«Точка № 360»

Вера Синёва участвовала в Параде Победы и едва не погибла на Острове смерти

Вера Синёва участвовала в Параде Победы, едва не погибла на Острове смерти, но нашла в себе силы жить и любить

Не знаю, как вы, но я перед знакомством с новым человеком всегда немного волнуюсь. С возрастом стала бояться разочарований. Но как радуют и обогащают духовно знакомства, дружба с людьми чистыми, сильными, открытыми! Так, можно сказать, совершенно случайно я повстречала ветерана Великой Отечественной войны Веру Никитичну Синёву, а потом узнала и ее дочь. Люди, которых уже не забудешь…

«Прожзвук»

C апреля по сентябрь 1942 года Верочка Блинова, недавняя десятиклассница, вместе с другими девушками копала противотанковые рвы и строила противотанковые заграждения сначала в Карелии, затем в Подмосковье. К вечеру от усталости и постоянного недоедания просто шатало. Условия быта – ужасные. Называлось все это трудовым фронтом. Девочки по ночам тихонько плакали, но никто не роптал, не убегал: война.

Домой, в город Киржач Владимирской области, Вера с земляками вернулась похудевшей и очень повзрослевшей. Но недолго девушке было суждено отогреваться под теплым маминым крылом: в ноябре 1942 года ее повесткой вызвали в военкомат для беседы. Очень скоро Вера, теперь уже рядовой Блинова, снова прибыла в Подмосковье, в поселок Апрелевка, прославившийся на весь Советский Союз продукцией завода грам-пластинок. На его окраине в брошенном здании детского сада разместились военнослужащие «точки-360», входившей в состав 18-го гвардейского зенитно-прожекторного полка (зенитной артиллерийской дивизии ПВО). Соединения, в структуре которых имелись такие воинские части, а на вооружении состояли зенитные пушки и пулеметы, прожекторы и аэростаты заграждения, использовались для противовоздушной обороны крупных экономических и политических центров. В данном случае объект был самым важным: Москва, столица СССР.

На «точке-360» служили семь девушек и четверо мужчин. Основное назначение подразделения – обеспечить стрельбу зенитной артиллерии и действия истребительной авиации. Звукопеленгаторы совместно с прожекторами использовались в боевых действиях в ночных условиях на дальности до
12 километров.

Звукоулавливатель, корректор, пост управления, прожектор и прожекторная станция составляли так называемую систему «Прожзвук». При помощи ее воздушная цель могла непрерывно удерживаться в луче прожектора, что обеспечивало стрельбу зенитной артиллерии или действия истребительной авиации.

«Слухачи» и остальные

Вера была «слухачкой», то есть работала со звукопеленгатором. Ночью, неся дежурство, она внимательно вслушивалась, пытаясь различить приближающийся гул моторов «мессершмитов» и «хейнкелей». Она различала по звуку, какой именно марки бомбардировщик приближается к Москве. Уловив характерный рокот и сообщив об этом, Вера знала, что дальше последует команда старшины Басовича: «Луч!» И тогда самолет брали в клещи и не отпускали мощные лучи прожекторов. Цель была хорошо видна зенитчикам, их яростный огонь и ослепительный свет заставляли вражеских летчиков поворачивать назад. Бомбы они сбрасывали в Подмосковье, там, откуда исходили лучи прожекторов, бешено плевались огнем зенитки. «Точка-360» продолжала работу под грохот разрывов. Так они спасали столицу необъятной Родины.

На Красной площади

Победу ждали, но известие о ней все равно грянуло как гром с ясного неба. Небо, правда, было ночное, именно в него с громкими воплями палили на радостях. Каждый из своего оружия. Вера тоже схватила винтовку Мосина и с восторгом присоединилась к товарищам…

Москва начала готовиться к масштабному ознаменованию Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Честь участия в параде как показательному подразделению выпала и «точке-360».

24 июня с утра шел дождь, подпортив Вере и ее сослуживцам настроение. На грузовик установили прожектор, звукоулавливатель и динамомашину. В числе других подразделений «прожзвуковцам» предстояло проехать в открытом кузове машины по Красной площади.

Парадом командовал маршал Рокоссовский, принимал его маршал Жуков. Наши герои пережили очень волнующий момент. Георгий Константинович, ехавший на коне, когда поравнялся с машиной «точки-360», остановился и выкрикнул поздравление. Вере и ее товарищам казалось, что это именно им адресованы слова маршала Победы. И гордость переполняла их!

Когда стемнело, москвичи и гости столицы увидели великолепный салют, в котором по-своему участвовали и военнослужащие «точки-360». Их машина в это время стояла в районе Московского государственного исторического музея, и когда на аэростатах в ночное небо подняли портрет Сталина и изображение ордена Отечественной войны, они подсвечивали их прожектором. Москвичи, любовавшиеся зрелищем, подходили к парням и девушкам – «прожзвуковцам», обнимали их, целовали, со слезами на глазах приговаривая:

– Так вот кто нас от бомбежек спасал! Спасибо вам, дорогие!

Остров смерти

Через несколько дней Вера стала ефрейтором запаса и вернулась в Киржач. В апреле 1947 года она случайно познакомилась с кавалером орденов Славы и Красной Звезды капитаном запаса Владимиром Синёвым, работавшим директором чайной. В августе они скромно отметили свою свадьбу. Тогда, конечно, молодожены не могли знать, что через два года им доведется распрощаться и с Киржачом, и с оседлой гражданской жизнью. В 1948 году родилась Галинка.

Владимира, который в свое время добровольцем в 17 лет ушел на фронт, снова призвали в ряды Вооруженных сил и направили в Белорусский военный округ. Вера с дочкой последовала за мужем в военный городок Цель, затем в 1952 году – на Курилы. Остров Шумшу, куда получил назначение Синёв, называли еще Островом смерти. И это «романтичное» название оправдывало себя. Офицерские семьи жили в японских фанзах, об удобствах в них говорить не приходится. Климат суровый. Зимой убогие жилища заносило снегом по крышу.

Здесь дислоцировался танковый полк, были расположены склады. Работал рыболовецкий колхоз. Несчастье произошло в ночь с 5-го на 6 ноября. Сначала остров трясло, затем на него обрушилось чудовищное по силе цунами. Колхоза больше не существовало. Танки и другую технику, постройки смыло в океан. Погибло много людей.

Шумшу трясло еще полсотни раз. Тем не менее пятая часть женщин осталась с мужьями, которые не могли покинуть место службы. Чтобы разделить с ними все тяготы и лишения, чтобы быть вместе, если что, до конца. Среди 23 верных подруг была и Вера Синёва, мужа которой назначили комендантом острова.

Как жили до марта 1953 года, пока не расформировали часть, – долгая и печальная история. Скажу только, что личный состав долгое время не получал зарплаты. Да и к чему она была, коль не было ни магазина, ни подвоза еды в него! Как не погибли от голода? Выручали уцелевшие продукты из разоренных цунами складов.

В марте без малейшего сожаления военнослужащие с семьями наконец покинули негостеприимный Шумшу.

Сахалин, Приморский край, снова Сахалин. В 1959 году Синёвы вернулись в Белорусский военный округ. Сначала Владимир служил в Слуцке, затем – в Гомеле, который он освобождал во время Великой Отечественной. В этом городе в 1964 году офицер уволился в запас. Когда полковника в отставке не стало, в его семью пришло горе. Женщины стали совсем одиноки, потеряв в результате несчастного случая единственного внука и сына Диму…

Как не хочется завершать рассказ на такой грустной ноте! Но и лгать не могу. Я теперь часто думаю об этих сильных милых женщинах, ставших для меня образцом стойкости и мужества, а может быть, и символом Гомеля, в котором они живут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter