Важна каждая деталь

Сергей Румас: Основные разногласия по ЕАЭС урегулированы

Если проект договора о создании Евразийского экономического союза останется в нынешнем виде, формирование единого рынка на территории стран-участниц станет довольно длительным пошаговым процессом. Такой вывод можно сделать из слов председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, который прокомментировал итоги минского саммита с участием президентов Беларуси, России и Казахстана.

В частности, он заявил, что общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа начнут функционировать не позднее 2025 года. Общий рынок электроэнергии должен заработать «чуть ранее этого срока, поскольку к нему два года велась подготовка». Предполагается, что в 2016 году президенты утвердят концепцию по формированию каждого из этих рынков, а спустя два года — программу по их формированию. Вместе с тем белорусская сторона не раз подчеркивала, что для нас принципиально важным видится устранение всех изъятий и ограничений. Тем более что именно перечисленные позиции для нашей страны весьма чувствительны. А до планируемого подписания договора — меньше месяца. Какие перспективы?

Член совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергей Румас, общаясь с журналистами, подтвердил, что основные разногласия между партнерами урегулированы. Однако поскольку решено многие вопросы в будущем союзе все-таки регулировать на двусторонней основе, сейчас экспертам предстоит достаточно быстро определить принципы, на которых эти двусторонние отношения будут основываться. Ведь от этого зависит и наша позиция по готовности к подписанию трехстороннего договора. Основной вопрос, конечно, нефтепереработка и распределение экспортных пошлин на нефтепродукты. Сергей Румас обратил внимание:

— Учитывая важность данных вопросов для нас, мы должны понимать, как будут строиться отношения в нефтепереработке начиная с 2015 года.

Второй весьма важный, но не быстрый процесс — либерализация рынка автоперевозок. Представитель Беларуси в ЕЭК заметил, что в этой сфере страны «тройки» впервые выходят на разноскоростную интеграцию. Движение будет разбито на несколько этапов. Планируется, что с 1 января 2016 года белорусские автоперевозчики получат доступ к каботажным, то есть внутренним, перевозкам на территории России. А с 2025 года к России и Беларуси сможет присоединиться Казахстан. Что же касается так называемой разрешительной системы при перевозках, то ее никто не отменяет. Но вывод Сергея Румаса такой:

— Россия и Беларусь будут стремиться к более полному удовлетворению потребности в разрешениях на перевозки в третьи страны или из них. Сегодня Беларусь полностью удовлетворяет потребности российских перевозчиков в этих разрешениях. Мы надеемся, что и Россия с 2015 года также увеличит количество выдаваемых белорусской стороне таких разрешений.

Времени на уточнения не так уж много. Чтобы договор о ЕАЭС был подписан в Астане 29 мая, нужно еще напряженно поработать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter