Выставка «Город солнца» покажет послевоенную историю Минска

Сто лиц столицы

10‑ЛЕТИЕ Музея истории Минска и 75‑летие Победы в Великой Оте­чественной войне — эти две темы определили концепцию большой выставки в художественной галерее Михаила Савицкого. В основе экспозиции под названием «Город солнца» (такое определение Минску в свое время дал писатель, художник и сценарист Артур Клинов) — произведения живописи и графики, по которым можно проследить, как белорусская столица менялась на протяжении 75 мирных послевоенных лет. По сути это своеобразная ретроспектива, где каждое десятилетие примечательно определенными достижениями и знаковыми для горожан событиями: строительством новых микрорайонов, возрождением исторического центра, городскими праздниками. Известные художники каждый по‑своему отразили Минск на холстах и бумаге, но всем им удалось передать то, что называют душой города. У Мая Данцига это широкие панорамы огромного мегаполиса, у Леонида Щемелева — воды извилистой Свислочи, у Леонида Дударенко — старые предместья и улочки, у Бориса Аракчеева — парады и демонстрации. Директор музея истории Минска Галина Ладисова обращает внимание:


— В этом году музей отмечает свое первое десятилетие. Коллекции каждого из девяти фондов пополняются ежегодно, но наша особая гордость — собрание живописных и графических работ, посвященных Минску. Выставка «Город солнца» — это еще и интересный документальный материал для исследователей архитектуры и городского быта. 

Так, например, рисунки Владимира Стельмашонка дадут представление о масштабе военных разрушений 1940‑х годов и покажут начало сложного этапа возрождения города. Но особенно богатое наследие оставили Минску художники, творившие в 1950—1960‑е годы, добавляет Галина Ладисова:

— Живописные и графические работы этого периода пронизаны надеждой на прекрасное будущее, настроениями мирной и спокойной жизни, предвкушением праздника 900‑летия Минска. Это особенно угадывается в акварелях Ивана Медведева, теплой живописи Александра Путейко, вечерних пейзажах Бориса Аракчеева, жанровых картинах Мая Данцига и Павла Гавриленко.

А вот произведения 1970—1980‑х годов, в свою очередь, отмечены налетом ностальгии по старому городу — его можно заметить в работах Владимира Ткачева, Леонида Дударенко, Владимира Прокопцова и Виктора Марковца. В эти годы художники все чаще обращаются к теме реконструкции образа исторического города.

Грусть по уходящему деревянному Минску воспел в своих работах и Владимир Исаченко. Его «Вечер в Сухарево» и «Зима в Михалово» сейчас лишь напоминание о том, как выглядели эти тихие районы в начале девяностых. Ну а образ современного Минска XXI века создают художники уже нового поколения: Василий Зенько, Василий Пешкун, Дарья Бунеева и другие известные авторы. У каждого из них свой город — большой, изменчивый и многообразный. 

Динамичный и неспешный, шумный и спокойный, тревожный и веселый, парадный и будничный, пасмурный и солнечный Минск ждет минчан и гостей столицы в Музее истории города до 7 июня. Выставка организована совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter