Колясочник Александр Авдевич готовится к первой в мире кругосветке на хендбайке

Только вперед!

Около 25 стран за полтора года намерен проехать Александр Авдевич на своем хендбайке — велосипеде, предназначенном для тех, кто не может крутить педали ногами. Старт кругосветки, получившей название World inclusive trip, намечен на 9.00 25 марта. Решиться Александру помогли опыт предыдущих путешествий (ранее на хендбайке он уже преодолел 4 тысячи километров по Европе, достигнув Португалии), а также желание увидеть глобальную инклюзивную картину мира. Никто раньше не делал ничего подобного.


— Когда я сел в инвалидную коляску, в поле моего зрения не было никого, кто мог бы быть примером. Мне сразу, автоматически показалось, что я в команде лузеров и уже ничего не изменится. Для меня не было super hero — супергероя с инвалидностью. И, наверное, это отчасти заставляет меня быть таким самому. 

Александр — авантюрист в лучшем смысле этого слова. Долго без перемен не может, начинает скучать. Полгода назад понял, что его занятость в представительстве ПРООН в Беларуси стала несколько рутинной, и начал выстраивать план грандиозного путешествия, наполнять его техническими деталями. Жесткой логистики кругосветка не предусматривает. Пока четкий план составлен на несколько стран: сначала Украина, затем Молдова, потом вновь из Украины водным путем в Стамбул, где запланированы встречи с представителями ПРООН, местными организациями для людей с инвалидностью. А далее — экспромт с интерактивом.

— У меня есть много друзей, подписчиков, коллег за рубежом, в том числе с инвалидностью, многие приглашают у них остановиться. Лозунг World inclusive trip подразумевает не только то, что я по пути буду преодолевать физические сложности, связанные, например, с выносливостью. Я в этом путешествии собираюсь и открыть для себя, и показать всем, кто будет за мной следить, как живут люди с инвалидностью во всем мире. 

После Стамбула путешественник отправится в сторону Балкан, его ждет Болгария, а затем Греция, Италия, Испания. Переплыв Гибралтар, он окажется в Марокко (заранее визу в эту страну открыть нельзя, это придется делать уже в пути, пересылая паспорт). Далее планируется перелет из Касабланки в Латинскую Америку. 


— Мне интересно посетить такие страны, как Доминикана, Куба, Мексика. Потому что мы вообще не представляем, как там, в отличие от Северной Америки, живут люди с инвалидностью. Затем я планирую побывать в Австралии — проехать часть побережья, а потом — в Японии и Китае, но тут надо будет смотреть, как разовьется ситуация с коронавирусом, — по прикидкам Александра, все это приключение займет год-полтора. 

Путешественник не скрывает, что 8 часов в день крутить педали и сражаться с неровностями дороги очень непросто, особенно если ты практически прикован к хендбайку, который имеет очень большой угол разворота. На нем нельзя просто повернуть, если ты едешь по трассе, или съехать в кювет, чтобы расставить палатку либо попить воды. Технически это возможно только на оборудованной стоянке. Много волнений, учитывая опыт предыдущих путешествий, связано и с погодой. 


— Когда зарядит проливной дождь, а ты сидишь, вытянув ноги вперед, фактически находишься по пояс в холодной воде, да еще обдувает ветер. Так как ты в силу параплегии не чувствуешь своих ног, а руками крутишь и тебе сверху тепло, кажется, что все хорошо. Так я пару раз заболел. Поэтому сейчас продумываю экипировку — покупаю термобелье, дорогую одежду с мембраной, наверх дождевики.

Подстраховался Александр и насчет стабильной связи: с ним всегда будут два телефона, пауэрбанки и даже зарядное устройство на солнечных панелях.

— Понимаю, какие трудности меня ждут. Но все равно, даже имея на родине хорошее рабочее место и различные проекты, хочу сделать именно это: такое большое путешествие, возможно, что-то изменит не только во мне, но и в людях, которые будут за мной следить. 

Хендбайк, на котором отправится в путь Александр, уникален. Еще перед первым путешествием он при помощи спонсора был куплен в Австрии, в мастерской, которая изготавливает их штучно, под заказ. Но ни один производитель такой техники не подразумевает, что туда сядет человек с инвалидностью, загрузит походное снаряжение и отправится в самостоятельное путешествие. Чтобы иметь возможность транспортировать инвалидную коляску, белорусскому путешественнику пришлось вносить изменения в конструкцию еще на стадии производства — придумывать систему крепления и слать чертежи в Австрию. Затем ручной байк еще несколько раз дорабатывали. Кстати, при перелетах он не доставляет хлопот. Вес до 20 килограммов позволяет сдавать агрегат в багаж: откручиваются задние колеса, остальное упаковывается в пленку.
КСТАТИ

Следить за путешествием Александра можно будет в соцсетях и на его канале InvaLIFE в youtube, где он планирует вести видео­дневник. 

vasilishina@sb.by

Фото из личного архива Александра АВДЕВИЧА и Владимира ШЛАПАКА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter