По следам наших выступлений

Свои кровные отдавать по справедливости

«Почему налог на дом кусается?» — с таким заголовком в номере за 19 сентября вышла публикация в «СГ». Поводом послужило обращение на горячий телефон Любови Савецкой из Столина. Суть в двух словах: у семьи из райцентра еще в прошлом году значительно вырос налог на недвижимость. Супруги сравнили суммы с теми, что выставили в налоговой соседям, родственникам, и возмутились: «Дома строили одновременно, по «квадратам» жилье отличается незначительно, а вот разница в налоге почти 100 рублей! Почему так получилось и где справедливость?»

Фото  pixabay.com

Когда стала разматывать клубок, убедилась, что с подобной ситуацией столкнулись не только в Столине. В каждом районе найдутся несколько семей, которые удивились потяжелевшим налоговым квиткам. Выяснилось, что по Указу № 187 райисполкомы каждый год обязаны до 2 процентов поступлений от налога на недвижимость с физлиц направлять на проведение оценки частных домов. Суть указа — увеличить поступления в местные бюджеты. И большинство райисполкомов Брестчины так и делали.

В Брестском облисполкоме отреагировали на статью. Ответ пришел за подписью заместителя председателя Дмитрия Городецкого. Исходя из письма, в Ляховичском районе на оценку домов в этом году местная власть направила 2000 рублей, в Лунинецком — около 4,8 тысячи рублей, в Пружанском — примерно 4,7 тысячи рублей, в Жабинковском — 783 рубля, Малоритском — 574 рубля. Есть районы, где средств на оценку домов не направляли, — это Ганцевичский, Ивановский, Каменецкий, Кобринский.

Что оценка частного дома меняет? Если ее нет, налоговая за основу для расчета берет стоимость типового метра. Она небольшая, и поэтому сумма налога подъемная. А вот если частный дом — добротный, свежий — проходит оценку в БТИ (по Указу № 187), налог увеличивается. Провести в одночасье оценку всех домов в районе нереально: не хватает денег в бюджете. Поэтому местным властям приходится делать это выборочно: в этом году с одной улицы пару домов, в следующем — с другой парочку. В законе механизм — кого в первую очередь, кого в последнюю оценить — не прописан. Не повезло обратившимся на горячую линию Савецким: они попали в список «счастливчиков», чей дом оценили, поэтому квиток потяжелел. Конечно, люди недоумевают: «Почему именно мы, а не сосед слева или справа? Ведь это напрямую бьет по нашему кошельку».

Ключевое из письма: «чтобы установить социальную несправедливость по этому вопросу, Брестский облисполком подготовит и направит свои предложения в Совет Министров в Указ № 187». И это правильно. Как ни крути, механизм отбора домов для оценки — кого первым, кого последним — должен быть разработан. Чтобы не обидно было, ведь речь идет о своих кровных.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter