Тот падает, кто мчится во всю прыть

Сдувая пыль с истории

Когда в начале февраля у станции Минского метро «Каменная Горка» организованные таксисты серьезно потолкались с нелегалами, многие, надо полагать, призадумались. И дело даже не в том, что сразу же выяснилось удивительное прежде всего для налоговых инспекторов соотношение легальных и нелегальных такси — примерно два к одному. Проблема лежит гораздо в более широкой области, чем в районе взаимоотношений «легалов» и нелегалов. Цены? Любой, кто ездил, знает, что они кусаются не меньше таксистов. Уровень сервиса? За пару дней до событий на «Каменной Горке» белорусский интернет облетела весть, что «таксист сбил свою пассажирку». Автопарк? Раньше некоторые машины хороший хозяин даже на улицу не стал бы выгонять. Водители? Кто из них еще способен доставить вас на нужное место без помощи навигатора? Полагаю, что нам всем необходимо поискать ответы на эти вопросы, прежде чем открывать одинокий фронт против частных извозчиков.


...В эпоху, когда вместо дорог существовали большей частью направления, в Англии жил философ, политик, лорд–хранитель печати, взяточник (да–да, все одновременно), и звали его Фрэнсис Бэкон. Одно время ему даже приписывали авторство произведений под псевдонимом Уильям Шекспир, но доказательств этому собрано не было. Так вот записанный историей в основоположники эмпиризма философ Бэкон утверждал, что «в жизни — как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, но и длинная ненамного чище».


По какой дороге отправимся мы сегодня? И на чем?


«Дороги Белоруссии благоустраиваются. В прошлом году вблизи Гомеля для покрытия дорог вместо асфальта и битума впервые была применена торфяная смола. Смола эта является отходом производства Костюковичского стеклозавода. Смолу обезвоживают и используют для укатки дороги. Первые 12 километров шоссе, покрытые обработанной торфяной смолой, показали полную пригодность ее для благоустройства дорог» («Благоустройство шоссейных дорог», 21.02.1948).


«Минский авторемонтный завод наладил производство грузопассажирских такси ЗИС–150–Б. Из Москвы завод получает грузовые машины ЗИС–150. На них устанавливаются крытые кузова. Коллектив предприятия во главе с инженером–конструктором О.Цитовичем предусмотрел максимум удобств для пассажиров. Для сидения оборудованы откидные скамейки. Днем много света пропускают окна, а ночью в машине электрическое освещение. Как и в пассажирских автобусах, имеется вентиляция. Широкая дверь позволяет вмещать громоздкие грузы. Для посадки пассажиров машина снабжена выдвижной лестницей, убирающейся под кузов. Грузопассажирское такси в основном предназначено для колхозников, направляющихся в город с сельхозпродуктами. В год завод будет выпускать 200 машин. Первые машины уже готовы» («Производство грузопассажирских такси в Минске», 26.02.1955).


«Совсем недавно спрос на такси в Гродно вдвое перекрывал возможности таксопарка... Первым решил «подправить» ситуацию, а заодно и увеличить объем услуг населению горбыткомбинат. В мае, после принятия Закона об индивидуальной трудовой деятельности, его представители побывали в Эстонии, Бресте. В июне стали принимать владельцев личного транспорта, желающих работать таксистами по договору, или, как говорят они сами, «по совместительству». Сначала робко, затем все активнее включались люди в новое для них дело. Оформление бумаг много времени не отнимало, ежемесячный взнос — 57 рублей — был умеренным, зачет по знанию правил перевозки пассажиров и багажа трудностей не вызывал, необходимую атрибутику выдавали по мере изготовления. Дело пошло... Цифры, конечно, вещь сухая, но говорят о многом: число автовладельцев, взявших патент на частный извоз или работающих по договору, в Гродно стремительно растет. В июне — 4 человека, в августе — 44, в октябре — 128, в начале декабря — 256» («Такси? Пожалуйста!», 20.02.1988)


«На автомагистралях и проселочных дорогах, на улицах городов и сел мы часто встречаем эту юркую, непритязательную машину. Она давно вошла в нашу жизнь. «Москвич» сегодня пользуется успехом не только в нашей стране, но и за рубежом... «Модель–2141» — принципиально новая. Машина принадлежит к автомобилям третьей группы малого класса, которые в Советском Союзе не выпускались. Дизайнеры решили сложную задачу: создать, не увеличивая вес, удобный, современный автомобиль, отвечающий всем требованиям мировых стандартов. Непривычна форма. Кузов — хэтчбек, что–то среднее между седаном и пикапом, увеличилась длина машины. Она стала длиннее «Жигулей», но чуть короче «Волги». А по некоторым параметрам не уступает последней. По сравнению с моделью 2140 салон шире на 130 мм. Машина пятиместная, заднее сиденье (при необходимости) складывается, образуя просторный багажник» («Москвичи» вчера, сегодня, завтра», 24.02.1985).


Фактически автозавод имени Ленинского комсомола прекратил выпуск автомобилей 10 лет назад, юридически банкротство АЗЛК было зафиксировано 6 лет тому — 28 февраля 2006 года. И сейчас, когда из цехов старого советского завода выходят машины марки «Рено», мне припомнилось еще одно изречение Фрэнсиса Бэкона. «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути», утверждал этот британец, и поди еще докажи, что он мог быть неправ.


Кстати, как там у Уильяма нашего Шекспира? «Беда одна не ходит никогда, а движется по замкнутому кругу». Так, кажется?


24 февраля 1958 года «Советская Белоруссия» не разместила сообщение, которое появилось в этот день в крупнейших мировых газетах. В те годы наши люди вообще не слышали, что в автоспорте существуют какие–то там гонки «Формулы–1». Так что, когда в Гаване похитили знаменитого автогонщика Хуана Мануэля Фанхио, «молчание» «СБ» было в некотором роде оправданно. С позиций сегодняшнего дня его можно даже объяснить. Но зачем? С помощью похищения легендарного аргентинца возглавляемые Фиделем Кастро кубинские повстанцы рассказали всему миру, что страна восстала против диктатуры Батисты. На следующий день на трассе разольется масло, гонка будет омрачена ужасной катастрофой со многими жертвами, а Фанхио «поймет», что в его судьбу вмешалось само провидение. Он откажется давать какие–либо показания против похитителей, а спустя много лет специально прибудет на Кубу, где Фидель вручит ему кубок, который автогонщик мог выиграть сам в 1958–м.


После смерти в 1995–м Фанхио назвали самым выдающимся пилотом «Формулы» той эпохи, когда гонщики носили «кожаные шлемы и изумленные взгляды». И знаете еще что? Примерно в год ухода из жизни Фанхио на наши телеэкраны пришли современные чемпионаты «Формулы–1», поклонники которой следят за гонками даже сейчас — когда в небытие ушли и телетрансляции. Эти люди и сами не прочь услышать рев мотора и ветер в ушах. На скоростях Фанхио они рассекают по городу, и даже таксисты глядят на них с изумлением. Я слежу за этими процессами и думаю, неужели прав был сэр Бэкон, утверждавший, что в государстве, как в природе, легче изменить сразу многое, чем что–то одно?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter