Почему белорусским садоводам трудно реализовать весь выращенный урожай витаминной продукции

Яблоко меньшего калибра — не приговор

В последнее время на внутреннем рынке наше яблоко уверенно вытесняет зарубежное. В рамках Госпрограммы ежегодно прирастает количество молодых садов. Наиболее интенсивно плодоводство развивается в Брестской, Гродненской и Минской областях, где выращивается около 80 процентов яблок от общего объема, производимого в общественном секторе страны.

Наши садоводы, сообщает Минсельхозпрод, в 2023‑м в полном объеме обеспечили стабилизационные фонды на межсезонный период, промышленных переработчиков и торговлю своей продукцией на внутреннем рынке, а также реализуют ее на экспорт. Вместе с тем в отрасли назрели и некоторые проблемные вопросы, затрагивающие интересы сельхозпроизводителей и покупателей. Предлагаем в них разобраться.

Второй сорт — не брак

Для садоводов яблочный год выдался удачным. Урожай сельхозорганизаций и фермерских хозяйств — 221,4 тысячи тонн. Весенние заморозки и долгая засуха несколько подкорректировали планы отдельным сельхозпроизводителям.

— В 2022‑м урожай был выше — 228 тысяч тонн яблок, — уточняет генеральный директор Белорусской ассоциации по садоводству и питомниководству «Белсадпитомник» заслуженный работник сельского хозяйства Анатолий Коренько (на снимке). — На сельхозорганизации в 2023‑м пришлось 108,7 тысячи тонн, 112,7 тысячи тонн собрали фермеры.

Как правило, климатические особенности того или иного сезона отражаются на сортовом составе урожая. У садоводов, которые используют капельный полив и прочие технологии, отдача богаче и вид урожая более презентабельный, но не все имеют возможность таким образом минимизировать неблагоприятные условия для своих садов.
— Из собранного урожая порядка 40 тысяч тонн приходится на второсортное яблоко, то есть несколько меньшие плоды — диаметром от 4,5 до 6,5 сантиметра. По вкусовым характеристикам и срокам хранения от первого сорта не отличается, но закономерно этот товар отпускается по меньшей цене. Садоводы реализуют яблоко с такой калибровкой дешевле: в сезон сбора урожая предлагали килограмм за 70 копеек, сейчас — около 1,2 рубля. Для сравнения, цена на товарное яблоко сейчас — 1,5–2 рубля, — поясняет Анатолий Коренько. — Наверняка более экономный вариант пользовался бы в торговых сетях спросом, ведь население считает деньги, те же пожилые люди, семьи с небольшим достатком, школьники, студенты. И для организации питания в социальных учреждениях такой вариант тоже подошел бы. Да и в любом случае, чем выбор богаче, тем лучше. Изучая ассортимент в магазинах, обратил внимание, что где‑то такой товар есть, но далеко не везде.

Мы тоже промониторили предложение в популярных ретейлах. Белорусский фрукт на прилавках исполняет ведущую партию. Например, в «Гиппо» из пяти позиций четыре — с белорусской пропиской и один молдавский конкурент, который стоит дороже, а диапазон цен от 2,62 до 4,36 рубля за килограмм. Второсортного товара на развес или в фасовке на тот момент не предлагали. В «Евроопте» выбор у покупателя тоже есть из 5–6 белорусских сортов, а в целом отечественный фрукт можно выбрать в ценовом диапазоне до 4,58 рубля, как альтернатива — сербское яблочко за 5,29 рубля. Товар можно заказать и через доставку. Покупатели в отзывах, к слову, в большинстве своем отдают предпочтение и нахваливают свой продукт.


Анатолий Коренько рассказал, что ежегодно общается с представителями «Белкоопсоюза» с предложением от садоводов. Но к определенному решению сотрудничества пока не пришли. Одна из возможных причин — выгоднее закупать более дешевый фрукт у населения в сезон сбора урожая.

— Долго ли эти яблоки, в отличие от фермерских, выращенных по технологиям, будут храниться? — задает резонный вопрос Анатолий Николаевич. — А вот наш продукт проверен. Но отдавать за копейки производитель тоже не может. Нужно понимать, сколько труда и денег вкладывают садоводы в свой урожай. Той рентабельности, которая была раньше, нет. Средства защиты, удобрения и другие ресурсы подорожали в два‑три раза за последние годы, а без этого рассчитывать на отдачу нельзя. К тому же мощные холодильные установки накручивают ежегодно электроэнергии в среднем на 8 — 10 тысяч рублей. И все эти затратные нюансы производитель закладывает в стоимость своего товара.

Экспорт на контроле

Львиную долю своей продукции многие белорусские садоводы реализуют в Россию. И примечательно, что второсортное яблоко у соседей тоже востребовано. Только этот вариант, как считают садоводы, несколько усложняет лицензирование на вывоз яблок, которое предусмотрено постановлением Совета Министров от 22 декабря 2023 года № 931.

— Свою позицию и аргументы мы изложили в обращении, которое отправили в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, — говорит Анатолий Коренько. — Принятие такой меры не всегда укрепляет насыщение отечественного рынка при достатке своей продукции, есть вопрос к срокам выдачи разовых лицензий на вывоз. Около двух недель уходит на согласование с органами власти, Минсельхозпродом и МАРТ, которые изучают ситуацию на внутреннем рынке, затем выдают заключение. А ведь товар скоропортящийся. Такая многоступенчатая система, на наш взгляд, отрицательно сказывается на финансовом состоянии хозяйств, на взаимовыгодном сотрудничестве с Российской Федерацией, значительно снижает темпы развития общественного плодоводства. Для сравнения, раньше садили по 1000 гектаров садов и ягодников в год, а в позапрошлом году свыше 700 и в этом еще на 100 гектаров меньше. Хотелось, чтобы на это обратили внимание тоже.

Правила поставок особенно неудобны для тех, кто годами нарабатывал связи с соседями. И пока на наших полках правило бал не белорусское, сочное и полезное, а сомнительной натуральности, хоть и очень красивое, польское яблоко и прочий заграничный конкурент, это была удобная и выгодная бизнес‑стратегия. Еще в основном и потому, что не сошлись в цене с торговыми сетями в Беларуси, которым было выгоднее импортировать товар. Но есть и немало примеров тех, кто удачно нашел свою нишу на внутреннем рынке. Например, фермер во втором поколении Игорь Абрамчик из Молодечненского района перспективу в развитии своего хозяйства видит четко:

Инфографика Ольги Пак

— Мы научились работать практически со всеми известными сетями, — рассказал молодой фермер. — И не только по яблокам. Ценят нас за качество товара, ассортимент и ответственность по всем сделкам. Конечно, каждый хочет выгоднее продать свой продукт. Второсортного яблока у нас немного. Для него тоже нашли покупателей, реализуем переработчикам. И в целом со сбытом вопросов нет. Уверен, если бы мы вырастили десятикратный урожай, то нашли бы на него покупателя. Что касается цены, то, как и всем, хотелось бы выше. Это дало бы возможность интенсивнее развиваться. Но имеем то, что есть, и где‑то нужно проявить гибкость. Перспективу для себя видим, пусть и не столь быструю, как хотелось бы. Понимаем, что живем и трудимся в социально ориентированном государстве. И нам важно занять нишу на своем рынке. А за собственный продукт перед людьми нам не стыдно.

В ТЕМУ

Не лучшим образом обстоят дела у наших западных соседей, которые еще несколько лет назад заваливали нас и россиян своим яблоком. На одном из иностранных порталов президент Союза садоводов Польши Мирослав Малишевский заявил о крахе рынка яблок из‑за российского эмбарго и попросил о помощи свои власти. В частности, отметил: «Польский рынок яблок уже рухнул. Главная причина этого — запрет на торговлю с Россией, которая десятилетиями покупала у нас огромное количество этих фруктов. Это был наш шанс, который мы использовали по максимуму. На этом рынке держался весь наш сектор. Мы были крупнейшим импортером яблок в мире».

Польские производители, там же было обозначено, страдают еще и от роста цен на электроэнергию, нехватки рабочих рук, необходимости на этом фоне увеличивать заработную плату. В результате выкорчевывают яблоневые сады, уничтожая не только старые, но и молодые деревья. Мы же имеем теперь возможность оценить свое яблочное изобилие. Наши садоводы на практике показали, что могут заменить импортный товар, но при этом делают оговорку, что надеются на взаимопонимание, сотрудничество с торговыми сетями. В 2026 году прогнозируемый урожай должен составить 280–300 тысяч тонн.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter