В поисках утраченного

В Гродно сохранилось немало древних замков, старинных храмов, многовековых домов на каменных мостовых...

В Гродно сохранилось немало древних замков, старинных храмов, многовековых домов на каменных мостовых... Но среди исторических достопримечательностей города особое место, безусловно, занимают резиденции последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Три роскошных имения — Станиславово, Понемунь и Августово — в конце ХVIII века построены под руководством известного итальянского архитектора Джузеппе Сакко.


К сожалению, сегодня от былого величия дворцов уже мало что осталось. За долгие годы забвения они пришли в запустение. И все же их неповторимый архитектурный облик впечатляет до сих пор. За исключением усадьбы в Августово — от нее до наших дней дошло немногое. С этого адреса и начнем необычное путешествие по гродненским королевским местам.


Имение Августово располагалось за городом и даже 30 лет назад считалось окраиной. Помню, как летом парк с круглым прудом утопал в зелени, там любили отдыхать горожане. Теперь здесь все иначе: рядом проходит улица Репина, на которой стоят серые однообразные многоэтажки. От бывшей королевской резиденции остались лишь обновленный водоем и корчма. Стоит еще католическая каплица, но она построена уже после Сакко.


После Понятовского фольварком владели многие хозяева, но самым известным среди них был древний ирландский род О’Бриен де Ласси. Сын дворянина Александра и его супруги Габриелы–Генефы Терентий здесь родился и прожил немало. Правда, с большими перерывами. Отсутствовал, когда воевал в японской Цусиме, громил врага во время Первой мировой в составе знаменитой русской «Дикой дивизии», а потом в чине полковника командовал двумя уланскими полками польской армии.


После ухода в отставку Терентий снова поселился в имении, выращивал огурцы и воспитывал дочь Елену — в будущем художницу с мировым именем, эмигрировавшую затем в Аргентину. Терентий умер в 1932 году, его похоронили в фамильном склепе в каплице. Но во время последней войны могилы были разграблены, и сейчас от них ничего не осталось... Вот такая история у королевской усадьбы Августово.


Имению в Понемуни, размещенному в черте города на правом берегу Немана, повезло больше: там дворец сохранился до наших дней. С середины прошлого века в нем жили люди, разместился детдом. В начале девяностых годов один из главных шедевров дворцово–парковой архитектуры Гродненщины пытались восстановить, но финансы скоро иссякли, на том все и закончилось. Тем не менее к реставрации уникального объекта еще не поздно вернуться. По мнению авторитетного гродненского историка архитектуры Игоря Трусова, посвятившего изучению исторического наследия принеманского края много лет жизни, именно резиденция польского короля в Понемуни является вершиной творчества Джузеппе Сакко. Возле дворца был разбит парк, в самом здании действовала каплица... Сюда часто приезжал на отдых Станислав Август Понятовский. О чем думал этот монарх, когда готовился отречься от престола? Среди прочего король понимал, что придется расстаться с огромной недвижимостью — в том числе с имением в Понемуни. Так вскоре и произошло.


Любопытно, что в конце ХIХ века владелицей бывшей королевской резиденции в Понемуни стала княгиня Ядвига Друцкая–Любецкая. Корни этого известного рода связаны с судьбой еще одного имения Понятовского — Станиславово.


Отправляемся в этот удивительный по красоте уголок — от него до исторического центра Гродно рукой подать. Прямоугольное одноэтажное здание, построенное Джузеппе Сакко в 1777 году, поднято в центре на один этаж, оттого видно издалека. К нему примыкал глубокий портик с тремя аркадами — своеобразный крытый въезд. Над ним размещался большой балкон с каменной балюстрадой. Главный фасад был обильно украшен разнообразной лепниной.


Впечатляло и внутреннее убранство дворца. Сразу за входом размещались две угловые печи из черного мрамора. На потолках — лепнина, на стенах — мифологические росписи. Сиял и танцевальный зал, где перед королем по вечерам выступали самые прекрасные танцовщицы гродненской балетной труппы. Пол в бальном зале покрывал художественный паркет. Историки утверждают, что его уничтожили в Первую мировую войну квартировавшие там солдаты.


Рядом с главным зданием размещались два одноэтажных флигеля с черепичной крышей. В одном из них располагалась кухня, где специально приглашенный албанский повар готовил изысканные королевские блюда. Обеды и ужины к столу короля и его гостей доставлялись в судках через двор, чтобы острыми запахами не нарушить утонченность обстановки, царившей в резиденции.


К имению в Станиславово из города вела длинная аллея из высаженных лип, ее еще в народе называли «аллеей любви». Главный въезд украшала фигурная брама. Украшением резиденции стал примыкающий к ней огромный парк с множеством редких деревьев и кустов, там очень любил отдыхать король, а позже и князь Франтишек Ксаверий Друцкий–Любецкий, ставший хозяином имения в 1814 году.


О последнем стоит сказать больше. Именно этой влиятельной особе принадлежала идея постройки Августовского канала, соединившего бассейны Висты и Немана. Несмотря на то, что князь не так часто наведывался в Станиславово, порядок там поддерживался идеальный. На рубеже веков эстафету достойно принял новый владелец — князь Владислав Друцкий–Любецкий. Кстати, он являлся обладателем и первого в Гродно автомобиля. Сохранилось фото, на котором запечатлена эта легковая машина, стоящая внутри портика у главного фасада.


И только в 1915 году, с орудийными раскатами Первой мировой войны, на знатное имение обрушились беды. Кругом рвались снаряды и бомбы. Станиславово, находясь в эпицентре боевых действий, выдержало тяжелые испытания и во время освобождения Гродно от немецко–фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну.


В мирное время в главном здании размещались различные организации. Последний владелец — аграрный университет.


Планы по капитальной реставрации дворца периодически появляются, но с такой же быстротой исчезают. Как и в случае с имением в Понемуни, все упирается в отсутствие необходимых средств. А как хотелось бы оставить потомкам не королевские развалины, а добротные ухоженные строения с удивительной историей.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter