Танцуем от выпечки

«Если понравится, буду каждый день по два маффина покупать!» Как корреспондент «Народной газеты» своей выпечкой на рынке торговала

Поможет ли рынок заработать на сладкую жизнь

Мороженое, пиццы, пироги, торты, кексы — соцсети разрываются от предложений домашних поваров и кондитеров. Правда, до недавнего времени такие объявления нередко были поводом для журналистского расследования: многие торговали кулинарными шедеврами нелегально. Декрет №7 дал дорогу домашним умельцам, а с середины июня продавать продукцию собственного производства на рынках стало возможным в полной мере. Вот только пока такой вариант особой популярностью у домашних поваров и кондитеров не пользуется. Почему? И можно ли заработать на домашних десертах? Корреспондент “Народной газеты” узнавала на личном опыте.


Тестовый режим

На часах 6 утра. Мысленно прошу прощения у родных и соседей и нажимаю кнопку миксера — он с ревом начинает взбивать сливочное масло с сахаром. Это — будущее тесто для маффинов с голубикой, которые уже завтра утром я планирую продавать на Комаровском рынке. Начинать готовить приходится заранее: вместе с “вызреванием” процесс занимает около 20 часов. Также на продажу пойдет печенье, но его буду готовить вечером — ему настаиваться не надо.

Вопросы с необходимыми документами решила заранее. Чтобы оказаться по ту сторону прилавка, нужны только справка о прохождении флюорографии и квитанция об уплате единого налога. Получить их оказалось проще простого: около получаса занял поход в поликлинику (с учетом очереди), столько же времени ушло на посещение налоговой инспекции — здесь мне подсказали, как написать уведомление о том, чем буду заниматься, присвоили УНП и выдали памятку, как уплатить налог: внести нужную сумму и получить квитанцию можно в том же здании в инфокиоске. За то, чтобы 15 дней легально заниматься “реализацией хлебобулочных, кондитерских  изделий и готовой кулинарной продукции”, заплатила 10,5 рубля.

Заранее позвонила на столичный Комаровский рынок — если документы на руках, чтобы получить место, достаточно найти на рядах администратора. Нет ли риска, что свободных мест не окажется? В ответ:

— Приходите. Места у нас есть.

В общем, бюрократическая часть оказалась пугающе легкой. 

Вопрос, с чем идти на рынок, решила просто. Главное отличие хобби от бизнеса: готовить нужно то, что можно продать. Потому сложные сладости отмела сразу: цена десерта будет совсем нерыночной. В то же время банальная шарлотка хотя, конечно, и дешевая, вряд ли разойдется на ура. Всевозможных пирожков и сдобы на рынке и без меня навалом, люди пойдут в проверенные точки. Так мой выбор останавился на тех самых маффинах с голубикой и овсяном печенье с шоколадными каплями и различными добавками — апельсиновой цедрой и корицей, с сублимированной вишней, с фундуком и миндалем. 

Итак, все ингредиенты куплены, то же касается и упаковки. За час до полуночи кухня напоминает кондитерский цех: на столе расставлены миски с тестом, на решетках остывают готовые маффины и печенье, противень в духовке сменяется один за другим (боюсь, августовская жировка не порадует). Между всем этим в жуткой духоте летаю я — в фартуке и шапочке. 

К часу ночи, когда весь будущий товар был готов, принялась собирать то, что следует взять с собой на рынок — бумажные пакеты, контейнеры, перчатки, ножницы, скотч, дырокол, ленточки... Посреди ночи вставала пару раз “докладывать” забытое. От волнения толком и не поспала. 

Заплати налог и работай спокойно

Сегодня у нас 30 видов деятельности, которыми можно заниматься без регистрации ИП — достаточно уплатить единый налог и можно приступать. На 1 июля такой возможностью воспользовалось почти 26 тысяч человек, внеся в бюджет 2,2 млн рублей. Среди самых популярных направлений — репетиторство (почти 4,3 тысячи человек) и парикмахерские, косметические услуги, маникюр-педикюр — около 2,5 тысячи человек. Что же касается реализации на торговых местах хлебобулочных, кондитерских изделий и готовой кулинарной продукции, этим занималось 553 плательщика, рассказывает заместитель начальника главного управления — начальник отдела налогообложения ИП Министерства по налогам и сборам Татьяна Путрик:

— Главные требования: во-первых, такая деятельность должна осуществляться самостоятельно, без привлечения наемных лиц. Во-вторых, продавать изделия надо исключительно на специально выделенных местах — на рынках или в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах. 

Интересный момент: тот, кто торгует продукцией собственного изготовления на рынке или на ярмарках, может давать объявление в СМИ, раздавать буклеты, публиковать рекламу в интернете, в том числе в соцсетях. Но при этом следует указывать торговое место, где товар продается.


К слову, за первое полугодие по стране налоговыми органами установлен 1161 факт осуществления физлицами видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, без уплаты единого налога — речь идет о всех самозанятых, а не только домашних кондитерах и кулинарах. Всего по результатам контрольных мероприятий доначислено единого налога на сумму 58 тысяч рублей.

Цены должны краснеть

На рынок приезжаю к 8.45 утра. Поздновато: в крытой части почти все торговцы уже разложили товар, между рядами ходят первые покупатели. Я же отправляюсь на поиски администратора.

Минут через 10 мы уже стоим возле одного из предлагаемых мне мест. Прямо напротив центрального входа, рядом с медовыми тортами. Есть холодильник. Еще места могут предложить чуть дальше, там, где продают булочки и печенье, но мне по душе первый вариант. Один день стоит 11,21 рубля. Сотрудница рынка подсказывает:

— Если взять место без холодильника, выйдет дешевле — чуть более 7 рублей. У вас же там крема нет? 

Крема нет, но я в жару решаю перестраховаться и доплатить. Администратор выписывает мне квитанцию и провожает к кассе, попутно объясняя правила: за рабочим местом нужно находиться обязательно в санодежде, если включен холодильник, шторки-дверцы должны быть закрыты, закончить работу можно в любое время, но перед этим прибрать за собой, например, если в холодильнике остались крошки. Подсказывает: если нет ценников, их можно купить в кассе. Так я и поступаю. После этого отправляюсь получать шторки и фартук (позже надела свой) и иду на новое рабочее место.

Там уже стоит табличка о том, что “реализуемые изделия и продукция изготовлены физлицом и не имеют документов, подтверждающих их качество и безопасность, не прошли ветеринарный осмотр и ветеринарно-санитарную экспертизу”. Вроде бы, так себе реклама, но мое появление на рынке вызвало недюжинный интерес у продавцов. Не успела я разложить товар, как посыпались вопросы: 

— А что это у вас такое? Маффины? Почем будете продавать?

Последний вопрос мне и самой не давал покоя. Накануне мама-экономист скрупулезно изучала чеки и граммовку из рецептов, просчитывая себестоимость. Получилось так: если брать стоимость ингредиентов, накладные расходы и траты на упаковку — выходит 1,19 рубля за маффин и 0,47 рубля за печенье. В столичных кофейнях маффины стоят по 2,5—3 рубля, похожее печенье — 0,80—1,5 рубля за штучку. А в магазине обе позиции можно купить раз в пять дешевле. 

В итоге решаю продавать маффины по полтора рубля и по 60 копеек печенье. Озвучиваю цены своей новой коллеге — она тоже торгует сладостями. Мой ответ ей не очень нравится:

— Полтора рубля — нерыночная цена! Ставь 1,69 или что-то в таком духе. А лучше так: начинай с двух рублей, посмотри, как пойдет. Потом, если что, снизишь. Или увидела, что человек интересуется, говори, мол, сделаю скидку!

 После некоторых раздумий пишу на ценнике 1,60 за маффин и 0,65 за печенье. Похоже, бизнесмен из меня не очень.


Без поста торговля не та

Для домашних кондитеров и кулинаров на минских рынках выделили 66 мест. Но желающих торговать выпечкой и другими кулинарными изделиями пока почти нет. Тем временем, в соцсетях можно найти множество предложений от домашних умельцев. В инстаграм поиск лишь по запросу “торты на заказ Минск” выдает более 15,8 тысячи публикаций. А ведь можно купить еще пряники, печенье (те же “Орешки” с вареной сгущенкой), соленую карамель, конфеты, пироги, пиццу, домашнее мороженое, сыры, овощные джемы, мясные торты — всего не перечесть. Так не только у нас — в России некоторые ритейлеры уже предлагают на законодательном уровне запретить торговлю сладостями в соцсетях: мол, домашние кондитеры уводят у них часть клиентов, а работают они большей частью “всерую”.

Впрочем, у нас в этом отношении законодательство куда лояльнее. Как рассказала Татьяна Путрик, у нас уже давно по принципам самозанятости можно заниматься “приготовлением пищи в домашних хозяйствах граждан”. Это может быть изготовление блюд под заказ или услуги домашнего повара.

Минчанка Александра пополнила ряды домашних кондитеров два года назад. Будучи в декретном отпуске, готовила торты для друзей:

— Когда поступил первый заказ от незнакомых людей, пошла в налоговую. Сейчас работаю легально. В месяц получается зарабатывать от 300 до 1000 рублей, а в праздники прибыль может достигать 1,5—2 тысяч рублей, если трудиться на износ. Все “излишки” вкладываю в дело — покупаю оборудование, посещаю мастер-классы. 

А вот на рынок Александра не спешит. Говорит, вряд ли это будет ей выгодно:

— Продукт мой скоропортящийся. Когда я готовлю на заказ, точно знаю, что продам. Это первое. Второе — цена. Домашняя  выпечка не может стоить дешево. Килограмм торта — не менее 35 рублей, а если это модный европейский десерт — около 60 рублей за кило.  Готовы ли к такому посетители рынков?


Натуральное пользуется спросом

К 11 часам у меня все готово: оформлен прилавок, товар разложен, подготовлена мелочь на сдачу. Конечно, многое я не предусмотрела, но, к счастью, все удалось докупить прямо на рынке. Очень помогла соседка по прилавку — подсказала, как разложить товар, где взять полку в холодильник, что следует протереть. Да и про общение с покупателями получила немало дельных советов:

— Рассказывай о том, что продаешь, не стесняйся. Даже если человек сразу не купит, он узнает о твоем товаре.  

К слову, о рекламе. Я заранее распечатала листики, на которых написано, что продаю, а, главное, состав. Это ведь, наверное, и есть главное преимущество домашней стряпни: все натуральное. Как раз после прочтения “плаката” получаю первого покупателя: женщина покупает печенье. Мои первые заработанные 65 копеек! 

Решаю написать о своем опыте в соцсетях: в конце концов, друзья и друзья друзей — тоже покупатели. Фотографирую прилавок, пишу небольшой текст, публикую. Уже через несколько минут получаю несколько обещаний заехать после работы.

Вскоре подходит мужчина — он, похоже, целенаправленно шел к месту для физлиц. Ищет натуральные десерты. Заверяю — у меня именно такие.

— На маргарине, наверное?

— Нет, что вы, только сливочное масло!

— Ладно, давайте два маффина. В Германии вон на каждом шагу пекарни, выбор есть, а у нас тут что? Одни булки с изюмом да корицей!

Чтобы упаковать кексики, достаю заранее купленный контейнер, рассчитанный на четыре штуки. Завидев его, мужчина возражает:

— Мне тут немного пройти, а контейнер ведь денег стоит! Давайте в пакет.

Действительно — 40 копеек. Только я его стоимость в цену не закладывала и отдельно деньги решила не брать. Подумав, покупатель предлагает:

— Я тогда, может, три маффина возьму...

В этот момент во мне, похоже, умер предприниматель и проснулась хозяйка: смущенно выпаливаю что-то в духе “лучше сначала попробуйте, вдруг не понравится”. Покупатель улыбается:

— Но если понравится, буду каждый день к вам приходить и по две штуки покупать!


Эффект толпы, или откуда берется ажиотаж

Полдень. Рынок начинает заполняться покупателями. Интерес к моему прилавку порой привлекает не товар, а та самая табличка с предупреждающей надписью о том, что качество и безопасность товара не гарантируются. Кто-то улыбается, прочитав это. Кто-то  молча удивляется. Пару человек, бросив на меня презрительный взгляд, поспешили удалиться от прилавка, будто сладости априори заражены не меньше чем сибирской язвой. В общем, надпись, похоже, скоро распугает моих потенциальных клиентов. Хотя мой товар по качеству и безопасности вряд ли уступает тому, что у продавцов, обзаведшихся бумажками с печатью.

Впрочем, было чему удивляться и мне. Девушка, на вид лет 20, стремительно продвигающаяся по ряду, бросив взгляд на мой прилавок, вдруг остановилась:

— А я о вас узнала из инстаграм Комаровки! Мне высветился ваш пост в рекомендованных записях. Можно мне три маффина и три печенья?

Поясню: у рынка есть аккаунт в соцсети, за которым следит более 40,3 тысячи человек. Тот, кто ведет страничку, увидел мое сообщение и поставил лайк — в результате его смогли увидеть и некоторые подписчики странички Комаровки. Так что за первый свой крупный заказ могу поблагодарить администрацию рынка!

Дальше — больше. Подходит женщина — ей 6 маффинов и 6 печений. Пока упаковываю товар, подтягиваются и другие покупатели. То ли сработал эффект толпы, то ли это все соцсети, но возле меня начала выстраиваться очередь! Честно говоря, я к такому была не готова: от волнения дрожали руки, а в горле пересохло. Но ощущения от того, что твое дело кому-то нужно, неописуемые. 

К 13.27 все 20 маффинов были распроданы. Из 27 печений осталось 8. Пишу друзьям, чтобы не приезжали: все не так уж плохо. И почему домашние кондитеры еще не дерутся за место на рынке?

Впрочем, я рано радовалась. Моя витрина с двумя коробочками по 4 печенья стала выглядеть совсем пусто. А обеденное оживление сменилось послеобеденным затишьем — казалось, на рынке остались только продавцы. Озвучиваю эту мысль соседке, на что она поясняет:

— К вечеру покупателей будет больше — люди поедут с работы. Но точное время очередного “подъема-спада” не угадаешь, всегда по-разному.

За два часа ко мне подошло только пару человек, в основном пенсионеры. Цена на печенье некоторых откровенно пугала:

— 65 копеек за коробочку?

— Нет, за штуку.

— Вы что, поштучно печенье продаете?! Совсем народ одичал!

Я решила не отчаиваться и дождаться вечернего “наплыва”. Возвращаясь на свое место после покупки кофе, в отделе со сладостями с удивлением увидела свою “коллегу”  — у девушки на прилавке красовалась та же пугающая табличка про качество и безопасность. Ассортимент — штрудели на вытяжном тесте по 10 рублей за коробку и домашний зефир — по 1,5 рубля за пакетик ассорти. Все это можно продегустировать.

— Попробуйте, не стесняйтесь!

Следую совету: действительно очень вкусно. Покупаю полштруделя и зефир. Мы, тем временем, знакомимся — девушку зовут Антонина. Несколько месяцев назад ради изготовления чизкейков, тортов и штруделей она оставила работу в офисе ИТ-компании:

— Увлекаться выпечкой начала четыре года назад, потом прошла онлайн-курс  для кондитеров и поняла, что это мое. Но оставить работу долгое время не решалась, сначала перешла на полставки. Только в этом году уволилась окончательно.

Сейчас делает выпечку на заказ, а на рынок пришла впервые. На часах — около половины четвертого, и пока дела идут не очень, признается она:

— Продала пару пачек зефира и полтора штруделя из восьми.

Советую не сдаваться: еще не вечер.

Рынки меняют формат

Торговые центры, интернет-магазины и крупные сети ритейлеров постепенно вытесняют традиционные рынки. Если восемь лет назад их было 401, то в начале прошлого года — уже 388, в то время как магазинов и торговых центров стало больше на треть, количество интернет-магазинов увеличилось втрое.

Такие тенденции свойственны не только нашей стране: если в 1990-х в Москве действовало около 240 рынков, то сейчас — 29. Чтобы оставаться на плаву, многим приходится менять формат. К примеру, в Италии популярна такая концепция: рынок, где представлено большое количество заведений, предлагающих блюда из натуральных продуктов. Производят их здесь же, в местных цехах. Покупатель может пообедать, а заодно и купить продукты, из которых готовился его обед.

Западные подходы активно перенимают наши соседи. Яркий пример — Даниловский рынок в Москве: здесь представлено несколько десятков точек общепита, можно купить фермерские продукты и уникальные готовые изделия. Есть даже доставка на дом через интернет!


Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International, в колонке Forbes перспективы рынков обозначил так:

— Новые рыночные форматы могут конкурировать и с супермаркетами, и с кафе, и с ресторанами. Это уже не обычный рынок в традиционном его понимании, а своеобразный гастрономический бутик для любителей необычного. Несмотря на то, что подобные концепции только создаются и их не с чем сравнить, они, определенно, будут успешны в будущем.

Покупателям нужно разнообразие

Вечернего “наплыва” так и не произошло. Впрочем, и жаловаться не буду: к 18.20 у меня осталось четыре печенья. На этом решила сворачиваться. Все же простоять целый день на рынке — нелегкий труд. К концу дня начали гудеть ноги. 

Мне удалось выручить 46,95 рубля. Прибыль — около 8 рублей. Да, негусто. Но это был первый раз. Думаю, маффинов можно было бы продать и больше, а на них у меня выше была и маржа. А еще реклама. 

Перед уходом захожу к Антонине. Она продала 5,5 штруделя и около 10 пачек зефира из 36. Но походом на рынок не разочарована:

— Я не преследовала цели заработать много денег. Это был первый, пробный поход, я допустила некоторые ошибки, но все же не могу сказать, что опыт провальный. Моей главной целью было расширить круг клиентов: никакая реклама в соцсетях не заменит живого общения, дегустации, возможности вживую увидеть продукт. 

Думаю, Антонине это удалось: мне, например, очень хотелось бы почаще видеть на Комаровке ее вкуснейшие штрудели. Как и шедевры других кондитеров и кулинаров. Пускай и не каждый день. И, кстати, куда удобнее было бы, если бы все места для физлиц были рядом, а не разбросаны по секторам: так было бы проще и продавцам, и покупателям. И рынку, наверное, тоже: как-никак, еще одна местная изюминка. 

Не дар, а труд 

Если верить ученым, успешными предпринимателями могут стать не более 5—7% населения. Столько людей обладают необходимыми для бизнесмена качествами: целеустремленность, активность, готовность к риску, предпринимательский талант и так далее. Что делать остальным? Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей, считает, что переоценивать значение таких исследований не стоит:

— Дело не в природном даре  или наборе врожденных характеристик. Предпринимательские способности — это явление более сложное,  которое включает не только то, что можно измерить или определить,  но и везение,  склонность к инновациям и множество других моментов. А если человек попытался и, тем более, создал бизнес, то он входит в число тех, у кого есть предпринимательские способности. Так что тем, у кого есть идея собственного дела, но кто не решается ее реализовать, могу посоветовать одно: лучше жалеть о том,  что не получилось, чем о том, что даже не попытался сделать.

gavrusheva@sb.by


Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
3.67
Загрузка...
Новости