Мытая морковь из белорусской глубинки вводит в ступор инспекторов Россельхознадзора

Урожай дальнего следования

День Виктора Чеботаря, руководителя крестьянского хозяйства «Антей-сад», начинается около семи утра, а завершается ближе к полуночи. На рабочем месте он, можно сказать, живет. И по-другому уже не может. Его дело стало, без преувеличения, всей его жизнью. А его сад — украшением Мядельского края.

Виктор ЧЕБОТАРЬ (справа) за калибровкой яблок: нынче они уже в Москве.
Фото автора

Первые шаги

Нынче в его саду без малого 100 тысяч деревьев. Преимущественно яблони. На заре становления хозяйства, когда Чеботари только осваивали первые полученные в свое распоряжение 18 га бывших сельхозугодий птицефабрики «Заря коммунизма», приехали к Виктору Иосифовичу друзья из Польши и определили, что здесь должна хорошо расти вишня. Что ж, появилась и вишня: в молодые годы, а новоиспеченному фермеру на тот момент было что-то около 35, решения принимаются быстро. Впоследствии же появляется большое пространство для аналитической работы. Как довелось лишний раз убедиться, погодно-климатические условия Нарочанской низменности весьма далеки от идеальных для культивирования косточковых: весной здесь холодно, летом избыток осадков, частые гости — грады да шквальные ветры. Словом, урожаи балуют время от времени. Тем слаще, впрочем, оказывается то, что удается собрать.

Вот и в минувшем году март, обнадежив температурными рекордами до +18 °С, раньше сроков спровоцировал вегетацию. Апрель же все это дело ощутимо подкорректировал, не единожды опустив в ночное время столбик термометра до отметки в -15 °С. Для нежного деревца такие «качели» — огромный стресс: вишня в урожае отказывает. Благо выдерживают посадившие сад люди: не сбежали после первых ощутимых неудач, с завидным упорством вот уже два десятка лет продолжают обхаживать выросший среди закамененных суглинков да песчаников диво-оазис. Как-то, вспоминает Виктор Чеботарь, с 13 тысяч яблонь сняли… всего четыре яблока, да и те оказались корявенькие.

— Дал бы боженька погоду, а остальное мы сами сделаем, — улыбается Виктор Иосифович.

Минимизировать воздействие капризов природы на общий результат позволила диверсификация возделываемых в хозяйстве культур. В дополнение к яблоне и вишне занялись клубникой, чуть позже появились малинники. Но прежде вошли в целевую госпрограмму развития плодоводства, что позволило реализовать ряд весьма актуальных инвестпроектов. Это стало ключевым моментом в дальнейшем развитии семейного бизнеса, который пусть и частный по своей природе, но работает на государство: все доводимые нормативы, связанные, среди прочего, с экспортом и валютной выручкой, выполняются здесь стабильно.

На дворе зима, но дел в крестьянском хозяйстве не меньше, чем летом. Кипит работа над реализацией очередного крупного инвестпроекта — по выращиванию клубники на гидропонике. На площади в 2,5 га появятся особые теплицы-туннели: внутри растения разместят на высоте чуть более метра от земли в специальном материале, куда подведут питание. Появится и отдельное помещение, где под контролем высоких технологий будут готовить питательные растворы. Монтажные работы уже ведутся: в конце марта планируют высаживать рассаду. К слову, не в последнюю очередь благодаря именно клубнике, а под ней здесь без малого 9 га, причем преимущественно открытого грунта, в прошлом году удалось в определенной мере компенсировать неурожай вишни.

Новые технологии

Еще один перспективный замысел Виктора Чеботаря — уплотнение садовых площадей: деревья будут расти на поддерживающих шпалерах, в результате чего их количество на одном гектаре может увеличиться с сегодняшних 800 до 3700. Такой яблоневый сад при грамотном подходе в состоянии давать до 60 тонн плодов с гектара против 20—30 в его нынешнем, традиционном варианте.

Помимо фруктов выращивают овощи: морковь, лук, свеклу и с недавних пор огурцы. Под последними пока всего лишь два гектара, но первый опыт показал, что это достаточно перспективное направление: на суровой Мядельщине можно добиться почти такого же эффекта, как и на благодатной для огурца Столинщине. Морковки в прошлом году взяли примерно тысячу тонн. Ее здесь, к слову, еще и моют: достаточно получаса, чтобы запустить спящую в отдельном помещении специальную моечную машину. Мытые корнеплоды — это нынче, как отмечает Виктор Чеботарь, весьма многообещающий рыночный тренд. Вот только Россельхознадзор к высокоэстетичному виду овоща из глухой деревеньки Осово, где прописался головной офис хозяйства, никак не может привыкнуть. «Вы что, в своем селе моете овощи? — даже не пытаются скрывать удивление российские инспектора. И с ходу выносят вердикт: — Да ну, это же польская морковь!»

— Вот и приходится всякий раз доказывать, что мы не реэкспортеры, — сетует Виктор Иосифович. — А это дополнительные траты времени и сил. Но удивлять российских инспекторов мы будем и дальше. На очереди — мытый картофель.

В Россию «Антей-сад» поставляет 90% своей продукции. На каждую партию декларация соответствия, фитосанитарный сертификат — все как положено. В последнее время российский рынок ощутимо просел, но яблоки, вишня, клубника, морковь из крестьянского хозяйства Чеботарей по-прежнему находят там свои ниши.

Из яблок и вишни непосредственно на месте делают соки — неосветленные, прямого отжима. Метод горячего розлива с пастеризацией при 70 градусах обеспечивает полную сохранность витаминов и минералов. Тот же подход к сухофруктам — инфракрасная сушка оставляет в плодах максимум полезного.

Малый бизнес кормит семьи

Удивительно, что все это, пусть и за два десятка лет, удалось одной семье: супружеской чете и их детям — сыну и дочери. Да, при помощи наемных работников, но весьма небольшого их числа. Яблоневый сад на первых своих гектарах посадили Чеботари собственноручно, а появившийся чуть позже и почти случайно вишневый сегодня самый большой на Минщине и один из крупнейших в масштабах страны.

Между тем по образованию Виктор Иосифович технарь — окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства. Но, по собственному признанию, его всегда тянуло к живому — в сад, в поле, к пчелам. Сам из деревни недалеко от Нарочи, мама — швея, отец всю жизнь в полеводческой бригаде. Восемь лет Виктор Чеботарь был директором совхоза: опытным путем шлифовал свои, родом из детства, пристрастия. Силы же, подобно античному герою Антею, в честь которого получили название сорт кормилицы-яблони и косвенно — его хозяйство, черпает он, как и весь его род, похоже, от самой земли.

Виталий ЕФИМЕНКО

vital-y@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter