На этой неделе в Могилеве завершился XIV Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт-2019»

Своя рубашка ближе к делу

Белорусские спектакли не затерялись в афише форума “М.@rt.контакт-2019”
На этой неделе в Могилеве завершился XIV Международный молодежный театральный форум “М.@rt.контакт-2019”. Зрители, гости и критики увидели 23 спектакля из 10 стран. Большие эффектные театральные полотна, как всегда, мирно соседствовали с камерными и аскетичными историями, где на первый план выходили не внешние эффекты, а внутренняя жизнь персонажей.

фото  белта

Не чужие на празднике жизни

Весомым и содержательным было участие и белорусских театров в программе форума. Они совсем не затерялись в разнообразной палитре могилевского праздника. Зрители и гости увидели белорусско-украинский спектакль “ГЭТАМЫ” режиссера Стаса Жиркова по книге Андруся Горвата “Радзiва “Прудок” (это вторая постановка по книге — в Купаловском театре идет спектакль Романа Подоляко). А также работу брестского коллектива “За крапивой берег”, драму “Паляванне на сябе” Республиканского театра белорусской драматургии по пьесе Александра Вампилова “Утиная охота” (тоже в постановке Стаса Жиркова), обладателя трех Национальных театральных премий — комедию “Ревизор” Купаловского театра, драму могилевской труппы “Желтый песочек” по Василю Быкову. Гомельский городской молодежный театр привез в Могилев “кухонный боевик” “Королева красоты” по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха.

Люди и куклы

Могилевский областной театр кукол пошел на определенный риск и показал премьеру — “Кандид, или Оптимизм” в постановке главного режиссера театра Игоря Казакова по философской повести Вольтера. В чем же риск, спросите вы. В том, чтобы показать на фестивале новую, совершенно необкатанную постановку. Для режиссуры Игоря Казакова свойственны визуальная изобретательность, витальная энергия, здоровый юмор (увы, нездоровый сегодня тоже часто встречается в театре). У его работ “Гамлет” и “На дне” было немало поклонников. Повторит ли “Кандид…” их счастливую судьбу — дополнительная интрига в дальнейшей судьбе спектакля. Актеры здесь соседствуют с куклами, кукол на радость поборникам традиций много. Нужно отметить, что в работе задействованы представители не только кукольной, но и драматической труппы Могилева. Запоминаются оригинальные актерские работы Александра Кулешова, Алексея Цыбина, Николая Стешица и других артистов.

В программе присутствовал еще один кукольный спектакль: Санкт-Пе­тер­бург­ский Большой театр кукол, гастролировавший недавно во время “Петербургского театрального сезона” и в Минске с постановкой “Небо в чемодане, или Цуцики в ночи”, показал свою сценическую версию классика экзистенциализма Альбера Камю “Посторонний”. Это спектакль студентов режиссерской мастерской художественного руководителя театра Руслана Кудашова. Режиссером выступил Денис Казачук. Вместо марионеток или тростевых кукол в спектакле Казачука актеры управляют гапитами — схематичной деревянной заготовкой для куклы, лишенной индивидуальных черт. Можно ли придумать еще более красноречивую метафору экзистенциализма? В спектакле мастерски выстроен свет, происходит напряженная игра со светом и тенями… Мир “Постороннего” завораживает, однако от мира этой безликости и похожести хочется поскорее освободиться…
ФОТО  БЕЛТА

Осторожно, эпатаж!

Одним из самых рискованных и эпатажных спектаклей программы могилевского форума стал “Голый король” Даугавпилского театра в постановке режиссера Олега Шапошникова по произведениям Вильгельма Гауфа и Евгения Шварца. Сам Шапошников исполнил роль Короля. Но при более пристальном рассмотрении спектакль все-таки оказался не столько эпатажным, сколько изысканным зрелищем с прекрасными костюмами, эффектной хореографией и тонкой актерской игрой.

Удивил социальный рейв-бэнд от “Театра-Пральня” и Центра современного искусства “ДАХ” “ЦеШо” из Киева. Молодые участницы представили настоящий акустический рок-концерт, в котором использовались куклы и нехитрый реквизит. А контрабас во время одного из номеров даже превратился в гитару. В финале артисты “ЦеШо” вышли на антимилитаристское звучание, напомнив всем, как хрупки красота и гармония перед лицом насилия и военных конфликтов.

Новым взглядом на Мольера и Чехова удивили питерские режиссеры Григорий Козлов (“Тартюф”, театр “Мастерская”) и Лев Эренбург (“Вишневый сад”, “Небольшой драматический театр”).

В целом кричать “Король-то голый!” ни на одном спектакле форума зрителям не пришлось.

Шекспир и Вольтер вне конкуренции 

В среду вечером XIV Международный молодежный театральный форум “М.@rt.контакт-2019” завершил свою работу. Лучшие постановки выбрали критики и молодежная редакция форума. Молодое поколение журналистов и театральных блогеров свои голоса отдали постановке “Много шума из ничего” Санкт-Петербургского государственного театра “Суббота” по комедии Шекспира. По версии профессиональных критиков, лучшим спектаклем программы этого года стал премьерный спектакль Могилевского областного театра кукол “Кандид, или ­Оптимизм” по произведению Вольтера в постановке главного режиссера театра Игоря Казакова.

фото владимира шлапака

“Паляванне” на Жиркова

Украинский режиссер Стас Жирков, недавно возглавивший Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, — настоящий рекордсмен программы форума этого года: в Могилеве увидели три его спектакля. Кроме белорусских режиссерских опытов — “ГЭТАМЫ” и “Паляванне на сябе”, в последний день была показана мелодрама “Она его любила” Одесского академического музыкально-драматического театра имени В. Василько.

Заметно, что прививка режиссуры от Жиркова пошла нашему театру на пользу. В Минске и Могилеве немало поклонников его парадоксального стиля.

То, что критики разошлись в оценках спектакля “Паляванне на сябе”, меня больше радует, чем огорчает, — делится своими впечатлениями режиссер. — Мне нравится, что на могилевском форуме существует система обсуждений после спектакля. Хотя у меня такой принцип: сам я не воспринимаю ни хвалебные отзывы, ни жесткую критику.

Как наработать такой режиссерский “панцирь”?

О… Это большая ежедневная работа! (Смеется.) Но я понимаю, что обсуждение — хороший фидбэк, ответная реакция, прежде всего для актеров. Меня никто ни в чем переубедить не может. Но любое живое общение — это хорошо.

Стас, можно сказать, что и многие белорусские театры устроили за вами настоящее “паляванне”, мечтая пригласить на постановку. Есть шанс, что спектакль в вашей режиссуре появится и в Могилеве?

Возглавив Киевский академический театр на левом берегу Днепра, я прекратил все свои переговоры, отменил проекты в Польше и Германии, прервал международные контакты на два года. Для меня сейчас главная задача — сделать много хорошего для этого театра, куда мы пришли с новой командой. Но если все-таки поступит интересное предложение — почему бы и нет? Могилев все-таки находится не так далеко от Киева.

В этом киевском театре надо производить большую ломку?

Нет, потому что этот театр изначально создавался как альтернатива национальным театрам, как альтернатива традиции. Там всегда ставили очень разные режиссеры. А сегодня работают звезды первой величины украинского театра, кино и шоу-бизнеса. Это очень крутой театр, совсем незахудалый. Есть много вопросов с менеджментом, с оснащением театра… Спектакли продаются, но мне как художественному руководителю хочется немного переформатировать публику, обратить театр в день сегодняшний. Пока зритель очень возрастной. Хочется его омолодить. Театр практически никуда не выезжал в последнее время. Хочу и это исправить, чтобы началась какая-то международная деятельность. Мы хотели бы приехать на гастроли в Могилев. У нас есть прекрасные спектакли. Та же “Бесприданница” режиссера Тамары Труновой. Очень классная, современная и неагрессивная трактовка. Думаю, это будет хорошо воспринято белорусской публикой.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter