Цусимская дуэль

Известно, что в Бресте похоронены два участника Цусимского сражения – комендор крейсера «Аврора» Антон Орлов и минер броненосца «Орел» Самсон Хруцкий. А всего в той морской битве, которой исполнилось 100 лет, участвовало несколько десятков уроженцев Беларуси.
Известно, что в Бресте похоронены два участника Цусимского сражения – комендор крейсера «Аврора» Антон Орлов и минер броненосца «Орел» Самсон Хруцкий. А всего в той морской битве, которой исполнилось 100 лет, участвовало несколько десятков уроженцев Беларуси. Цусиму считают одним из самых трагических фактов в истории российского флота, предопределившим исход всей русско-японской войны. Вокруг этого события «сломано немало копий» на предмет того, кто виновник случившегося и можно ли было избежать трагедии? Бесспорным оставалось только одно – беспримерное мужество и героизм российских моряков, которые не спустили Андреевский флаг перед превосходящим их в четыре раза противником. Западня Вторая Тихоокеанская эскадра, возглавляемая Зиновием Рожественским, вошла в Корейский пролив в ночь на 27 мая. Был дан приказ построиться в походный ордер. Вперед по курсу выдвинулись крейсера, за ними двумя кильватерными колоннами следовали броненосцы. Между ними расположились транспортные судна, и замыкало строй госпитальное судно. Всего тридцать кораблей. Погода, как назло, стала портиться. Поднялся сильный юго-западный ветер. Он разогнал большую волну, подняв фонтаны брызг. Скорость эскадры резко снизилась. Для японцев не составляло секрета, что из Кронштадта во Владивосток вышли русские корабли. Они ждали этой встречи и готовились к ней. Рожественский тоже не исключал такой возможности. Но где-то в глубине души, наверное, надеялся, что все пройдет благополучно и злосчастный Корейский пролив эскадра проскочит незамеченной. Увы! Японскому адмиралу Того о приближении русских стало известно в 2 часа 45 минут. Сразу же в интенсивном режиме заработали радиостанции противника. На русских кораблях засекли переговоры и поняли, что их присутствие в проливе обнаружено. Остается неясным только, почему Рожественский не дал команду заглушить переговоры в эфире? Посчитал бесполезным такой шаг или была на то иная причина? А тем временем японские корабли – всего их насчитывалось 120 единиц — выдвигались навстречу русской эскадре. Адмирал Того рассчитывал «охватить ее голову своими главными силами и сосредоточенным огнем по флагманским кораблям вывести их из строя». Русская эскадра тем самым лишалась управления и становилась легкой добычей миноносцев. Полностью разгромить русских Того рассчитывал в дневном бою. Наступило утро 27 мая. Море по-прежнему штормило, личный состав эскадры порядочно устал от длительного перехода. Рожественский распорядился выстроиться в новый порядок. На горизонте противника не было видно. Затеплилась надежда, что пролив удастся благополучно пройти. Но в 13.30 с правого борта были замечены основные силы противника. Они шли на пересечение курса. Со всей очевидностью стало ясно – боя не избежать. Первые залпы раздались с русских кораблей. А дальше из хроники Цусимского боя явствует: японцы не заставили себя долго ждать и начали интенсивно обстреливать броненосцы «Князь Суворов», «Ослябя». Менее чем через час они получили серьезные повреждения. Вскоре «Ослябя» перевернулся и затонул. На «Князе Суворове» уцелело лишь одно кормовое орудие. Сам корабль представлял со стороны жуткое зрелище. Весь от кормы до носа объят пламенем и густым черным дымом, из которого раздаются орудийные выстрелы. В 17.30 к нему подошел миноносец «Буйный». Он снял оставшихся в живых членов экипажа, в том числе и раненого в голову адмирала Рожественского. Командование эскадрой, точнее, тем, что от нее осталось, перешло к контр-адмиралу Небогатову. «Князь Суворов», объятый пламенем, еще оставался на плаву. Японские миноносцы в упор расстреляли его четырьмя торпедами. В первый день боя русские лишились значительной части своих броненосцев – основной ударной силы эскадры. Ночью японцы фактически добивали то, что от нее осталось. Спастись удалось очень немногим. Крейсера «Аврора», «Орел» и «Жемчуг» прорвались в Манилу, миноносец «Бодрый», транспорты «Свирь» и «Корея» ушли в Шанхай, где были интернированы, «Анадырь» нашел пристанище на Мадагаскаре. Во Владивосток прорвались только крейсера «Алмаз», «Изумруд» и миноносцы «Бравый» и «Грозный». Из 14 тысяч человек личного состава эскадры погибло свыше пяти тысяч. Четыре корабля и миноносец вместе с Рожественским (в результате ранения он потерял сознание) и Небогатовым попали в плен. Японцы, в свою очередь, лишились трех миноносцев, многие корабли были серьезно повреждены. Потери в живой силе составили семьсот человек. Кто виноват? Поражение в Цусимском бою стало поводом для «беспощадной критики царского самодержавия, руководства российского флота, артиллерийских орудий, снарядов и кораблей». Главное обвинение состояло в том, что «обреченность эскадры Рожественского была очевидна в самом начале, тем не менее никто похода не отменил». Но, по мнению ряда военных историков, это оказалось единственной возможностью повлиять на ситуацию, которая к тому времени сложилась в русско-японской войне. Японские войска высадились в Манчжурии и Корее, овладев ситуацией на суше. Но они очень зависели от морских коммуникаций. Если б русским удалось перерезать эти артерии с моря, весь ход войны изменился бы далеко не в пользу Японии. Но, чтобы послать эскадру за тысячи миль к японским берегам, требовалось смелое политическое и стратегическое решение со стороны российского правительства и руководства флота. А сделав такой шаг, возвращать корабли с полдороги обратно в Кронштадт было бы явным признанием своего политического поражения и военного бессилия. Это, однако, не снимает вины за поражение русской эскадры с Рожественского. Он, как считают специалисты, не учел опыта Порт-Артура, вел корабли фактически вслепую, не обеспечив разведки. У него не было плана боевых действий, не на высоте оказалось и управление силами во время боя. У японского флота было немало преимуществ. Он располагал силами, вчетверо превосходящими русский. У японцев оказалось достаточно времени, чтобы подготовиться к бою, провести разведку. Не следует исключать и того обстоятельства, что русские моряки прошли долгий путь в неласковых северных широтах и, естественно, устали. Вместе с тем адмирал Того допустил ряд серьезных тактических ошибок, воспользовавшись которыми, Рожественский мог перехватить инициативу боя. Цусима в определенном смысле стала синонимом слова «разгром». Но здесь показательно несколько иное обстоятельство. Если русская сторона подвергла «безудержной критике все, что было связано с флотом – людей, корабли, вооружение», то японцы засекретили цусимский бой «и отнюдь не хотели, чтобы их опытом воспользовался кто-либо, даже ближайшие союзники — англичане». Им было что утаивать. Ведь на деле русские артиллерийские орудия, снаряды, броня на кораблях оказались не намного хуже японских. В докладе английского военно-морского атташе Пэкинхема, который во время сражения находился на корабле «Асахи», приводится такой факт. Через пятьдесят минут после начала боя русский бронебойный снаряд пробил шестидюймовую лобовую плиту кормовой башни главного калибра броненосца «Фудзи» и взорвался под казенной частью первого орудия. Сила взрыва была настолько мощной, что в воздух взлетела тяжелая броневая плита, прикрывавшая заднюю часть башни. Все находившиеся в ней погибли. Но самое страшное оказалось, как утверждает Пэкинхэм, было не это. Раскаленные осколки подожгли порох. Секунда, и «Фудзи» разнесло бы на куски. Корабль спасло только то обстоятельство, что один из осколков пробил гидравлическую магистраль, и вода под большим давлением мгновенно погасила вспыхнувший было пожар. В Цусимском бою проявилась еще одна особенность японских снарядов. Взрыватели в них оказались очень чувствительными. Из-за чего, случалось, снаряды взрывались в стволе орудий. На броненосце «Микас» произошло такое дважды. В первый раз все обошлось благополучно, а во второй — орудие разорвало на части. Сместилась плита на башне, поврежденным оказалось и соседнее орудие. На «Сикисиме» собственный снаряд разнес дульную часть орудия. Японцы, чтобы скрыть дефектность своих снарядов, списали это на стрельбу русских. Но вероятность такого попадания очень ничтожна. Английские офицеры, обследовав поврежденные корабли, пришли к выводу, что причина — плохие взрыватели. Показательно, что не только японцы, но и англичане после Цусимского сражения «исключили из боезапаса своих крупнокалиберных орудий снаряды с такими взрывателями». Опыт боя под Цусимой стал, как это не покажется парадоксальным, толчком к техническому совершенствованию российского флота. Была увеличена пробивная мощность фугасных снарядов, броня на кораблях. Изменилась во многом система управления боем, стратегия и тактика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter