Вести доверительный разговор

БЕЗУСЛОВНО, 2011-й выдался непростым для нашей страны. И в первую очередь для ее экономики. Как, впрочем, и для других отраслей, в том числе и информационной. Но сложности не только не заставили отступить или сойти с дистанции, сбавить темпы, но, наоборот, доказали правильность и эффективность плана, разработанного Министерством информации, подчеркнул министр информации Олег ПРОЛЕСКОВСКИЙ.

Вчера состоялась итоговая коллегия Министерства информации Беларуси.

БЕЗУСЛОВНО, 2011-й выдался непростым для нашей страны. И в первую очередь для ее экономики. Как, впрочем, и для других отраслей, в том числе и информационной. Но сложности не только не заставили отступить или сойти с дистанции, сбавить темпы, но, наоборот, доказали правильность и эффективность плана, разработанного Министерством информации, подчеркнул министр информации Олег ПРОЛЕСКОВСКИЙ.

К успеху плана можно отнести и недавнее объединение всех книготорговых организаций в единую — ОАО «Белкнига». Хотя реорганизация далась непросто, результаты впечатляют. Даже за прошлый, непростой год выручка новоиспеченной организации увеличилась почти в полтора раза и составила 124 миллиарда рублей. Объем чистой прибыли по итогам 2011 года возрос почти в четыре раза.

Впрочем, 2012-й, объявленный главой государства Годом книги, просто обязывает сделать качественный рывок в развитии национального книгоиздания. А это прежде всего — повысить конкурентоспособность книжного товара, расширить внутренний и внешний (особенно что касается России и Казахстана) рынки сбыта, снизить кредиторскую задолженность и уменьшить складские запасы продукции. Нашу страну, к сожалению, в последнее время не миновала общемировая тенденция сокращения объемов книгоиздания на бумажных носителях. Тем не менее за прошлый год в Беларуси издано более 11 тысяч наименований книг и брошюр. А по количеству изданных книг в расчете на душу населения мы немногим отстаем от России.

— К нашей гордости, белорусы — одна из самых читающих наций на постсоветском пространстве: наравне с россиянами мы издаем почти 4 книги на одного жителя и стоим в одном ряду с Францией и Германией, — отметил Олег Пролесковский. — Для сравнения, в Украине издают всего лишь одну книгу на одного жителя.

Впрочем, объединять ресурсы стали не только в книгоиздательской отрасли. Главным проектом полиграфической в прошлом году стало слияние Полиграфкомбината имени Якуба Коласа и Минской фабрики цветной печати. Кроме того, ставку здесь сделали и на техническое обновление, куда было направлено около 13,6 миллиарда рублей.

Укрупнение ждет и традиционные печатные средства массовой информации. На 1 февраля 2012 года в республике насчитывается 1400 печатных СМИ. Из них 405 — государственных. Только за прошлый год появилось 102 новых издания. Как удержаться на ведущих позициях, быть в рейтинге популярных на столь разнообразном информационном рынке? Возможно, создание медиа-холдингов — один из вариантов достойной конкуренции. Тем более что IT-технологии уже здорово наступают на пятки бумажным изданиям. По данным ООН, Беларусь входит в топ-20 стран по количеству прироста интернет-пользователей. Ведущие государственные СМИ активно продвигают свои виртуальные версии, однако этого недостаточно. Нужно активно наращивать мощности интернет-ресурсов, более широко использовать мультимедийные возможности.

Но главное внимание в нынешнем году всем СМИ нужно уделить содержанию, анализу своего контента, убежден заместитель Премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик. Нужно глубже и обстоятельнее освещать события, происходящие в стране и более доверительно, профессионально разъяснять их читателям, зрителям и слушателям, не «лакируя», но и не упражняясь в простой бездумной критике.

— Положим, увидели недостаток в работе госорганов — не просто его констатировать, а разобраться, почему он возник? Как нужно исправить? — отметил Анатолий Афанасьевич. — Пресса должна быть более конструктивной, комплексно и всесторонне смотреть на проблему. Не просто указать на недостаток, например, работы Правительства, а понять, почему оно именно такой шаг предприняло, возможны ли другие.

Анатолий Тозик также не обошел вниманием и вторую проблему, которая сегодня, по его мнению, особенно остро стоит перед белорусским информационным полем. Нужно ли сегодня нам столько СМИ? Может, стоит оптимизировать использование имеющихся ресурсов, как человеческих, профессиональных, так и материальных, финансовых, отметил заместитель Премьер-министра. Потенциал объединенного издания был бы более мощным и конкурентоспособным, а главное — качественным.

Коллегия Мининформа в своем постановлении учла все мнения, предложения, высказанные во время дискуссии на заданную тему.

Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter