Татьяна Доронина отметила 85-летний юбилей

Великая и могучая

Народная артистка СССР, актриса театра и кино, художественный руководитель МХАТ имени Горького Татьяна Доронина отметила 85–летний юбилей. По тому, как сногсшибательно выглядит в эти дни Татьяна Васильевна, с какой поразительной мудростью и чувством юмора рассуждает о времени и о себе, мы понимаем, что имеем дело с могучей женщиной. Она и сейчас может выйти на сцену и взять зал, даже если у нее роли не будет, все равно ведь возьмет — простым только движением брови, пристальным взглядом и чарующим не одно поколение зрителей фирменным доронинским голосом. Одним словом, великая.


Удивительно, что будущая аристократка духа Татьяна Доронина вышла совсем из простой семьи: папа — повар, мама — рабочая, к миру искусства ее родители не имели никакого отношения. А маленькую Таню литература захватила сразу. Она вспоминает, что на всех уроках в школе, даже на математике, забиралась на последнюю парту и упоенно читала. Тургенева, Куприна, Кассиля, Толстого... Даже будучи в эвакуации под Ярославлем, в маленьком городе Данилове, дожидаясь отца с фронта, Таня не придумала ничего лучше, чем записаться в библиотеку и погрузиться в чарующий мир литературы. Понятно, будущее романтичной девочки было предопределено. В школу–студию МХАТ ее брали уже 14–летним подростком без аттестата. В первом же театре имени Ленинского комсомола, куда Доронина пришла служить после учебы, под нее выстроили репертуар, она играла в год по две–три премьеры.

Конечно, широкий зритель узнал глубину дивной, редкой и страстной Татьяны Дорониной из кинофильмов. Хотя она и не любила кинематограф. На съемочную площадку картины «Старшая сестра» режиссер Георгий Натансон затащил Доронину, в ту пору артистку БДТ имени Товстоногова, буквально силой своей смиренности и добропорядочности. Натансон боготворил эту женщину — никаких непристойностей, он всего–то хотел снимать ее во всех своих фильмах, но, к сожалению, не всегда у него это получалось: и в те времена, как и сейчас, актрис на главные роли в кино утверждали большие «продюсеры» сверху. А Доронина всегда была нелюбезна, неуступчива и строптива, да и в кино, по ее собственному признанию, ей было скучновато. С каким юмором и фейерверком красочных эмоций вспоминает Татьяна Васильевна свои первые пробы в «Старшей сестре» Натансона — в январе нынешнего года она была гостьей программы Татьяны Устиновой «Мой герой» и еще раз покорила зрителей ясностью ума и бездной обаяния. Монолог Белинского о театре в исполнении Дорониной остается непостижимой высотой. Как и ее роль Наташи в фильме «Еще раз про любовь», после выхода в свет которого к Дорониной навсегда приклеилось меткое «лучшая девушка в СССР». Добавим сюда и Нюру из «Трех тополей на Плющихе» — роль, вдохновившая композитора Александру Пахмутову и ее супруга поэта Николая Добронравова на вечную песню — «Нежность». Глаза Дорониной и ее партнера Олега Ефремова во время ее исполнения вошли во все учебники по актерскому мастерству не только в СССР, но и в Голливуде.

А раскол МХАТа, когда Олег Ефремов увел за собой часть труппы, Татьяны Васильевна до сих пор называет «незаконной акцией». Тогда она пожалела списанных из Камергерского переулка Ефремовым артистов и возглавила второй МХАТ имени Горького, взяв под свое крыло всех актеров, неугодных новому руководству. Она и сейчас в интервью называет Ефремова блистательным партнером и прекрасным артистом, но не может простить ему тогдашнее предательство, расхлебывать которое ей приходится до сих пор. Из красивой и успешной актрисы она превратилась в не менее успешного руководителя театра, жесткого, как говорят, и авторитарного. Но, наверное, иначе руководить театром нельзя. В караване историй о Дорониной как о худруке всплывают и такие воспоминания, как мужчины в ее присутствии могут от страха и оконфузиться — достаточно Татьяне Васильевне строго на них посмотреть. Тем любопытнее слушать ее теперешние признания, как она, впервые оказавшись в руководящем кресле, даже не понимала, какие бумаги на подпись перед ней вырастают, и понятия не имела, что такое начальственная резолюция. Сейчас ей и в этом ремесле нет равных. Татьяна Доронина привечает в своем театре и талантливых белорусских актеров: в свое время к ней подался и был принят в труппу Юрий Болохов, ныне бешено популярный Алексей Булдаков тоже нашел счастье в МХАТ имени Горького, до недавнего времени служил там и наш Алексей Шедько, пройдя знаменитую доронинскую школу.

Отметим, что из всех пяти мужей Дорониной, а среди них и блистательный Олег Басилашвили, и талантливый Эдвард Радзинский, никто не смог выдержать эту ставку до конца. Инициатором развода была всегда Татьяна Васильевна, за что мужчины благодарят ее до сих пор, признавая, что невозможно взять ту планку, которую она сама себе и другим задает. А иначе Доронина не умеет. Она и в кино последние 30 лет не снимается именно по этой причине: «Я должна и дальше отвечать за тех, уже сыгранных мною героинь в кино, поэтому понижать уровень не намерена. А достойных предложений не поступает».

Вот такая она, недосягаемая Татьяна Доронина.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter