Как внедряется Государственная информационная система идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения

Такая корова не нужна самому. А где регистрация?

Сельхозживотные и мясо-молочная продукция уже попадают под всевидящее око информационной системы 


ТЕЛЕНОК только родился на далекой ферме, а специалисты в столице уже все о нем знают. Бычок или поросенок прибыл на мясокомбинат — его подноготная, даже то, когда и чем лечили, также в базе данных. В любой стране мира можно проследить, из чего сделаны белорусские колбасы или сыры. Такие неограниченные возможности Государственной информационной системы «AITS» в области идентификации, регистрации, прослеживаемости сельхозживотных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения. 


О том, как идет ее внедрение, «СГ» попросила рассказать исполняющего обязанности директора государственного учреждения «Центр информационных систем в животноводстве» Сергея ЛАЩУКА (на снимке).

— Сергей Федорович, зачем вообще понадобилось создавать вашу структуру? Ведь десятилетиями растили скот, потребляли мясные и молочные продукты и знать ничего не знали о какой-то идентификации. 

— А вы видите, как меняется мир? Количество людей и животных в нем увеличивается. Увеличивается количество болезней животных, о которых раньше не слышали: коровье бешенство, свиной и птичий грипп, АЧС. Международная торговля растет, мясо и молоко свободно перемещаются между странами и континентами. Государства хотят обезопасить себя от всяких напастей. Кроме того, и человек все чаще желает знать, что он ест, насколько безопасно это для него. Поэтому во многих странах, в том числе и Беларуси, появились электронные системы, которые собирают всю информацию о каждом животном от рождения и до  переработки в конечный продукт — товар на полке магазина.

В условиях международной конкуренции механизмы оперативной (online) прослеживаемости — это не только безопасность животных и людей, но и своего рода современный вид пропуска на рынки развитых стран. ИС «AITS»  позволяет также устанавливать истину в случаях возникновения споров. Например, мы поставляем мясную продукцию в Россию, а тамошние инспекторы, как это нередко бывает, начинают придираться: мол, в ней такие-то антибиотики. Мы заходим в базу данных и видим, использовались они или нет.

— Решение о создании вашего центра принято почти пять лет назад. Что сделано за это время? 

— В 2012 году внедрен первый блок системы, ориентированный на идентификацию крупного рогатого скота. Через два года — лошадей, в 2015-м — овец, коз и свиней. 

Наиболее весомые показатели достигнуты по КРС. Сейчас в ИС «AITS» по регионам зарегистрировано такое количество владельцев этих животных, которые внедряют идентификацию: Могилевская область — 134 сельхозорганизации и 145 тысяч голов, Гродненская — 141 и 350 тысяч, Витебская — 35 и 28 тысяч, Брестская — 149 и 145 тысяч, Гомельская — 155 и 275 тысяч, Минская — 112 и 400 тысяч. Отмечу, что начинался процесс медленно, но сейчас набирает обороты. 

— Что собой представляют средства идентификации и надо ли за них платить? 

— Существуют три их вида: бирка, бирка микрочипом и микрочип (имплантатор, используемый для электронной идентификации). Бирка предназначена для крупного и мелкого рогатого скота. На ней цифры и штрих-код, которые считываются сканером. Микрочип — для лошадей. Это капсула с информацией, которая вводится шприцем под кожу в области холки. Такая форма идентификации используется для того, чтобы сохранить информацию, прежде всего о породистых лошадях при их ввозе и вывозе. Допустим, такое животное отправляется за границу. С ним вместе документ — паспорт. И покупатель при считывании микрочипа может сверить идентификационный номер животного с документами, та ли это лошадь или нет. Бирки с чипом пока не используем. Но, думаю, через некоторое время дойдем и до них.

Специфическая ситуация по свиньям. Отдельно регистрируются племенные, получающие бирки, и товарные, которых идентифицируют татуировкой — ставят тавро.  Это несмываемый штамп, по которому животное определяется на ферме и мясокомбинате. Сегодня в системе пока только племенные свиньи, товарные начнут вноситься чуть позже. 

Для владельцев личных домашних животных до 24 января 2018 года бирки бесплатные, а после этой даты придется платить. Сельхозпредприятия покупают бирки и сейчас за собственные деньги. Есть перечень производителей, которые прошли у нас регистрацию и получили право на их изготовление. 

— В сельхозпредприятиях уже идентифицирована примерно четверть всех животных. А что с личными подсобными хозяйствами? 

— Ни одно животное пока не зарегистрировано. Но мы ведем активную разъяснительную работу со специалистами сельсоветов и сельскими жителями.  К сожалению, многие по незнанию отказываются от регистрации. 

— В нормативных документах утверждается: идентификации подлежат КРС, овцы, козы, лошади и свиньи, которых содержат юридические и физические лица для получения прибыли. Отсюда вопрос: если у человека корова или коза, а молоко он использует только для личных нужд, нужно ли регистрировать такое животное в системе?

— В таких случаях действительно не нужно. Но только если и мясо этого животного пойдет в пищу хозяину, его семье или родственникам. Но, согласитесь, корову редко кто съедает сам. В большинстве случаев ее за непригодностью для молочных целей сдают на перерабатывающее предприятие. И здесь неидентефицированное животное не примут. Поэтому желательно заранее провести регистрацию, чтобы не возникали проблемы. Это же надо обязательно сделать, если молоко от коровы начнут реализовывать через перерабатывающее предприятие. 

— Большая часть животных реализуется через мясокомбинаты. А как быть в ситуации, когда человек, допустим, держит полсотни овец и мясо их продает на рынке? Сможет ли он обойтись без идентификации?

— Система будет действовать одинаково для всех. Когда она заработает в полную силу, незарегистрированное животное нельзя будет продать на рынке. Будет методика, похожая на ту, которая применяется при ветеринарном контроле на рынках. Словом, нелегально что-то реализовать станет невозможно.

— Какие проблемы вас теперь больше всего волнуют?

— Как на должном уровне провести разъяснительную работу с частными владельцами животных до конца года, когда есть возможность идентифицировать бесплатно. Сегодня, как я уже говорил, люди нередко отказываются. А в начале 2018-го, когда преференции закончатся, уверен, пойдут жалобы: а почему нас не уговорили, чтобы мы теперь не платили? А действительно, почему, спросят у наших работников в районах? Поэтому, думаю, и им, и представителям центрального аппарата надо активизироваться в оставшееся время. 

И такой недостаток. Из районов пока немалое количество информации поступает на бумажных носителях. Надо, чтобы в наше время поголовно переходили на электронные. Большого труда это не составит. Было бы желание. 

— Спасибо, Сергей Федорович, за интересный разговор. Думаю, его содержание будет полезным как для специалистов, так и для обычных людей. Особенно желающим держать сельхозживотных.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter