Белорусские шахматисты на Олимпиадах: вчера и сегодня

Свои в доску

В воскресенье в Батуми состоится торжественная церемония открытия очередной, 43-й, шахматной олимпиады. Среди сборных, которые надеются блеснуть смекалкой и талантом, есть и Беларусь. В преддверии старта мы решили немного окунуться в историю и вспомнить: с чего начинались шахматные Игры и какую роль в них исполняли белорусские гроссмейстеры.

В нынешнем сезоне игроки мужской сборной Беларуси выглядят прекрасно: как за шахматной доской, так и в жизни. На олимпиаду в Батуми парни отправились с хорошим настроением и высокими целями: Владислав Ковалев, Кирилл Ступак, 
Сергей Жигалко, Алексей Александров, Алексей Федоров.
Фото Игоря Клевко 

Е2 — Е4


Первая шахматная олимпиада прошла в 1927 году в Лондоне. Самым звездным ее участником был голландец Макс Эйве. Впрочем, слава его была еще впереди. Лишь в середине 1930-х он станет чемпионом мира, а его матчи против Александра Алехина войдут в историю и шахматные учебники. Затем Эйве выберут президентом ФИДЕ. В общем, голландец внесет немалый вклад в развитие и популяризацию игры. А первыми чемпионами стали венгры.

Шах и мат


Сборная СССР впервые приняла участие в олимпиаде в 1952 году. И беспрерывно побеждала вплоть до 1976-го: 12 раз подряд за 24 года! Могли серию продолжить, но в Хайфу советские шахматисты не поехали по политическим причинам. Ближний Восток тогда кипел, арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов накалили обстановку до предела. На политической доске возник пат. Шахматные федерации арабских стран и социалистического лагеря предложили перенести место Игр. Тогда президент ФИДЕ (тот самый Макс Эйве) попросил проголосовать. За Хайфу высказалось 34 против 16. В итоге соцстраны, а также Португалия, Греция, Турция, Пакистан и некоторые другие олимпиаду решили бойкотировать. После сборная СССР побеждала на Играх еще 6 раз подряд и остановить победное шествие “красных гроссмейстеров” смогла лишь история: великая страна развалилась.

Цугцванг в Аргентине


Самой трагической и скандальной получилась олимпиада в Буэнос-Айресе, которая прошла с 24 августа по 19 сентября 1939-го. Это были первые Игры, которые состоялись за пределами Европы, и будто сам Бог их туда послал: львиной доле гроссмейстеров это обстоятельство в прямом смысле спасло жизнь. В разгар соревнований началась Вторая мировая война.

На этой олимпиаде лицом к лицу встретились великие чемпионы: кубинец Хосе Рауль Капабланка и Александр Алехин, выступавший за Францию. Капабланка жил идеей вновь провести чемпионские поединки со своим давним и принципиальным соперником и даже сделал официальный вызов Алехину, но в развитие сюжета вмешалась война. До ее окончания Хосе Рауль не дожил, скончавшись от инсульта в Нью-Йорке, где работал в кубинском консульстве. Это было в 1942-м. В той же больнице, к слову, но за год до этого констатировали смерть еще одного великого шахматиста — Эмануэля Ласкера. Алехину судьба также отмерила немного: в марте 1946-го его нашли мертвым в номере отеля “Парк” в Лондоне. Он умер, склонившись над шахматной доской. Так уходила эпоха.

А 1 сентября 1939 года как раз начался финальный турнир олимпиады. Когда до Аргентины докатилось первое эхо о войне, сборная Англии тут же отказалась от дальнейшего участия и экстренно отбыла домой. Алехин выступил за бойкот немецкой команды, но организаторы оставили ее в списке участников. Однако главный Кубок турнира, который был вручен сборной Третьего рейха, до Германии так и не добрался. По банальной причине: победители в полном составе на родину не вернулись, оставшись в Южной Америке и выступая затем за сборные Аргентины и Бразилии. Так поступили и многие другие участники.

Наши бьют

Исаак Болеславский родился в Украине, но стал родоначальником белорусской школы шахмат.

Если заводить речь об истории белорусских шахмат, то фигурой самой значимой и масштабной в них следует признать Исаака Болеславского — одного из самых ярких теоретиков СССР, а, значит, и всей планеты. Он так и не стал чемпионом СССР, хотя подбирался к этому званию неоднократно. Рано почувствовав тренерский дар, Болеславский решил посвятить себя развитию шахмат и подготовке чемпионов. В чем немало преуспел.

В Минск он переехал в 1951 году в возрасте 37 лет. 20 лет, что отмерила ему судьба сверх того, прошли очень продуктивно. Он играл в чемпионатах Минска и БССР, делился опытом с юными шахматистами, воспитал целую плеяду новых талантов, которые составят славу и стиль белорусской шахматной школы. Помимо того, был секундантом Василия Смыслова на победном для него турнире претендентов (1956), а три года спустя за помощью к Болеславскому обратился и Тигран Петросян. Их содружество было долгим и плодотворным. Сам Болеславский тоже мечтал о короне чемпиона и даже участвовал в турнире претендентов, но для того, чтобы приблизиться к мечте на расстояние шага, ему не хватило буквально чуть-чуть: в решающей партии он уступил своему другу Давиду Бронштейну, который тоже имеет отношение к нашей стране. Они оба, и Бронштейн, и Болеславский в составе сборной СССР выиграли олимпиаду-1952. А в 1984-м Бронштейн женился на дочери Болеславского Татьяне, которая была младше его на 22 года, и переехал в Минск.

Миттельшпиль по-белорусски


Самым титулованным белорусом, шесть раз побеждавшим в олимпиадах, является Лев Полугаевский (1966, 1968, 1970, 1980, 1982 и 1984). Будущий гроссмейстер родился в Могилеве и это все, что связывает его с нашей землей. С началом Великой Отечественной войны семья Полугаевских эвакуировалась в Куйбышев, там юный Лева и влюбился в шахматы. Был чемпионом СССР, а также тренером-консультантом Карпова во время его знаменитых матчей на первенство мира с диссидентом Корчным (1978 и 1981). В 1984 году олимпиаду выиграл Владимир Тукмаков, который нынче готовит сборную Беларуси к турниру в Батуми. Наставник он великолепный, признавался лучшим тренером ФИДЕ, а команда Украины под его началом дважды (2004, 2010) становилась победителем шахматных олимпиад. Надеемся, белорусы тоже “выстрелят”.

Также отметим Бориса Гельфанда, который обзавелся титулом в последний год выступления сборной СССР (1990). Борис Абрамович, кстати, “полный олимпийский кавалер”, в 2008-м и 2010-м он брал серебро и бронзу уже в составе израильтян. Воспитанник нашей школы шахмат и чемпион Беларуси — 1994 Юрий Шульман также блеснул, уехав: ему досталось третье место, завоеванное со сборной США.

Дабы не прослыть гендерными невежами, отметим на нашей шахматной доске не только королей, но и королев. Таковая одна — Кира Зворыкина, победитель олимпиады в 1957 и 1963-м годах. Родилась она в Украине, жизнь окончила в Москве, а миттельшпиль (середина, основная часть шахматной партии) провела в Минске. Становилась неоднократной чемпионкой республики и даже возглавляла федерацию шахмат Белорусской ССР.

Гроссмейстеры Пауль Керес и Давид Бронштейн (сидят слева) на первой для сборной СССР шахматной олимпиаде 1952 года.

Этюд на двоих


Итак, мужская и женская сборные Беларуси, а также официальные лица вылетают в Грузию в пятницу. С надеждами и ожиданиями. Пока лучшим результатом на олимпиадах для нашей команды было 11-е место в 2014 году в норвежском Тромсе. Честь страны на сей раз будут защищать: у мужчин — Владислав Ковалев, Кирилл Ступак, Сергей Жигалко, Алексей Александров, Алексей Федоров; у девушек — Яна Ильючик, Ольга Баделько, Наталья Кусенкова, Мария Калядич и Ланита Стецко. Ну и главное. На генеральном исполкоме ФИДЕ, который состоится в начале октября в Батуми, будет принято решение о месте проведения шахматной олимпиады в 2022-м. Среди внесенных заявок есть и белорусская. Надеемся, совсем скоро действительно большие шахматы заглянут и в нашу страну. И это будет уже совсем другая история.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter