его к 2022 году до 58 лет для женщин и до 63 лет для мужчин. Не успели мы на практике опробовать и оценить эту новацию, как получили рекомендацию от МВФ поднять планку выхода на пенсию до 65 лет, причем и для мужчин, и для женщин. По оценкам экспертов фонда, выбранный Беларусью пенсионный возраст лишь частично решает проблему и исчерпает себя уже в 2022 году. А потому, мол, надо не останавливаться на достигнутом и продолжать реформу. Но готово ли к этому общество? И всегда ли экономическая целесообразность уживается с реалиями жизни? Эти вопросы мы задали нашим экспертам.



Телегу впереди лошади не ставят


Валентин Милошевский, депутат Палаты представителей Национального собрания


На первый взгляд, ничего крамольного в предложениях и экономических расчетах либеральных экспертов нет. Пока мы не решим демографический вопрос, не преодолеем проблему старения населения, наполнение пенсионного фонда и увеличение размера пенсий будет оставаться актуальной темой.

Но мы не должны здесь сломя голову бросаться выполнять рекомендации и советы со стороны. Беларусь уже сделала важный шаг к реформированию пенсионной системы, пойдя на поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию. Давайте сначала посмотрим, что из этого выйдет, оценим нововведение на практике, а потом уже будем думать, как быть дальше.

Мое твердое убеждение: прежде чем поднимать пенсионный возраст, надо сначала существенно увеличить продолжительность жизни. Исходя из доклада ООН 2015 года, в нашей стране она составляет 78 лет для женщин и всего лишь 66 — для мужчин. В принципе, эти данные не расходятся с оценками Минздрава. Не достигли мы и параметров ожидаемой средней продолжительности жизни, которая в 2016 году должна была составить 78,9 года для женщин и 68,6 года для мужчин.

И это несмотря на то, что с 2000 по 2015 годы у нас впервые за последние полвека был зафиксирован самый высокий прирост продолжительности жизни — этот показатель увеличился на пять лет.

Сохраняющаяся дельта в 12 лет продолжительности жизни мужчин и женщин — это наша серьезная проблема. В большей степени она вытекает из образа жизни. Злоупотребление алкоголем, курение, гиподинамия — все это не ведет к долголетию. Скажу вам как врач: чрезмерное пристрастие к спиртному укорачивает жизнь примерно на 15 лет. У страдающих алкоголизмом намного чаще развиваются такие болячки, как панкреатит, язва желудка, кардиомиопатия и другие. У каждого четвертого больного формируется серьезная патология сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Кроме того, мужчины по природе своей больше склонны к риску. Отсюда и большая смертность при ДТП, на воде, беспечность при соблюдении правил охраны труда и поведения в быту. После кардиологии и онкологии на третьем месте смертность от внешних причин (ДТП, утопления, пожары, передозировка алкоголем и наркотиками).

Увы, но это факт: продолжительность именно здоровой, а не болезненной жизни в Беларуси на 10—15 лет меньше, чем в странах Западной Европы. Поэтому ресурса здоровья для повышения пенсионного возраста пока просто нет. Многие ли сегодня готовы работать до 65 лет, особенно если речь идет о тяжелых производствах? Как любая техника имеет свой моторесурс, так и возможности организма человека небезграничны. С возрастом он изнашивается, в том числе в силу гормональной перестройки. После 60-летнего рубежа многим людям физически сложно выполнять тот же объем работы, что и молодым. Так от кого в данном случае будет больше отдача для экономики?

Нам приводят в пример Японию, Швейцарию, Австрию, Швецию, Норвегию, где люди уходят на отдых в 65—67 лет. При этом не говорят, что продолжительность жизни в этих странах гораздо выше, чем у нас (в среднем 79 лет для мужчин и 83 года для женщин). Уровень благосостояния, качество жизни, социальные гарантии у них тоже пока несравнимы с нашими.

Проблему надо решать комплексно и всем обществом. Самое главное — донести до сознания каждого человека понимание того, что он сам в первую очередь должен заботиться о своем здоровье. Возможно, имеет смысл сделать здоровый образ жизни брендом страны.

Непродуманное увеличение пенсионного возраста может привести к социально-политическим издержкам. Не зря ведь в Польше пошли на попятную, решив снизить срок выхода на пенсию, после того как в 2014 году подняли его до 67 лет. Там исходят из того, что понижение пенсионного возраста окажет позитивное влияние на здоровье людей, а также на региональное развитие и экономику в целом: снизится уровень безработицы среди молодежи и затормозится отток молодых кадров из сельской местности в города, а из города — за границу.

Но даже не это главное. Если кто-то испытывает желание провести пенсионные реформы, оно не должно сводиться к увеличению срока выхода на пенсию. С другого надо начинать. У нас размер пенсии на сегодняшний день практически одинаков для тех, кто отработал 15 лет, и тех, у кого трудовой стаж в два раза больше. Необходимо развивать накопительное пенсионное страхование, чтобы человек уже с 40 лет накапливал себе на пенсию через различные инструменты фондового рынка. Чтобы потом, выйдя на заслуженный отдых, он смог полноценно отдохнуть, попутешествовать, найти для себя новое хобби. Жизнь на пенсии должна быть в радость, а не в тягость.

Выбор делать придется


Катерина Борнукова, эксперт Центра экономических исследований BEROC

Повышение пенсионного возраста начнется с января 2017 года и будет продолжаться в течение шести лет. Сможем ли мы позволить себе остановиться после этого в 2022 году? К сожалению, демографические реалии таковы, что пенсионная система Беларуси вряд ли будет сбалансированной без дальнейшего повышения возраста. Страна переживает демографический переход: снижается рождаемость (правда, в последние годы этот тренд удалось переломить, но незначительно), растет продолжительность жизни. Это приводит к тому, что в структуре населения увеличивается доля людей пенсионного возраста. По прогнозам НИЭИ Министерства экономики, уже к 2035 году на 10 человек трудоспособного возраста будет приходиться в среднем 6 пенсионеров. Это слишком высокий уровень нагрузки и на экономику, и на Фонд соцзащиты.

У старения населения есть еще один аспект: будет сокращаться количество людей трудоспособного возраста. Это вызов для экономики даже без учета пенсионной системы. Сокращение рабочей силы повлечет негативные эффекты для ВВП. Проще говоря, некому будет работать. К 2035 году экономика страны от сокращения работоспособного населения может потерять около 10% ВВП.

Получается, в 2022 году перед нами снова встанет сложный выбор. Альтернатива повышению пенсионного возраста — это снижение размера пенсий. По-другому добиться сбалансированности бюджета ФСЗН невозможно при нашей сегодняшней демографии (а демография вещь долгосрочная, упрямая и не изменится в корне даже через 20 лет). Расчеты показывают, что для сохранения сегодняшнего отношения пенсий к зарплатам (средняя пенсия составляет около 40% средней зарплаты) в долгосрочном периоде пенсионный возраст надо будет поднять до 65 лет для обоих полов.

Согласна, цифра 65 многих пугает. Это существенное увеличение, особенно для женщин. Но надо понимать, что движение к ней будет постепенным. В частности, чтобы увеличить возраст выхода женщин на пенсию до 65 лет, нам понадобится целых 20 лет. За это время, например, вырастет продолжительность жизни, существенно изменятся социальные роли пожилых людей. Например, традиционная роль бабушки для женщины на пенсии с каждым годом отодвигается все дальше — белоруски предпочитают рожать все позже. Поэтому для многих выход на пенсию в 55 кажется преждевременным. Даже с повышением пенсионного возраста государству и обществу стоит задуматься, как вовлечь в продуктивную деятельность тех, кто уже вышел на пенсию, но еще полон сил и энергии.

Переоценены также страхи о том, что повышение пенсионного возраста приведет к недостатку рабочих мест для молодежи. Проблема у нас будет, скорее, в другом — некому станет работать. Поэтому постепенное повышение пенсионного возраста поможет остановить сокращение рабочей силы. Кроме того, старшее поколение и молодежь претендуют на совсем разные рабочие места.

Повышение пенсионного возраста — это, безусловно, не единственная реформа, которая нас ждет. Со временем будут развиваться альтернативные способы обеспечения безбедной старости — например, различные накопительные фонды. Однако создание новых механизмов невозможно осуществить мгновенно. На построение накопительных фондов уйдут годы и десятилетия, а для их успешного существования нужна макросреда с низкой инфляцией. Тем не менее начинать развивать накопительные пенсионные фонды стоит уже сегодня. Опыт России показывает, что появление таких фондов приносит “длинные” деньги в экономику, то есть те деньги, которые можно использовать для долгосрочных инвестиций.

А значит, такой пенсионный фонд может стать источником развития финансового рынка и толчком для экономического роста. Вместе с тем полностью отказываться от сегодняшней распределительной пенсионной системы не стоит. Она всегда будет служить социальной подушкой безопасности для тех, кто по каким-либо причинам не смог накопить себе на старость.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter