Как гродненские парфюмеры отвоевывают место на полках с брендовой парфюмерией

Свои ароматы ближе к делу

Нельзя не заметить, что на полках магазинов с парфюмерией выбор привычных ранее брендов поубавился, да и цены на них выросли. Ограничения, введенные коллективным Западом против Беларуси и России, с одной стороны, создали трудности для ретейлеров. С другой — открыли новые возможности для белорусских производителей. Готов ли отечественный рынок к тому, чтобы ими воспользоваться? Как парфюмеры работают в условиях нарушенной логистики и почему желающих заняться этим бизнесом по-прежнему немного? На эти и другие вопросы корреспонденту «Р» помогли ответить в гродненском ЧУП «Азалия».

Частное унитарное предприятие «Азалия».

Дело мастера боится

Парфюмерное дело — одно из самых непростых бизнесов. Это связано с техническими сложностями, высокой стоимостью ингредиентов и недостатком специальных знаний у людей, занятых в этой сфере. В общем, настоящих профессионалов раз-два и обчелся. Об этом рассказывает при встрече Валерий Баум — директор гродненского парфюмерно-косметического предприятия, который начал свой ароматный бизнес более 30 лет назад:

— Проблема с выбором парфюмерной продукции, обозначившаяся за последний год, на самом деле комплексная: здесь сработали и санкции, и логистика, и отказ мировых брендов от сотрудничества. Через посреднические фирмы продукция поступает, но из-за того, что каждый хочет получить определенную часть прибыли, растет цена.

Значит ли это, что потребители начали смотреть в сторону более бюджетных флаконов белорусских производителей?


— Как производитель и продавец собственной продукции, могу отметить всплеск интереса к ней, — подтверждает Валерий Владимирович. — Надо понимать, что парфюмерия изготавливается из одних и тех же материалов, которые закупаются на одних и тех же заводах, производящих компоненты. Их в мире не так много. Отчасти люксовая парфюмерия отличается от бюджетной суммой издержек, заложенной на рекламу. Мы, по сути, работаем без нее. При этом над нашими рецептурами трудятся те же парфюмеры, которые работают на известные бренды.

Коллектив компании — около 30 человек. Валерий Баум трепетно относится к своему детищу, которое зародилось в далекие 1990-е. Он начинал бизнес с отцом (Владимир Баум — Герой соцтруда, 36 лет возглавлял передовой колхоз в Ивьевском районе) с производства губной помады, которая разлеталась по всему бывшему Союзу. Параллельно вышли на производителей французского парфюма, долгие годы по частям закупали оборудование. Сейчас небольшое предприятие имеет в наличии все необходимые службы: инженерную, технологическую, контроля качества и другие.

— Не все знают о том, что предприятие является социально ориентированным, — отмечает Валерий Баум. — У нас работают инвалиды, которые не везде могут трудоустроиться. Понятно, что мы получаем определенные преференции от государства, однако с этой категорией людей работать весьма непросто. Сотрудничаем с государственными службами по программе адаптации. Есть у нас специалисты, которые не изменяют своей работе 30 лет. Приходят и молодые кадры, они уже на месте обретают необходимые знания и умения.

Легких денег нет

Принципов работы у производителей парфюмерии всего два. Одни делают запрос на проверенную временем композицию и просят сделать похожую. Другие сами составляют техзадание, в котором прописаны компоненты. Специалисты предлагают варианты, из которых заказчик выбирает понравившийся.
— У нас есть собственные креативные версии, — дополняет замдиректора по коммерческим вопросам Владимир Баум. — В настоящее время выпускаем около 30 позиций: от бюджетного одеколона до эксклюзива из категории нишевых. За десятки лет через наши руки прошли сотни наименований. Какие-то живут долго, какие-то быстро становятся невостребованными и уходят с рынка навсегда.

Стоит также отметить, что парфюмерия — очень непростой для продажи продукт. Сама разработка воды или духов занимает минимум полгода, потом она поступает на полки магазинов, и дальше идет отслеживание по принципу «зашло или не зашло». Если человек возвращается за ароматом, то это большая удача. Легких и быстрых денег тут нет.

Помимо внутреннего рынка, часть продукции компания экспортирует в Россию и Казахстан. В планах — расширение рынков сбыта.

По принципу большой семьи

Предприятие располагается в секторе частной застройки. И администрация, и производство занимают здание, похожее на уютный коттедж на несколько семей. Отчасти это так и есть. Новые люди через короткий промежуток времени становятся частью семейного бизнеса Баумов.

Заместитель директора по качеству Екатерина Янушко пришла сюда три года назад:

— О вакансии узнала в интернете, заинтересовалась историей семьи, захотелось попробовать свои силы в парфюмерном деле. И не ошиблась с выбором. Много лет работала в лаборатории, была технологом, поэтому здесь мне все близко и понятно. Отвечаю за качество выпускаемой продукции, декларирую, занимаюсь сертификацией по ISO 9001, каждые три года подтверждаем соответствие. Здесь все организовано так, как и на любом производственном предприятии, только атмосфера более теплая, домашняя.

А вот инженер-технолог Елена Морозова познакомилась с изготовлением популярных ароматов всего месяц назад, переехав в Гродно из Могилева.

Инженер-технолог Елена Морозова.

— Занимаюсь расчетом компонентов для производства парфюмерных вод, веду документацию, — рассказывает о своей работе специалист. — Осваивала профессию в Могилевском государственном университете пищевых и химических технологий. Понятно, что здесь своя специфика, но все нюансы и дополнительные знания получила от своих коллег и наставников, которые являются профессионалами своего дела. Планирую остаться на предприятии надолго.

Лаборант Евгения Лис имеет рабочую группу инвалидности. Девушка говорит, что ей повезло найти такую «благоухающую» работу:

— Как только переступила порог этого здания, то поняла, что хочу здесь трудиться. Задействована непосредственно на линии розлива, дополнительно клею этикетки и занимаюсь упаковкой товара. Манипуляции несложные, но требуют внимательности и ответственного подхода. Все надо делать быстро и качественно, чтобы результатом были довольны все. От него зависит благосостояние предприятия и всех нас.

Лаборант Евгения Лис.

КСТАТИ

В Гродненской области реализуется ряд мероприятий по импортозамещению, основной целью которых является снижение зависимости от импорта товаров для удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства. Реализуются мероприятия, предусматривающие создание новых и расширение действующих производств по выпуску импортозамещающей продукции, расширение ее ассортимента, вовлечение организаций малого и среднего предпринимательства.

В 2022 году произведено импортозамещающей продукции на сумму 937,8 миллиона долларов, или 102,5 процента годового плана, поставлено на экспорт на сумму 547,8 миллиона долларов, или 100,2 процента годового плана. Организациями малого и среднего бизнеса за прошлый год произведено импортозамещающей продукции на 368,7 миллиона долларов (39,3 процента от общего объема произведенной импортозамещающей продукции), на экспорт поставлено на 212,8 миллиона долларов (38,8 процента от общего объема экспорта импортозамещающей продукции).

В 2023-м планируется выпустить импортозамещающей продукции на 946 миллионов долларов по 181 (в 2022 году — 172) товарной позиции. При этом 57,9 процента, или 547 миллионов долларов, произведенной импортозамещающей продукции планируется поставить на экспорт.

vrublevskaya@sb.by

Фото автора и из архива предприятия.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter