В ответе за того, кого пригласил

Если в общепите с вами обходятся как с самым дорогим гостем, то это однозначно сотрудники, вышколенные по иностранным методикам. Национальной школы сервиса, увы, нет. Да и откуда ей взяться?.. С Виктором Корбутом по стране и миру

Если в общепите с вами обходятся как с самым дорогим гостем, то это однозначно сотрудники, вышколенные по иностранным методикам. Национальной школы сервиса, увы, нет. Да и откуда ей взяться?


Трудно судить, как обходились с посетителем минского или гомельского кафе, гостиницы сто лет назад. Но известно, что инфраструктура отелей и закусочных, ресторанов была в ту пору довольно приличной. Гостиные дома не ранжировались по звездам и не могли вместить слишком много публики — это были маленькие приюты для приезжих (исключение, пожалуй, составляет одна «Европа» с лифтом, телефоном, ваннами и прочими диковинками начала ХХ века). Однако каждый частник (заведения не принадлежали государству) всегда заботится об одном: чтобы посетитель чувствовал себя максимально комфортно и обязательно вернулся именно к нему.


Свежий пример заботы о человеке в наши дни — это агроэкоусадьбы. Только появившись, они сразу разделились на две группы — с удобствами и «дачные домики» с туалетом на улице. Но те, которые с деревянными клозетами, быстро вымерли. Кому такая псевдоэкзотика нужна?


Впрочем, как сказать... Бывает всякое.


Когда на ж/д вокзале одного из районных центров самой культурной и продвинутой, как считается, Гродненской области зашел в общественный туалет, то за растворенной настежь дверью обнаружил помещение с дырками в полу. Никаких кабинок, перегородок, унитазов, умывальников — элементарных условий соблюдения интимности и гигиены. Мне вдруг показалось, что я очутился в каменном веке. А также вспомнилась телепередача о древнеримских общественных уборных. В ней рассказывалось о сложной системе канализации, позволявшей держать в чистоте многомиллионную столицу античного мира. Собственно итальянский городской туалет первых веков нашей эры представлял что–то вроде того железнодорожного. Однако странно было бы в данном случае гордиться сравнением с Римом. Все–таки с тех пор немало воды утекло, а прогресс подарил нам простые изобретения технической мысли, позволяющие расслабиться...


Почему же мы довольствуемся малым, хотя ничто не мешает устроить общественный быт на высшем уровне? Плитку, сантехнику изготавливает «Керамин». Все свое. Не нужно экспортировать дорогую технику, чтобы оборудовать уборные на вокзалах и хотя бы в центрах городов.


Мне скажут, что хулиганы все разобьют и затопчут. Но это не аргумент. Есть школа, которая должна воспитывать культурных граждан, милиция, чтобы следить за их поведением. Не надо отказываться от решения проблемы только потому, что все равно ничего не получится.


Уже давно могло получиться. Но никто ничего для этого не сделал. Чтобы не быть голословным, приведу несколько отзывов о посещении Минска и других городов иностранцами ровно полвека назад, в 60–е годы. «Хорошо спланированный центр, дружелюбие молодых людей, всегда готовых оказать помощь. Разнообразие гид–групп, пляски, опера, цирк, — восхищен парадной частью жизни американец. — Но в отвратительном и антисанитарном состоянии находятся туалеты, как и большинство общественных зданий». Чистые улицы и грязные туалеты — до боли знакомо...


Конечно, нынче не все так худо. Но не сказать, чтобы на фоне благостной картины были отдельные недочеты. Скорее, наоборот.


Тут мне вспомнился упрек со школьных времен. Учительница наставляла: почему вы ломаете то, небрежно обращаетесь с этим, разве дома вы так же относитесь к вещам? Помню, на мое сознание эти слова сильно подействовали. Но не уверен, что на всех моих одноклассников. Мы в массе своей еще не умеем ценить общественное, национальное. Для нас оно по–прежнему «все вокруг советское» и «ничье».


А отсюда растут ноги вообще проблем сервиса. Другой интурист из тех же 60–х заметил: «Советские люди считают себя гордыми. Они воспринимают себя не то что равными с иностранцами, но даже демонстрируют свое превосходство. Они считают себя хозяевами, оказывающими зарубежным туристам гостеприимство, а не услуги».


Турист всегда прав. И если под него не подстраиваться — не будет у нас долгожданных гостей из–за рубежа. Но чтобы они появились, неплохо бы привести «внутренности» отдельных зданий, городов в соответствие с их превосходными фасадами.  Правда, решить проблему с помощью административных методов вряд ли получится.


Кажется, все станет на свои места, когда каждый почувствует гордость за свою профессию. А для этого нужно ощущение того, что твоя работа — не служба, а ты хозяин собственного дела.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter