В налогообложении недвижимости есть еще широкий резерв для совершенствования

Справедливость в «квадрате»

Давно уже никак не мог взять в толк: почему с единственной квартиры не берут никаких фискальных сборов? За дачный участок приходится налог платить. Небольшой, но тем не менее. На машину есть пошлина. А самое дорогое имущество остается вне налоговой нагрузки. В чем смысл, в чем логика? Возможно, она была в 1990-е, когда все жили в примерно одинаковых квартирах советского периода (за мелким исключением). Полюсы на рынке недвижимости за 30 лет расширились. И уже немало квартир, которые стоят миллионы долларов, а есть и скромные метры. А льгота — для всех. И для миллионеров, и для пенсионеров. Не очень справедливо. Наконец, обсуждается отмена этой льготы, но пенсионерам и другим социально незащищенным слоям населения предлагается ее оставить. Со всех остальных брать 0,1 процента. Другой вопрос — что не от рыночной, а расчетной стоимости. И даже Министерство по налогам и сборам находит: есть с этими расчетами проблемы. Словом, первый шаг в сторону «налогово-квадратной» справедливости сделали. Наверное, не стоит останавливаться. Тем более что на общественном обсуждении находится документ, посвященный созданию системы массовой оценки недвижимости. Она позволяет определить стоимость всех зданий и сооружений, приближенную к рыночной. Соответственно, сформировать более справедливую налогооблагаемую базу. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

«В мире основные доходы государство получает с имущества, которым владеют люди», — отметил недавно министр финансов Юрий Селиверстов. Недвижимость — прекрасный объект для налогообложения. Ее нельзя спрятать в офшоре, вывезти из страны, подделать какие-то характеристики… Словом, недвижимость на виду, как на ладони. По большому счету, что-то спрятать можно только через коррупционные схемы. Но они также слишком видны, чтобы на них можно было смело решаться. Однозначно, схем по «минимизации» налогов на прибыль, добавленную стоимость и некоторых других намного больше. Химичить с налогом на недвижимость возможностей намного меньше. И если недвижимость юридических лиц облагалась налогами исправно, то подавляющее большинство «квадратов», принадлежащих гражданам, из налогооблагаемой базы выпадала. 

Да, обложить «данью» те же квартиры несложно. Но чтобы сделать фискальную систему в этой сфере не просто эффективной, но и справедливой, необходима определенная инфраструктура. И массовая оценка недвижимости дает инструмент для справедливого формирования налогооблагаемой базы. Этим вопросом озаботились еще в середине 2000-х: в 2016 году Национальное кадастровое агентство реализовало пилотный проект в Кобринском районе, Кобрине и Советском районе Минска. Так вот, оказалось, что в столичном районе стоимость недвижимости в ценах 2016 года превышает 11 миллиардов рублей! А в Кобрине — более 1,2 миллиарда рублей. Имеются в виду объединенные объекты: и земля, и строения на ней. Огромные суммы. Специалисты оценили налоговый эффект при переходе исчисления налога на недвижимость исходя из результатов массовой оценки недвижимости — она очень близка к рыночной. Оказалось: даже при существующих ставках (и льготах) доходы бюджета по этой статье вырастают более чем на 20 процентов! За счет повышения справедливости фискальной нагрузки владельцы дешевых метров платят меньше, а вот дорогих — больше. А если посчитать в масштабах всей страны, а не только Кобрина…

Собственно говоря, массовая оценка — фундаментальный камень управления (в том числе и через фискальные инструменты) недвижимостью во многих государствах, которые считаются наиболее продвинутыми в этом направлении. Другое дело, что формирование этой системы требует инвестиций. В случае Беларуси — 80—100 миллионов рублей и четыре-пять лет времени на реализацию проекта. Вроде бы положительный эффект для доходной части бюджета тоже мог бы быть существенным. Но не настолько, чтобы за эту идею сразу ухватились. Дело в том, что массовая оценка недвижимости позволяет формировать более продвинутую и справедливую налоговую систему. Скажем, предоставлять гражданам налоговый вычет, как делают в некоторых государствах (например, Швеции), которые славятся приверженцами высоких социальных стандартов. Там предоставляют всем гражданам налоговый вычет. Налог на недвижимость начисляется на сумму, которая превышает определенный порог стоимости. Например, 100 тысяч долларов — цена вполне приличной, но не шикарной квартиры во многих европейских столицах. И Минск в этом случае не является исключением. Если недвижимость стоит дороже (например, 300 тысяч долларов), то налог начисляется на разницу — 200 тысяч. Правда, в Европе и налог на недвижимость составляет 1—3 процента от ее стоимости. Но там такая мощная ставка носит функции дополнительного фискального бремени на роскошь. Тем не менее недвижимость (учитывая перенаселенность планеты) — конечный ресурс. И требует соответствующей регуляторики. В противном случае недвижимость превращается в предмет спекуляций и формирования потомственного класса рантье. 

Словом, и в 2016 году проект по массовой оценке недвижимости, несомненно, был для государства интересным. Но максимальную эффективность глубокая «оцифровка» недвижимости могла дать только с модернизацией налоговой системы. Поэтому проект указа по внедрению массовой оценки долго обсуждался, согласовывался между заинтересованными ведомствами, дорабатывался… И недаром вызрел в окончательный проект вместе с решениями пересматривать подходы к налогообложению недвижимости, которая находится в собственности физических лиц. И формирование соответствующей инфраструктуры (та же массовая оценка) позволит выстраивать более эффективные, справедливые и качественные конструкции фискальной нагрузки в сфере недвижимости.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter