В воскресенье на Олимпийских играх в Сочи были разыграны последние медали

Спасибо, Олимпиада

В воскресенье на Олимпийских играх в Сочи были разыграны последние медали

Марафон нервов


Это уже становится традицией: последний день Игр дарит нам интригу и предлагает сыграть в угадайку: удастся или нет Сергею Долидовичу вскочить на пьедестал лыжной классики — 50–километровой гонки или снова пуля нашей надежды, зацепив габарит, уйдет в «молоко»? Обнаженный нерв веры в чудо Долидович щекотал самозабвенно. Однако на сей раз к нему присоединился и товарищ по команде — Михаил Семенов. Два белоруса в ярких зеленых комбинезонах устроили на дистанции настоящую выволочку всем признанным асам, боролись за победу до самого конца, но, увы, остались без наград.

 


Главный тренер наших лыжников после драматичного финала, который втолкнул на пьедестал троих россиян, грустно пошутил:


— Перед вами главный неудачник Олимпиады — Виктор Камоцкий...


Он был действительно расстроен. Целенаправленно подводя своих лидеров к гонке исключительной важности, высчитав, казалось, все детали и просчитав погоду, Виктор Евгеньевич ждал другого финиша. То, что нами воспринялось бы как великая сенсация, для него не стало бы большой неожиданностью.


— Сказать, что я расстроен, — значит ничего на сказать, — горевал он после финальной развязки. — Эх, Миша, Миша... То, что он на 28–м километре гонки вырвался в лидеры и возглавил пелетон, меня не удивило. И у него, и у Долидовича лыжи катили просто здорово. Мы не просто попали в мазь, мы нашли почти идеальный вариант! Таких лыж, как у нас, сегодня, пожалуй, не было ни у кого, вы же видели, Миша просто объезжал всех на спуске. Но я просто не могу понять, почему он не поменял на последнем пит–стопе лыжи...


Камоцкий считает этот фактор решающим. Кто знает, почему так лихо шедший по трассе Семенов решил не заходить в «боксы»? Быть может, не захотел менять коней на переправе, понадеявшись, что лыжи дотянут. Но не учел, что яркое солнце, которое к середине гонки стало припекать совершенно по–летнему, изменило состояние снега. А вместе с ним поменялась и химия смазки — лыжи перестали катить! Таким образом, можем утверждать, что Семенову просто не хватило опыта и стратегической тонкости. Он поддался эмоциям, стараясь ухватить за хвост журавля в небе, рискнул и упустил синицу.


— Все лидеры, включая Сергея Долидовича, произвели замену лыж, — продолжал удивляться Камоцкий. — Семенов же этого не сделал. Ошибка. Повторюсь, очень расстроен, ибо все это оговаривалось заранее. А так, Миша бы тоже был в десятке. Как минимум в десятке. Даю на отсечение голову.


— Поразительно мудро в тактическом плане выглядел на «полтиннике» Долидович...


— Согласен. Вся гонка была под его контролем. При этом мы не отрабатывали каких–то командных взаимодействий — у нас индивидуальный вид спорта, а «полтинник», да еще в горах, — жесткое испытание. Не угадаешь, какое у кого будет состояние, а значит, и планировать взаимодействие практически бессмысленно. У нас никто ни на кого не работал, но Долидович проявил себя гроссмейстером лыж. Чуть не хватило сил на последний подъем, но вы же понимаете, какой класс был у оппонентов. Особенно у россиян, имевших на «Лауре» постоянный тренинг. Безусловно, пятое место — это очень хороший, хотя и очень, очень обидный результат. Семенову же как раз не хватило понимания и анализа действий. Миша и лидировал, и выпадал, и обгонял, и пропускал. Безусловно, постоянно находясь на виду, он подарил болельщикам интригу, но мое мнение, что для достижения оптимального результата ему требовалось отказаться от кое–каких решений. Однако для Семенова это очень хороший урок.


— Олимпиада закончилась, но уже завтра начнется подготовка к Пхёнчану–2018?


— У нас остается огромная проблема — резерв. Его нет. Судите сами, наш лучший результат на юниорском чемпионате мира–2014 — 52–е место. Сами понимаете...


— Сергей Долидович точно решил заканчивать карьеру?


— Он об этом говорил. Но, знаете, так сразу заканчивать тоже трудно. Возможно, он будет совмещать выступления в марафонах с наставнической миссией. У него должно получиться...


Цыбульский: на лаврах почивать не будем


Итоговое пятое место в эстафете наших девчат слегка расстроило, но общего праздника не испортило. Что ни говорите, а три «золота» и «бронза» — результат гроссмейстерский. Не стала унывать после финиша и Домрачева, очаровательной обаяшкой делившаяся с журналистами своими улыбками в микст–зоне: «У меня хорошее настроение, я очень довольна своей сегодняшней гонкой. Конечно же, мы сожалеем о тех промахах, которые допустила Люда. Но все девчонки постарались сделать все, что от нас зависит, и мы постараемся поддержать Калинчик. Потому что мы — одна команда!»


Остается только еще раз сказать: браво, Даша! За эти слова и за эти Игры. Чего, увы, нельзя сказать о мужчинах — 13–е место в эстафете и полный провал в индивидуальных гонках.


А после окончания биатлонной программы на вопросы «СБ» ответил уставший, но удовлетворенный проделанной работой главный тренер нашей команды Андриан Цыбульский.


— Признайтесь: рассчитывали на женскую эстафету?


— Признаюсь: рассчитывал. Но не сложилось. Хотя, конечно, надо было брать медаль — все находилось в наших руках. Вы же видели, как проходила гонка и как много дорог на пьедестал было открыто. Увы, у Люды Калинчик этап откровенно не задался. Но каких–то выводов по горячим следам делать не буду.


— Давайте вспомним начало Олимпиады. Это сейчас мы гордимся тремя золотыми наградами Домрачевой, «бронзой» Скардино, а тогда, на старте, женский спринт для всех и каждого получился неважнецким...


— Да, мы хотели выиграть медаль уже в спринте и считали этот вид программы очень удобным для Дарьи. Но это — спорт. Как и в эстафете, для покорения пьедестала нам не хватило концентрации. Естественно, опечалились. Но главное, что никакого разброда, шатания в коллективе не было! Кулак еще больше сжался. Коллектив собрался духом. Это касается и Дарьи, и всех подразделений сборной. А ведь мы весь этот сезон готовились к стартам на «Лауре», сознательно многим жертвуя на этапах Кубка мира.


— Минувшее лето — это еще и волнение за нестабильную стрельбу Домрачевой из положения лежа...


— По этому вопросу мной был инициирован консилиум. Клаус Зиберт бился, боролся с Дашиными комплексами, но значительного улучшения не было. Она только сильнее нервничала, понимая — время уходит. Свои правильные вопросы стал задавать и руководитель федерации. Вот тогда и пришлось принять волевое решение: настоять на консультациях. К счастью, проблемы Домрачевой почти сразу удалось определить Александру Аскольдовичу Иванову — тренеру Сергея Мартынова. Началась работа с Дарьей по изменению изготовки. Причем надо учесть один очень важный момент: Домрачева умеет слушать, но старается все осмыслить и только после этого принимает свои профессиональные решения — да или нет. Так вот, Александру Аскольдовичу удалось убедительно и логично донести до спортсменки мысль, что предлагаемые перемены повысят эффективность ее стрельбы, приведут к желанной стабилизации. Так и случилось.


— Старт олимпийского сезона на этапе Кубка мира в шведском Эстерсунде у Домрачевой все–таки не задался...


— По спортивным результатам такой вывод действительно правомочен. Но Эстерсунд, как и Хохфильцен, не выбили Дашу из колеи. Напротив, при явных улучшениях в стрельбе она была спокойна, с завидным хладнокровием реагируя на текущие результаты. Мы с ней заранее определились в приоритетах: Олимпиада и только Олимпиада, ради которой надо не бояться жертвовать локальными результатами. Разногласий между тренерским штабом и спортсменкой не было. На тот же пропуск последнего декабрьского этапа во французском Анси она шла осознанно и целенаправленно. Так было надо. И вот что любопытно: словно подтверждая правильность нашей стратегии, судьба сохранила для Домрачевой все возможности выиграть в марте Большой хрустальный глобус — трофей, которого еще нет в ее коллекции. Потерянные в Анси очки удалось компенсировать в Оберхофе и Рупольдинге. На немецких этапах Дарья окончательно обрела уверенность, утвердившись в мысли — правильный путь найден.


— Об этом как–то странно говорить, но Игры–2014 в Сочи — уже история. Хочешь или не хочешь, а напрашивается вопрос о следующей Олимпиаде. Домрачевой летом исполнится 28...


— Будет день — будет пища. Уверен, она сама скоро расскажет, каким ей видится будущее.


— Тренерскому штабу удалось решить еще одну задачу, которая казалась неподдающейся: Скардино проскочила пик декабрьской готовности и взобралась на него здесь, в «Лауре».


— Всегда знал, что на оптимальную готовность Надежду можно вывести в феврале. Тем более что мое первое знакомство с «Лаурой» уверило: для физических данных Скардино эта пересеченная, но мягкая трасса в среднегорье очень хорошо подходит. Особенно при учете поставленной стрельбы. В этом четыре года убеждал и саму Надежду — достучался.


— В декабре вас еще отвлекала история перехода Калины...


— Настя уже доказала свою состоятельность на чемпионате Европы в Нове–Место–на–Мораве — два чемпионских титула. И по–настоящему жаль, что наша квота в Сочи — пять человек. Будь шесть, в тех же эстафетах имели бы большее поле для маневров. Но тут важно и другое: не знаю, буду ли работать дальше или нет, но после себя нельзя оставлять выжженное поле. Жизнь и биатлон на Играх–2014 не завершатся. Поэтому еще одну задачу, которую старался решить: создать команду, у которой есть не только сегодняшний, но и завтрашний день. Помимо приглашения Калины, мы просмотрели всех более или менее одаренных биатлонисток в стране. Составлены резюме, намечены пути развития.


— Домрачевых нет?


— Увы.


— У парней дела на «Лауре» не задались...


— Каких–то светлых ожиданий и не было. Хотели, чтобы Новиков и Абраменко подвелись к смешанной эстафете, но падение и травма Сергея в преследовании не позволили делать ставку на этот вариант. Поэтому и Домрачеву со Скардино заявлять не стали.


— Вывод?


— Надо работать дальше. Руки не опускать, на лаврах не почивать. И тогда все будет хорошо. Уверен!


...Под крылом самолета, который уносил белорусскую делегацию к родному дому, пело и шумело Черное море. Гостеприимный Сочи, который чуть больше двух недель дарил нам радости и огорчения, превращался в маленькую точку, чтобы вскоре совсем раствориться в синей дали. Впереди ждали дом, радушная встреча и новая трудная дорога в Пхёнчан–2018.


Сочи.


Советская Белоруссия №36 (24419). Вторник, 25 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter