Белорусская экономическая модель с социальным уклоном может стать достойным маяком для инвесторов

Лаборатория инвестиций

Для иностранных компаний Беларусь может стать пробной площадкой для адаптации своего бизнеса в условиях социально ориентированной экономики

Не бывает идеальной или абсолютно недружелюбной деловой среды. В каждой стране есть свои особенности, плюсы и минусы. Это касается и практически чистого американского капитализма, и более мягкого — немецкого и французского. Своя специфика у бизнес-климата в азиатских и арабских государствах. А на законодательные нормы накладываются еще особенности менталитета, культуры, традиций. Белорусская модель тоже обладает своими положительными чертами и особенностями. В некоторых случаях даже очень уникальными. Пожалуй, ключевыми нашими отличительными чертами являются высокая управляемость экономики за счет широкого государственного участия в ней и социальная направленность. Эти факторы приобретают международную актуальность на фоне оживления дискуссии о неперспективности классического монетарного капитализма и необходимости перехода так называемых рыночных экономик на социально ответственные алгоритмы развития. Собственно говоря, дискуссия на Западе о трансформации нередко лежит в той парадигме, по которой мы уже движемся больше двух десятилетий. На политическом уровне в том же ЕС (не говоря уже о США) отечественный опыт навряд ли получит признание. Что, впрочем, не исключает его продвижения на корпоративном уровне. Социальная модель и опыт ее развития с использованием в том числе рыночных механизмов будут очень интересны топ-менеджерам и владельцам крупных международных корпораций. Ведь у них, кстати, есть шанс на практике посмотреть на возможности своего бизнеса в условиях гуманистической модели экономики. 


Не все в мире можно купить. Но все или почти все можно продать. И идеи, концепции, особенно опыт их реализации — тоже очень ликвидный товар. Возможно, еще более ценный и дорогой, чем инновационная продукция. Внедрение новых механизмов управления даже на уровне корпорации — процесс очень рисковый и дорогой. Поэтому на самом деле принципиальных новаторов-практиков в менеджменте не так уж и много. Обычно все нововведения, если посмотреть на них объективно, локальные и не несут в себе глубоких революционных начал. Слишком дорогой эксперимент. Поэтому все стараются идти по накатанной колее. 

Если говорить про государство, то это еще более сложный механизм. И «залезть» в него — дело ответственное и непростое. Поэтому уже сколько лет (а особенно после пандемии) на Западе говорят о необходимости трансформации капитализма в какие-то новые формы. Дискуссии о том, что нужно пересмотреть налоги в отношении сверхдоходов и сверхбогатства, уже стали даже банальными. Все больше появляется научных работ на тему того, что далеко не при всех условиях рынок работает и является фундаментом для развития. Раньше в силу разных обстоятельств звезды складывались в пользу совершенно свободного предпринимательства, но было это давно. И благоприятные условия для саморегулирующих инструментов конкуренции остались в прошлом веке, годах этак в 70—80-х. Сегодня эти концепции однозначно не действуют, не являются эффективными, с какой стороны ни посмотри, и ведут, скорее, к перманентным кризисам, чем к поступательной (а тем более прорывной) позитивной экономической динамике. 


Но пока реформация на Западе носит вербальный характер. Многие понимают, что старые конструкции обветшали и необходимо их обновлять. Но дьявол-то кроется в деталях: как спроектировать новый остов экономики? Рассчитать сопряжение всех элементов? У кого есть такие компетенции, опыт и, самое главное, желание взять на себя социально-политическую ответственность? Пока желающих в демократиях не появляется. Поэтому хотя капитализм старого розлива уже и напоминает все больше кактус — горький, колючий, но его продолжают по привычке есть. 

Впрочем, чужие недостатки — не самая большая для нас проблема.
Беларуси надо не растеряться в оригинальной мировой ситуации и попытаться подороже продать свои достоинства. И наша экономическая модель с социальным уклоном может стать вполне достойным маяком для инвесторов. Фактически те принципы будущей социально ответственной экономики, о которых сегодня жарко спорят на Западе, у нас в значительной степени реализованы.
Есть, несомненно, места, которые необходимо усилить. И мы стараемся это делать. Но в целом каркас экономики будущего (уж извините за патриотический пафос) у нас построен. Причем из подручных материалов и собственных ресурсов — прямо скажем, не слишком-то и значительных. По крайней мере, ни природной ренты, ни эмиссионного центра как источника инвестирования у нас, считай, и нет. Ладно с политическим руководством европейских стран: в силу разных причин они не поедут за нашим опытом. Хотя вроде бы начинают и присматриваться. Но, кроме политиков, существует еще и бизнес. По мобильности и располагаемым ресурсам он, пожалуй, на Западе способен посоперничать с чиновниками. И для предпринимательского сектора наш опыт может быть даже очень интересен. Прежде всего в плане изучения возможностей адаптации своего бизнеса под конструкции социальной экономики. И этот фактор можно задействовать для привлечения инвестиций в Беларусь. 


Будем объективны: наша страна относится, скорее, к средним государствам. И на статус мирового центра экономической и промышленной силы мы можем претендовать только фантазийно. Но вся инфраструктура современной индустриальной территории у нас есть. И этой площадкой могут воспользоваться крупные (и не очень) корпорации для открытия своего бизнеса у нас, чтобы посмотреть в реальных условиях его адаптацию под стандарты гуманистической экономики. Пускай это будут небольшие в рамках глобальных отраслей предприятия. Но и Беларуси для процветания, говоря объективно, нужна малая толика мирового инвестпотока. И наша социально-экономическая модель вполне может стать триггером для странового маркетинга. Как будет развиваться мировая экономика — сложно предсказать. Но, судя по череде различных заявлений последних лет западных и экспертов, и даже политиков весьма высокого ранга, не исключено, что немало стран пойдут по нашему пути. Хотя, возможно, не будут в этом признаваться. Как это работает, бизнес может посмотреть уже сейчас. Конечно, санкции мешают нормальному страновому маркетингу и инвестиционному процессу. Но механизмы сотрудничества всегда можно найти, даже при геополитических разломах. Главное, чтобы был взаимный интерес.



volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter