В лучшее верится

В эпицентре лета все затмевает собой вступительная кампания...

В эпицентре лета все затмевает собой вступительная кампания, заставляя забыть даже об удушающем пекле. Жарко вдвойне. Решается судьба десятков тысяч ребят. И мы, взрослые, берем отпуска, глотаем валидол, вооружаемся калькуляторами, листаем электронные странички вузов, чтобы помочь, подсказать и направить. Не помню, чтобы мои родители лет 20 назад так убивались по этому поводу. Все было, в принципе, ясно: есть аттестат, имеется мечта — давай, дерзай. Срезался — пробуй еще. И некоторые мои одноклассники по три — четыре года подряд атаковали выбранный вуз. Потому что — мечта. Потому что, верили, — призвание. Сегодня, как известно, краеугольные вопросы «что делать?» и «кем быть?» все чаще решаются путем скучных арифметических расчетов на лавочке в университетском дворике и выливаются в донельзя прозаическое «куда хватает баллов?». Ну и что же тогда получим на выходе? Какого, с позволения сказать, специалиста? Если ему, в сущности, было все равно, на кого учиться, если когда–то в последний день подачи документов он до последнего часа судорожно метался между факультетами, а то и вузами? Абы поступить. Остальное — не важно.


Ничего не имею против моды на повальное высшее образование. За полвека количество студентов у нас увеличилось вшестеро. Раньше к вершине знаний стремился лишь каждый пятый, а сейчас, наоборот, еще надо поискать, кому такая мысль не взбрела в голову. И разве это плохо? Беда в том, что государственная задача дать высшее образование всем желающим совсем неравносильна цели его получить. Получить многие хотят, прежде всего, нечто материальное. Красивую упаковку. «Корочки». Этакий сертификат соответствия современности. О да, родня будет гордиться: все, как у людей, зато сам диплом с большой вероятностью пылится где–нибудь в семейном архиве. Какое будущее, скажите на милость, светит юнцу, который с 1 баллом по физике идет (и проходит!) на техническую специальность? И как будут учить «разумному, доброму, вечному» нынешние первокурсники педуниверситета: у одного из 100 возможных 8 баллов по русскому языку, 5 — по математике и 7 по физике, у другого — 2 балла по белорусскому, 3 — по физике и 13 по математике? В аттестате — и того меньше. Их бы самих еще на годик за парту усадить. Корреспондент «СБ», филолог до мозга костей, эксперимента ради испытала себя недавно в ЦТ по физике. Отвечала, считайте, интуитивно — набрала 20 баллов. Больше, чем в среднем по стране. Так что тогда в голове у выпускника, имеющего в сертификате 3, 5, 10, 15 баллов? Ни крупицы знаний, ни зачатков элементарной логики... Вузовские преподаватели потом за сердце хватаются: «Не знают основы основ, квадратного уравнения не могут решить, а все туда же, в инженеры!»


Один скажет: да их отчислят после первой же сессии! Отчислят, но прежде (ведь многие с такими баллами прошли на бюджет) государство потратит на каждого как минимум 2 — 3 млн. рублей. Точнее, зароет их в песок и вздохнет... Другой возразит: а если неуч — платник? «Кто платит, тот и заказывает музыку»? Вот–вот. Отсюда и соответствующее отношение студента к доцентам и профессорам, к высшему образованию в целом — как к сфере услуг. «Раз я поступил, вы мне должны», «Это мне надо, а это — нет», «Вы и учите» — типичные настроения у тех, кто хочет не профессию получить — диплом. И чем скорее, тем лучше. Недаром специалисты подмечают тенденцию нынешнего года: поступают туда, где проще, где легче...


Диплом, не спорю, — дело личное. Ну а дальше–то что? Мыкаться в поисках нормальной работы? Мучить и себя, и работодателя? Тихо возненавидеть такую жизнь? Или переквалифицироваться в востребованного рабочего строительной специальности, швею, парикмахера? Знаю тех, кому это действительно принесло счастье. Дипломированный юрист работает сантехником, экономист — отделочником, журналист — швеей. Вот так в 35 лет взять и навсегда расстаться с профессией, от которой ни уму, ни сердцу. И найти новую — простую, «грязную», но с которой ты всегда и при заказах, и при деньгах. И, что самое важное, получаешь удовольствие, живешь в ладу с самим с собой. В понимании советских романтиков это, наверное, и называлось «свое место в жизни», а может быть, даже — «призвание». Только сегодня так вряд ли скажут. Не принято. Несолидно как–то признавать, что пять лет в вузе были брошены коту под хвост и родители зря напрягались. Родители... Может, из–за них высшее образование и возведено в такой неестественный культ? Им оно важно. Для них — это обещание успеха и счастья. А для нового поколения? Есть ли у него мечта?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter