На совещании у Президента обсудили вопросы перераспределения полномочий между органами государственной власти

В интересах государства и благосостояния людей

В чем смысл конституционной реформы, как перераспределить полномочия между органами власти и какие функции должны остаться исключительно в компетенции Главы государства. Эти и другие вопросы обсудили на совещании во Дворце Независимости

За почти тридцатилетнюю историю суверенитета Беларусь прошла все этапы становления. Процесс развития никогда не бывает простым, и подчас приходится переосмысливать многие вещи. О том, что настало время пересмотреть подходы к управлению государством, Президент заявлял и ранее. Речь, в частности, идет и о перераспределении полномочий между ветвями власти. Эта тема в числе прочих будет рассматриваться в ходе работы Конституционной комиссии, первое заседание которой пройдет сегодня. А накануне вопросы перераспределения полномочий между органами государственной власти обсудили на совещании у Президента. Какие решения и на каком уровне должны приниматься? Вариантов здесь может быть множество, но главный посыл Александра ­Лукашенко прозвучал четко:
— Перераспределение полномочий происходит нечасто, поэтому надо взвесить все за и против по каждому пункту. Во главу угла ставьте наши незыблемые приоритеты — комфорт и благосостояние населения.

Мы сохранили страну

Наша страна изначально выбрала путь сильной президентской власти, замкнув решение многих вопросов на Главу государства. Мера жесткая, но необходимая, пояснил Александр Лукашенко:

— Это было сделано для того, чтобы навести порядок в работе с бюджетом, сберечь государственное имущество, недра, все то, что принадлежит (и я надеюсь, будет принадлежать) белорусскому народу. Не допустить олигархии, обвальной приватизации и, как результат, расслоения в нашем обществе, выстроить ключевые институты власти. Разные точки зрения по этому поводу, на что я всегда говорил: как смогли, так сделали. После нас сделают лучше, обладая этим опытом.

Сегодня в стране выстроена система контроля, отрегулированы механизмы бережливой и эффективной работы с финансами, а решения, принятые на верхних уровнях власти, безукоризненно доводятся до каждого исполнителя, подчеркнул Александр Лукашенко.

Хотя без некоторых нюансов не обходится. В данном случае речь идет об исполнительской дисциплине, которая, по словам Президента, порой хромает:

— Скажу откровенно: наверное, каждый из присутствующих здесь не думает, что у нас полное единомыслие, крепкий аппарат управления на различных уровнях. Хватает и в аппарате управления, особенно до последних событий: некоторые из-под плинтуса посматривали, как же день воли пройдет… Потом поняли — не то, как пишут, особенно россияне: власть устояла. Да нет. 
Власть стояла и будет стоять! Мы просто государство сохранили и будем его дальше укреплять. Поэтому, кто хочет работать — вылезайте из-под плинтуса и начинайте работать. Вставайте в строй и вперед. У нас слишком много работы для того, чтобы отсиживаться где-то.

Персональная ответственность

Когда разговор заходит о конституционной реформе, некоторые диванные эксперты упирают на то, что, дескать, руководство России подталкивает Президента Беларуси изменить Конституцию. Таким «аналитикам» следовало бы помнить, что о корректировках в Основной Закон Александр Лукашенко говорил еще несколько лет назад, выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Парламенту.

— Этим мы занимаемся давным-давно, — констатировал Глава государства. 
— Подошли к тому, что эти изменения должны быть, потому что Лукашенко не вечен и мы не знаем, кто будет следующим и какой он будет — «диктатор», «авторитарный руководитель», — мы тоже не знаем. Это первая важнейшая причина, по которой нам пришлось обратиться к Конституции.
В итоге было подготовлено два варианта Основного Закона. При этом Глава государства потребовал обязательно персонифицировать поправки, чтобы было ясно, кто именно выступил с той или иной инициативой.

— И что вы думаете? Два варианта, а изменений почти никаких. Потому что люди понимали, что за всякие предложения и изменения надо будет потом отвечать, — подчеркнул Президент.

Сейчас подготовкой поправок в Основной Закон страны занимается Конституционная комиссия в составе 36 человек. Они также персонально будут отвечать за те предложения, которые внесут Главе государства.

Впрочем, для перераспределения полномочий нет необходимости менять Конституцию, отметил Президент:

— Нет, мы ее изменим, а то опять начнут говорить, что Лукашенко время тянет и не хочет менять эту Конституцию. Чепуха полная. Хочу я, не хочу — это имеет какое-то значение, но не решающее. Решать будет народ. Общество чего-то хочет в плане изменения Конституции. Будет! И будет абсолютно честно. 

Но перед корректировкой Основного Закона будут перераспределены полномочия, добавил Александр Лукашенко: 

— Чтобы не думали, что все сосредоточено в руках Президента и он принимает все решения. 
У Президента останутся основные полномочия, которые могут влиять на любое решение снизу доверху. Где бы ни был Лукашенко, какой бы ни был здесь Президент, он будет Главой государства с сильными полномочиями, потому что, если мы «растворим» полномочия Президента (будущего Президента, не меня это касается), стране не бывать. Она исчезнет.

Назревшие решения

Исходя из поручений Главы государства, Правительство, местные органы власти и парламентарии подготовили пакет предложений, которые могут расширить сферу деятельности Правительства и иных госорганов. Александр Лукашенко их внимательно изучил и сделал следующие выводы:

— Мое первое предложение — не надо мгновенно, чохом все принимать. Это должен быть эволюционный процесс. Но до внесения проекта новой Конституции на референдум мы должны этот процесс закончить. 
То есть в течение этого года надо окончательно определиться, какие полномочия будут у Президента, Правительства, Парламента, губернаторов, если надо — и ниже.
Часть решений действительно сегодня назрела. И дело здесь не в том, чтобы «разгрузить» Президента, как полагают некоторые. Не в этом смысл. Смысл прежде в контроле. Ведь перед тем как попасть на стол к Главе государства, документы проходят через определенный фильтр. Их, что называется, под лупой рассматривают специалисты и только потом вносят Президенту для окончательного подписания.

— Поэтому по некоторым полномочиям есть основания и необходимость оставить это на уровне Правительства, — считает Александр Лукашенко. — По другим предложениям, я абсолютно убежден, размывать полномочия Главы государства мы не будем. Еще раз подчеркиваю: речь не идет о Лукашенко. Речь идет прежде всего о будущем. Это касается в первую очередь тех сфер, где решаются важнейшие вопросы для любого жителя, субъекта хозяйствования и государства в целом. Более того, зачастую они носят необратимый характер.

Не отрываться от земли

Среди вопросов, ответственность за которые может нести только Президент, — землепользование и использование лесного фонда. Решения по ним начинают вызревать на местах и по вертикали власти проходят до ­Президента. Без его подписи такие документы не имеют силы. Поэтому Александр Лукашенко категоричен — полномочия здесь должны остаться исключительно у Главы государства:
— Мое железное требование: на земли сельхозназначения или лесного фонда претендовать можно только по отдельному решению Президента. Тем более, как мне докладывают, в регионах есть тысячи участков, которые невостребованы. А нуждающиеся в улучшении жилищных условий вообще могут получать их бесплатно.
Александр Лукашенко напомнил и об Указе № 116, подписанном 24 марта. Согласно этому документу пустующие дома теперь могут продаваться за одну базовую величину. Президент назвал это решение беспрецедентным для Беларуси:

— Пустующие дома, которые вроде бы уже никому не нужны, никто не претендует, там земельные участки немалые — по полгектара, по сорок соток. Принимают решение райисполкомы фактически, даже не губернаторы. Опустили туда, вниз — там на месте пусть решают без волокиты. Есть пустующий домик, развалившийся, никому не нужный, никто на него не претендует, только вид в деревне портит, есть участок в городе или на селе — пожалуйста, местные органы власти первичного уровня принимают решения.

Но это не касается земли под Минском и областными центрами, вблизи водоемов и заповедников. Эти территории останутся под жесточайшим контролем. Объяснять почему не приходится.

— Это общее достояние, — подчеркнул белорусский лидер. — Мы не можем, как в соседней стране: смотришь на озеро возле крупного города — простому человеку туда не подойти. Почему? Потому что заборы выстроили прямо в воду и организовали причалы для своих «посудин». Это негоже. Мы этого избежали. У нас — Минское море — можешь подойти в любую точку. Наоборот, мы там обустраиваем, чтобы люди летом с детишками могли туда подойти. Мы делаем это для человека. И такие места должны быть железно под контролем Президента.

Поэтому именно Глава государства будет решать, кому поручить вносить предложения по распределению подобных земельных угодий. Александр Лукашенко потребовал, чтобы право окончательного решения оставалось в одних руках:

— Земельные, лесные вопросы передавать кому-то запрещается. Это запрещенные темы. Бывают исключения, но тогда придите, докажите Президенту — он примет решение. Думаю, наши дети и внуки спасибо за это скажут. И будущий Президент, который будет управлять страной, тоже поблагодарит всех нас за то, что мы оставили такие вопросы и полномочия у ­Президента.

Александр Лукашенко отметил, что такой подход к земле и лесным угодьям может в обобщенном виде быть закреплен и в обновленной Конституции. Вместе с тем Глава государства готов рассматривать предложения, которые касаются осовременивания действующей практики, упрощения администрирования за счет внедрения цифровых технологий.

Продуманные действия

В целом передать дополнительные полномочия — не проблема. Но готовы ли те, кто их примет, взять на себя и дополнительную ответственность?
— Ответственность — ключевой аспект! Правовые акты о передаче полномочий должны содержать четкий ответ на вопрос, кто конкретно будет отвечать за принимаемые решения. 
Никакого двоякого толкования здесь быть не должно, — заявил Александр Лукашенко.

Он также поинтересовался, продуманы ли возможные риски. Не случится ли так, что через какое-то время в каждом регионе установится своя практика принятия решений и она будет отличаться?

— К чему это может привести в современном мире, мы понимаем. У меня тоже есть опыт: это было в России. И я помню молодого Путина, когда он только стал Президентом после Ельцина, мы обсуждали этот вопрос: что ни регион (хотя в России это оправданно, она огромная страна), абсолютно разные решения. И в кучу собрать Россию многого стоило. Нам надо это или нет? — задал риторический вопрос Глава государства.

По его словам, процесс перераспределения полномочий должен быть тесно увязан с конституционной реформой:

— Мы не должны принимать решения, которые в результате работы над Конституцией потом придется отменять или приводить в другое состояние. 
Поэтому надо будет тесно вести работу с Конституционной комиссией. И на основе новой Конституции мы должны прийти к выверенной и идеально продуманной вертикали власти с обновленными полномочиями.

Контроль и системность 

После совещания Премьер-министр Роман Головченко рассказал журналистам, что по поручению Главы государства проведена своеобразная инвентаризация всех властных полномочий и выделены сферы, в которых целесо­образно рассмотреть вопрос или понижения уровня принятия решений, или перераспределения сфер ответственности между ветвями власти. По словам Премьер-министра, основные изменения назрели в вопросах кадровой политики, архитектурной и градостроительной деятельности, распоряжения государственным имуществом. Главная цель — избавиться от волокиты и бюрократизма, когда некоторые документы порой до трех лет могут кочевать из кабинета в кабинет. Вместе с тем при корректировках законодательства важно сохранить контроль и системность во властной вертикали.

На совещании приняты решения, которые будут реализовываться через изменения в действующих нормативно-правовых актах. Это позволит, во-первых, оптимизировать процедуру и скорость принятия управленческих решений, а во-вторых, повысить ответственность тех, кто их принимает.

— Отдельного документа не будет, будем двигаться эволюционным путем: тема затрагивает большое количество законов, кодексов, указов Президента, постановлений Правительства. Поэтому по каждому направлению будут готовиться отдельные нормативно-правовые акты, которые будут вносить изменения в действующее законодательство, — уточнил Роман Головченко.

Сами же руководители облисполкомов и Мингорисполкома подтвердили готовность (а главное, желание) принимать решения в части распоряжения коммунальной собственностью, архитектурной и градостроительной деятельности, сказал Премьер-министр:
— Большое количество инициатив поступило именно от регионов. Они сталкиваются с вопросами на практике. И если они видят, что это можно сделать в более сжатые сроки, более оперативно, без ущерба для интересов государства, то соответственно вносят такие предложения, которые в том числе направлены и на раскрепощение инициативы на местах.
По его словам, при подготовке предложений о перераспределении полномочий в Правительстве исходили из двух критериев:

— Первый — все должно идти от жизни, эволюционным путем. Второй критерий — решения должны быть вызревшими и подтверждаться мировым опытом. Мы проанализировали, как эти вопросы решаются в других государствах, прежде всего на постсоветском пространстве, и для себя нашли немало хороших практик, предложив имплементировать их в белорусское законодательство.

konon@sb.by

varmor@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter