Как США и их союзники решают свои проблемы

Война чужими руками

Технологии прокси-войны — излюбленный инструмент США. Сегодня они борются за сохранение своего доминирования руками украинцев и ресурсами Евросоюза, платя за право оставаться гегемоном жизнями тысяч граждан Украины

Современное состояние военно-политической обстановки в мире характеризуется обострением борьбы ведущих государств за мировое лидерство, за передел сфер влияния. При этом США в своих амбициозных устремлениях, руководствуясь лозунгом «Америка — прежде всего», пытаются любыми путями, в том числе и военными, не потерять статуса единственной сверхдержавы, не допустить перехода к многополярному мироустройству и сохранить диктаторскую власть над миром. Вследствие этого в последние годы резко усилилось межгосударственное противоборство.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сегодня народы Европы втянуты в безрассудную гонку вооружений, погружены в экономическую стагнацию и нравственную депрессию. Их вовлекают в конфликт с Россией, в противоборство с Китаем. И смотрите: даже шевельнуться боятся! Вы думаете, они хотели свои «Леопарды» туда (в Украину. — Прим. ред.) поставлять? Особенно немцы, которых заставили еще больше их производить и туда поставлять. Хотели? Нет! А везут туда все. Из обкома в Вашингтоне сказали — и повезли. Вот дисциплина!

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.

Исторические параллели

Трансформация содержания вооруженной борьбы породила целый ряд «новых» войн, одна из которых прокси‑война. В переводе с английского рroxy означает «посредник, представитель». Впервые термин был использован американским политологом Карлом Дойчем в 1964 году применительно к периоду войны во Вьетнаме. Исходя из его концепции, прокси‑война — это международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране.
Вся история второй половины ХХ века — череда военных конфликтов на территории третьих стран, или прокси‑войн. К крупнейшим из них можно отнести войны в Корее (1950 — 1953 гг.), Вьетнаме (1957 — 1975 гг.), между Индией и Пакистаном (1971 г.), в Афганистане (1979 — 1989 гг.), Анголе (1975 — 2002 гг.). Яркими примерами в современной истории являются Ливия и Сирия.
Мировые державы, отстаивая свои интересы, в борьбе за лидерство, энергетические и природные ресурсы, рынки сбыта используют все доступные средства, но предпочитают достигать цели с минимальными затратами собственных сил и ресурсов. Данная концепция полностью соответствует принципу «разделяй и властвуй», а гибридные, прокси‑, мятеж‑войны отражают лишь отдельные особенности подхода к ее реализации.

Диктатура военной силы

Последнее десятилетие ХХI века прошло под знаком гибридных войн. Это позволило реанимировать НАТО и образ мирового врага, напугать европейского обывателя и обосновать необходимость увеличения военных расходов, запустить сборочные цеха ведущих производителей оружия и существенно поднять их капитализацию.  
В очередной раз мир вернулся к гонке вооружений, причем новые средства поражения качественно совершеннее, технологичнее и дороже.  
А на смену гибридным войнам приходят не менее загадочные и по‑своему опасные прокси‑войны, когда закулисные игроки, не будучи прямыми участниками конфронтации, активно помогают одной из конфликтующих сторон через механизмы санкций и эмбарго, поставки вооружения, направление военных инструкторов, наемников, прочие военные, политические, экономические, информационные рычаги влияния.

В Стратегии национальной безопасности США (СНБ) образца 2015 года (времен администрации Обамы) отмечалось: «Соединенные Штаты будут использовать военную силу, если необходимо, то и в одностороннем порядке, когда того требуют наши долгосрочные интересы. Ничто не может заменить лидерство Америки ни перед лицом агрессии, ни в вопросе общечеловеческих ценностей или национальной безопасности».

СНБ 2017 года (администрация Трампа) развивала содержание предшественницы и подчеркивала, что «главным приоритетом национальной безопасности США стало решение проблемы повышения конкурентной составляющей вооруженных сил, которая должна обеспечить бесспорное превосходство Америки на арене соперничества различных государств…».
Как показывает статистика, начиная с 40‑х годов ХХ века Америка постоянно находится в состоянии реальной войны с самыми различными государствами и не планирует останавливаться.
В Стратегии нацбезопасности 2022 года констатируется, что «потребность в сильной и лидирующей роли Америки в мире как никогда велика». При этом Китай обозначен в качестве главного противника, «самого серьезного стратегического конкурента на ближайшие десятилетия, претендующего на изменение мирового порядка». Россия же рассматривается как «острая угроза, которая способна создавать систематические проблемы США».

Градус конфронтации

Еще в мае 2019 года в аналитическом докладе корпорации RAND под названием «Растягивая Россию. Противостояние с выгодных позиций», заказанном Пентагоном, в целях «перенапряжения» России рекомендовалось «лишение ее союзников и включение Беларуси в сферу своего влияния» и «оказание летальной помощи Украине».

Далее последовали попытки государственного переворота в Минске в 2020 году и реализации плана по «демократизации» Беларуси. Их провал заставил перегруппировать силы, изменить вектор приложения усилий и повысить градус конфронтации.

Очередное исследование RAND 2021 года носило поистине одиозное название: «Конкурировать с Россией по‑военному. Последствия обычного и ядерного конфликтов». Снова на свет были извлечены теоретические концепции по «разложению противника изнутри». Важное место отводилось подрыву экономики, политике изоляции и санкциям, разрушению духовности, а также прямому военному противостоянию «чужими руками».  
Согласно генеральному замыслу это должно было привести к ухудшению уровня жизни, обострению внутриполитической ситуации, истощению ресурсов и распаду России. Ключевыми элементами сценария выступали НАТО и ЕС, а орудием основного удара должна была стать Украина.
Весьма показательным в этом плане стало циничное высказывание американского конгрессмена Адама Шиффа:

— Соединенные Штаты помогают Украине и ее народу, чтобы нам можно было сражаться с Россией там у них и не приходилось сражаться с Россией здесь у нас.

Индустриальный тыл

Осознавая опасность обстановки, в конце 2021 года Россия сформировала предложения по обеспечению гарантий собственной безопасности со стороны США и НАТО, однако они в очередной раз были проигнорированы Западом. Коллективная накачка Украины оружием, поддержка профашистской политики Киева и поощрение геноцида мирного населения в Донбассе стали причинами начала Россией специальной военной операции в феврале 2022 года.
Усилиями США была создана международная коалиция — Консультативная группа по обороне Украины из 50 государств. 
Ее основу составили страны — участницы НАТО. И хотя генеральный секретарь блока Столтенберг упорно утверждает, что «НАТО не является стороной конфликта», альянс предоставил Киеву все необходимые для военных действий ресурсы (промышленные, информационные, разведывательные, образовательные, научно‑технические), став индустриальным тылом Украины. Здесь снова уместно вспомнить историю, а именно Вторую мировую войну, когда десятки стран, включая всю Европу, добросовестно трудились в интересах фашистской Германии.

Сегодня, пользуясь пробелами международного права, США ведут войну за сохранение своего доминирования руками украинцев и ресурсами Евросоюза, платя за право оставаться гегемоном жизнями тысяч граждан Украины. По данным Международного института стратегических исследований, общий объем западной помощи Киеву уже в 2,7 раза превысил бюджет Украины 2022 года (55,5 млрд долларов), и только военная помощь составила 94,9 процента от оборонных расходов России за прошлый год (51,1 млрд долларов). При этом министр обороны США Ллойд Остин заявляет: «Целью Вашингтона является не просто помочь Украине отразить вторжение, но и ослабить Россию до такой степени, чтобы она больше не могла представлять угрозы для кого‑либо».

Военные действия в Украине имеют признаки классической прокси‑войны между Россией и НАТО. Причем таковой она является именно для Вашингтона и их союзников. Боевые действия ведутся силами Украины на территории страны против российской армии за счет финансовых, экономических, военных, информационных ресурсов США и Евросоюза.  

Помимо основной цели — разрушения (ослабления) России, Вашингтон пытается решить ряд дополнительных задач: сохранить свой политический вес и оздоровить финансовую систему, ослабить Европу и сделать ее собственной марионеткой, перезапустить экономику и захватить европейский энергетический рынок, создать базу для последующего оперирования в Восточной Азии и противодействия Китаю.

Отдельные задачи уже реализованы. Взорваны «Северные потоки», разорваны кооперационные связи, 74 процента добываемого американского газа поставляется в Европу. Обеспечен устойчивый приток финансов в ВПК США. Германия и Франция теряют лидирующие позиции в Европе, а Польша становится главным американским союзником в регионе.
Не вызывает сомнения, что идет война за передел мира и формирование новой политической реальности. По сути, это третья мировая война, масштабы которой ограничены наличием у основных игроков ядерного оружия и осознанием последствий его применения.

Шаги по сохранению мира

В этих условиях название не имеет принципиального значения: «гибридная», «прокси», «холодная» — суть от этого не меняется. Для тех, кто вовлечен в их круговорот, — это боль, страдание, смерть, горе и потери. Поэтому не допустить втягивания Беларуси в войну — важнейшая задача государственной власти.

Не случайно Послание Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию в этом году было посвящено условиям сохранения суверенитета и независимости страны. Пристальное внимание к Вооруженным Силам и военной организации государства, развитие экономики и потенциала обороноспособности, сохранение исторической памяти и социальная справедливость, внешняя политика и Союзное строительство, развертывание Региональной группировки войск Союзного государства Беларуси и России, размещение тактического ядерного оружия на нашей территории, уточнение Концепции национальной безопасности и разработка Концепции безопасности Союзного государства — все это шаги по сохранению мира на белорусской земле и стратегическому сдерживанию тех, кто привык решать свои проблемы за счет других и чужими руками.

Николай БУЗИН, доктор военных наук, профессор.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter