— Когда я сел в инвалидную коляску, в поле моего зрения не было никого, кто мог бы быть примером. Мне сразу, автоматически показалось, что я в команде лузеров и уже ничего не изменится. Для меня не было super hero — супергероя с инвалидностью. И, наверное, это отчасти заставляет меня быть таким самому.
Александр — авантюрист в лучшем смысле этого слова. Долго без перемен не может, начинает скучать. Полгода назад понял, что его занятость в представительстве ПРООН в Беларуси стала несколько рутинной, и начал выстраивать план грандиозного путешествия, наполнять его техническими деталями. Жесткой логистики кругосветка не предусматривает. Пока четкий план составлен на несколько стран: сначала Украина, затем Молдова, потом вновь из Украины водным путем в Стамбул, где запланированы встречи с представителями ПРООН, местными организациями для людей с инвалидностью. А далее — экспромт с интерактивом.
— У меня есть много друзей, подписчиков, коллег за рубежом, в том числе с инвалидностью, многие приглашают у них остановиться. Лозунг World inclusive trip подразумевает не только то, что я по пути буду преодолевать физические сложности, связанные, например, с выносливостью. Я в этом путешествии собираюсь и открыть для себя, и показать всем, кто будет за мной следить, как живут люди с инвалидностью во всем мире.
После Стамбула путешественник отправится в сторону Балкан, его ждет Болгария, а затем Греция, Италия, Испания. Переплыв Гибралтар, он окажется в Марокко (заранее визу в эту страну открыть нельзя, это придется делать уже в пути, пересылая паспорт). Далее планируется перелет из Касабланки в Латинскую Америку.
— Мне интересно посетить такие страны, как Доминикана, Куба, Мексика. Потому что мы вообще не представляем, как там, в отличие от Северной Америки, живут люди с инвалидностью. Затем я планирую побывать в Австралии — проехать часть побережья, а потом — в Японии и Китае, но тут надо будет смотреть, как разовьется ситуация с коронавирусом, — по прикидкам Александра, все это приключение займет год-полтора.
Путешественник не скрывает, что 8 часов в день крутить педали и сражаться с неровностями дороги очень непросто, особенно если ты практически прикован к хендбайку, который имеет очень большой угол разворота. На нем нельзя просто повернуть, если ты едешь по трассе, или съехать в кювет, чтобы расставить палатку либо попить воды. Технически это возможно только на оборудованной стоянке. Много волнений, учитывая опыт предыдущих путешествий, связано и с погодой.
— Когда зарядит проливной дождь, а ты сидишь, вытянув ноги вперед, фактически находишься по пояс в холодной воде, да еще обдувает ветер. Так как ты в силу параплегии не чувствуешь своих ног, а руками крутишь и тебе сверху тепло, кажется, что все хорошо. Так я пару раз заболел. Поэтому сейчас продумываю экипировку — покупаю термобелье, дорогую одежду с мембраной, наверх дождевики.
Подстраховался Александр и насчет стабильной связи: с ним всегда будут два телефона, пауэрбанки и даже зарядное устройство на солнечных панелях.
— Понимаю, какие трудности меня ждут. Но все равно, даже имея на родине хорошее рабочее место и различные проекты, хочу сделать именно это: такое большое путешествие, возможно, что-то изменит не только во мне, но и в людях, которые будут за мной следить.
КСТАТИ
Хендбайк, на котором отправится в путь Александр, уникален. Еще перед первым путешествием он при помощи спонсора был куплен в Австрии, в мастерской, которая изготавливает их штучно, под заказ. Но ни один производитель такой техники не подразумевает, что туда сядет человек с инвалидностью, загрузит походное снаряжение и отправится в самостоятельное путешествие. Чтобы иметь возможность транспортировать инвалидную коляску, белорусскому путешественнику пришлось вносить изменения в конструкцию еще на стадии производства — придумывать систему крепления и слать чертежи в Австрию. Затем ручной байк еще несколько раз дорабатывали. Кстати, при перелетах он не доставляет хлопот. Вес до 20 килограммов позволяет сдавать агрегат в багаж: откручиваются задние колеса, остальное упаковывается в пленку.
Следить за путешествием Александра можно будет в соцсетях и на его канале InvaLIFE в youtube, где он планирует вести видеодневник.
vasilishina@sb.by
Фото из личного архива Александра АВДЕВИЧА и Владимира ШЛАПАКА.