Учиться играючи

Готовы  ли  шестилетки  сесть  за  парты?

«Нет, ты представляешь, что натворил мой оболтус?!» – почти рыдала в трубку моя подруга Ирина. Оказывается, в один из дней прямо на уроке ее шестилетний сын Ванюша вдруг залез под парту и стал играть с любимыми машинками. А на призыв вернуться на место просто не отреагировал, чем, конечно, рассердил строгую учительницу… Она-то и рассказала обо всем впечатлительной мамаше. «Он ведь у меня такой умница! Столько стишков наизусть знает и читать умеет, — всхлипывала Ирина. – Спрашиваю: «Зачем ты под парту полез?» А он: «Скучно стало, захотелось поиграть».

Успокаивая расстроенную подругу, я пыталась вспомнить, как сама переживала поход в школу. И не вспомнила. Может, за давностью лет забылось. А может, потому, что я была старше Ванюши как минимум на год и, следовательно, более подготовленной. Раньше родители, несмотря на огромное желание учиться, в школу меня не отдали…          

Психолог средней школы № 12 Борисова Лилия Орловская, за плечами которой более чем десятилетний опыт работы, рассказала, что ситуации, подобные Ванюшиной, далеко не редкость. И причин тому масса. Шестилетка готов учиться и постигать все новое, но через увлекательную игру. После образовательной реформы обучение в первом классе так и задумывалось, но, увы, далеко не каждый учитель, проработавший в школе двадцать—тридцать лет, готов да и считает необходимым сменить профессиональную стратегию и переключиться с навыкового тренинга на игру. Это, кстати, подтвердили ряд преподавателей со стажем. 

Кроме того, некоторые из них говорят о необходимости, напротив, объяснить детям серьезность происходящего, что «все это не игра». А главная цель — усадить детей за парты. В то время как, по словам Лилии Орловской, шестилетний ребенок не способен просидеть без движения за партой даже 30 положенных минут урока. Не спасет и большая 20-минутная перемена. «В силу своей физиологии, — говорит психолог, — эти дети не способны непрерывно слушать новый материал более десяти минут! Вообще, в идеале эти уроки должны проходить в более свободной атмосфере: на улице, на природе. Если в помещении, то чтобы дети могли по желанию сидеть на полу». 

Впрочем, сказать, что элементы игры на занятиях не используются совсем, было бы неверно. Многие преподаватели делают это, и вполне успешно. Но, по мнению Лилии Константиновны, опять же не всегда столько, сколько необходимо, поэтому дети очень устают. И, как следствие, не усваивают учебную программу. Прежде всего сложности возникают с письмом и математикой. Все это может перерасти в страх перед учебой и школой в целом. В таком возрасте ребенок очень переживает свои неудачи, ему важно, чтобы учитель был им доволен. 

Конечно, эта проблема не касается всех и каждого. Есть дети, которые опережают свой «паспортный» возраст. Но, как отметила психолог, процент тех, кто испытывает стресс от учебы, достаточно велик. «Проблема чаще «выплывает» уже к концу учебного года, — говорит Лилия Константиновна. – В начале года родители надеются, что ребенок привыкнет к учебе, что проблемы временны. В итоге все вместе с учителем приходят к психологу за советом…» Такова может быть цена проблемы. Кстати, по словам психолога, на благоприятный исход могут повлиять следующие факторы: ребенок воспитывается в благополучной семье, заинтересованной в его успешной учебе, до поступления в 1-й класс он посещал дошкольное учреждение и имеет определенный багаж знаний, не пропускает уроки в школе. 

Не менее озабочены судьбой шестилеток и медики. По их мнению, в этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Чем старше ребенок, тем проще ему справиться с требованиями учителя. Более того, по статистике Минздрава, мягко говоря, здоровьем новоиспеченные первоклашки не блещут: среди поступающих в школу здоровых детей только около 32 процентов. Впоследствии эта цифра уменьшается. Например, по данным за 2005 год, к 15 годам число ребят первой группы здоровья снижается до 24 процентов. 

Главный педиатр Министерства здравоохранения Беларуси Наталья Галькевич убеждена, что шестилетних детей отдавать в школу рано. По ее словам, последние российские исследования показывают, что к школе не всегда готовы даже семилетние дети, – учебная программа постоянно усложняется. Куда уж тут шестилеткам, которые, по мнению Натальи Витальевны, еще не обладают нужной концентрацией внимания. 

По мнению специалистов, большинство шестилетних первоклассников не готовы к школе функционально. То есть не могут слушать, сколько нужно, и вникать в учебный материал. «Сегодня школа, — говорит заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова, — на 70 процентов обучает словом. Если бы занятия были построены преимущественно по игровому принципу, начинать обучение можно было бы не только в 6 лет, но и раньше». 

Сегодня же готовность ребенка к школе определяется всего несколькими факторами: ему исполнилось шесть, и он не страдает одним из заболеваний, среди которых — вирусные гепатиты, менингиты, острые повторные длительно текущие респираторные заболевания, тяжелые формы детских инфекционных заболеваний, задержка психического или физического развития, эпилепсия, неврозы и неврозоподобные расстройства, сахарный диабет, хронический тонзиллит, порок сердца ревматический или врожденный и т.д. 

Однако, по мнению Аллы Малаховой, необходимо проводить более тщательный отбор детей. В частности, очень важно определить биологический возраст ребенка, его функциональную готовность к школе. Кстати, еще некоторое время назад эта система работала, и вполне успешно. Поэтому к 2008 году, по словам специалиста, будут пересмотрены санитарные правила и нормы по общеобразовательным учреждениям, куда планируется внести методики определения готовности к школе. Также, по мнению Аллы Антоновны, необходима научная работа, которая бы в полной мере ответила на вопрос, как адаптировать ребенка к школе. 

Хотите самый простой тест на готовность шестилетки стать первоклассником? Потенциальный школьник должен дотянуться рукой через теменную часть головы до мочки противоположного уха. Если ему это удалось, функционально он готов. Дело в том, что изменение пропорций тела (удлинение конечностей по отношению к туловищу) напрямую связано с развитием тормозных функций головного мозга. «Функциональная неготовность школьника к учебе, — убеждена Алла Малахова, — один из самых больших стрессов». 

Пока суд да дело, первый раз в первый класс ежегодно идут около 90 тысяч первоклассников, более 80 процентов из которых — шестилетки. Им, без преувеличения, повезло, если они обучаются на базе детских садов, иными словами, не меняя привычной обстановки. Это, как отмечают многие медики и педагоги, лучший вариант адаптации. По статистике, в городах на базе дошкольных учреждений учатся около 70 процентов первоклашек (остальные, соответственно, в школах), на селе это соотношение составляет приблизительно пятьдесят на пятьдесят. Около десятка опрошенных родителей, дети которых в этом году пошли в школу, отмечают, что первоклашки ходят туда с неохотой, а некоторые и с ежедневными утренними скандалами. Зато детсад во второй половине дня посещают с удовольствием… 

Впрочем, есть и другая сторона медали, которая волнует родителей малышей ничуть не меньше. Учитывая, что школы перешли на двенадцатилетку, у тех, кто идет в первый класс не в шесть лет, а позже,  есть шанс сразу после ее окончания отправиться… под венец или в армию. 

Как же тогда быть? Как смягчить тот удар, который может нанести ребенку первый школьный год? Искусственно форсировать готовность к школе нельзя, как нельзя форсировать, скажем, рост зубов. Однако как существуют специальные витамины для их роста, так же можно помочь шестилетке «дозреть» до школьной жизни. В частности, специалисты советуют обратить внимание на состояние здоровья ребенка, развивать его физподготовку, волевые качества да и в целом больше с ним заниматься. 

Помните, что, делая выбор в сторону раннего обучения, и в последующем надо быть внимательнее к школьнику. Относиться к нему с пониманием, не перегружать дополнительными занятиями, соблюдать режим дня. Кстати, не менее трех часов ежедневно ему рекомендуется проводить на воздухе. Познакомьтесь с учителем вашего ребенка, будьте в курсе всех проблем, чтобы вовремя их решить. Школа ваше участие в судьбе вашего же чада не заменит. 

И еще. Каждый ребенок переживает процесс адаптации к школе. Но, как отмечают специалисты, он не должен занимать больше двух недель. Если этот процесс затягивается, вы заметили отклонения от привычного состояния ребенка (он плохо спит, тревожен, потерял аппетит), обратитесь к специалисту. И не откладывайте это на завтра. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter