Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Денежный приз отложу либо инвестирую». Пообщались с победителем олимпиады по финансовой грамотности

В теме блокчейна и кардинга


Он хорошо знает, что такое блокчейн и кардинг, легко отличит дебетную карту от кредитной, а еще в два счета вычислит эффективную процентную ставку по вкладу, назовет признаки финансовой пирамиды, расскажет, кто может стать владельцем государственных ценных бумаг... Потому что он – победитель республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди школьников. Знакомьтесь: одиннадцатиклассник гимназии № 1 Волковыска Никита Головешко.

Каково быть луч­шим школьником страны в вопросах финансовой грамотности?

– Одновременно и радостно, и волнительно. В финале чувствовал огромную ответственность за результат и до последнего верил, что вернусь домой с призовым местом. Хотя последний этап был не из легких. На 30 вопросов и написание эссе отводился всего час. К счастью, знаний хватило, чтобы показать высокий результат. Спасибо учителю истории Татьяне Владимировне Сноп – она много труда вложила в мою подготовку. И сам усердно занимал­ся в свободное время – столько материала прочитал! Немало полезного нашел и на Едином портале финансовой грамотности.

Это, кстати, мой второй опыт участия в состязании. Год назад на области не хватило буквально двух баллов, чтобы занять призовое место. Но не расстроился – гото­вился еще усерднее. В 2021-м на районе был первым, на области – вторым, а на республике, как знаете, праздновал победу. Получил много поздравлений от родных, учителей, друзей и одноклассников. Не ожидал, что все так обрадуются.

Откуда интерес к теме финансов?

– Родители связаны со сферой экономики и разбираются в этой теме. Когда готовился к олимпиаде, просил их разъяснить неко­торые моменты. Но были задания, которые вызывали сложности даже у мамы с папой. Приходилось гуглить. А вообще, финансами серьезно заинтересовался в конце девятого класса, когда решал, учиться дальше в гимназии или куда-то поступать. Понял, что меня привлекает сфера экономики. Так совпало, что в этот момент учитель истории предложила начать подготовку к олимпиаде по финансовой грамотности. Почему бы и нет, решил я.

Какие знания уже пригодились в жизни?

– Составил личный финансовый план, где четко прописал цели, произвел расчеты для их достижения, установил конкретный срок. Советую всем это делать, план реально позволяет контролировать текущие расходы и доходы. Также помогал бабушке и дедушке при оформлении банковских карт, разъяснял им, чем кредитная отличается от дебетовой, рассказывал про кибермошенников. Теперь они всегда со мной советуются. Если, например, пришла какая-то SMS из банка, позвонят и спросят, стоит ли доверять сообщению и что делать дальше.

Есть ли у вас карманные деньги? Как ими распоряжаетесь?

– Да, есть. Часть из них (а также деньги, которые мне дарят) откладываю на непредвиденные случаи: вдруг захочу куда-то сходить, скажем, на концерт. К тому же в будущем есть планы поступать в Минске. Поэтому уже сейчас небольшой процент уходит на расходы, которые могут возникнуть при переезде. Например, захочу купить хороший ноутбук или планшет для учебы, на которые магазин объявил большую скидку.

На что потратите выигранную тысячу?

– Пока не придумал, но есть несколько вариантов. Первый – отложить на образование или покупку ноутбука для учебы. Второй – открыть депозит или куда-то инвестировать средства, например, в акции или облигации. Считаю, деньги должны работать и приносить доход.

Со следующего учеб­ного года российских школьников начнут учить финграмотности. Стоит ли делать этот предмет обязательным и у нас?

– Лишним точно не будет. Лично для меня основы финансовой грамотности – очень важная дисциплина. Те знания, которые получил, изучая предмет, реально полезны в жизни. И если люди были бы более подкованными в финансовых вопросах, то избежали бы многих проблем. Не раз слышал истории, когда человек брал кредиты под большие проценты, а потом не знал, куда обращаться в случае просрочек платежей, в результате попадал в сложную ситуа­цию. Или часто многие не понимают, как правильно выбрать банков­скую карточку. Было бы здорово, если бы эти темы поднимались на уроках в школе.

Есть ли планы связать жизнь с финансами?

– Да, в будущем вижу себя в этой сфере. Возможно, это будет логистика или что-то, связанное с экономикой.

ЦИФРЫ «ЗН»

В 2021 году в четырех этапах республиканской олимпиады за победу боролись более 24 тысяч учащихся из 2302 учреждений общего среднего образования. Всего за восемь лет свои финансовые знания проверили около 114 тысяч школьников.

В ТЕМУ

Диплом II степени завоевал Артем Денисюк из гимназии № 50 Минска, диплом III степени – Владислав Каток из школы № 1 Круглого. Остальных участников заключительного этапа наградили денежными подарками и дипломами финалистов. Премиями отмечены и учителя, подготовившие победителя и призеров.

КСТАТИ

Олимпиада по финансовой грамотности проводится ежегодно Национальным банком и Министерством образования. У школьников проверяют знания по таким темам, как личные финансы, наличные деньги, сбережения, заимствования, цифровой банкинг, страхование, налоги, инвестиции. В тесты также включены зада­чи на расчеты и вычисления, касающиеся финансо­в.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter