Старобинский лесхоз планирует реализовать 100 тонн березового сока

Сок идет!

В марте в Беларуси теплеет, солнце все чаще выходит из-за облаков, а в лесу можно увидеть полиэтиленовые пакеты, привязанные к деревьям. Это значит, что сезон сбора березового сока открыт! Наш корреспондент отправился в Старобинский лесхоз, чтобы проследить, как сок из леса попадает на прилавки.

Березовый сок пришелся солигорчанам по вкусу.
 
Раннее утро, садимся в машину и отправляемся в Солигорский район, а если более точно, в Старобинский лесхоз, где лесничие любезно предложили нам показать, как они заготавливают сок и продают его. Полтора часа в пути — и мы на месте. Лес, тишина, большое количество берез и пакетов, к ним привязанных. Туда и стекает прозрачная жидкость.

— Первый сок — самый лучший для закатки, — рассказывает директор Старобинского лесхоза Антон Романовский. — Когда солнце начинает хорошенько греть, то он окисляется, и это уже не то. Сок должен быть прозрачным, как вода, без оттенка и осадков.

Инспектируем жидкость в пакетах на прозрачность и чистоту. И верно! Не отличить от воды. К нам подошел вальщик леса Александр Цуба и попросил аккуратнее обходиться с пакетами, чтобы драгоценный продукт не достался почве. А потом поведал об особенностях сбора сока:

— Пакеты лежат сутки, и мы их забираем, чтобы сок не скис. Наполнится весь пакет или только половина — без разницы. За день для сбора сока выбираем от 100 до 300 деревьев. 

Александр Цуба.
 
В этом году сезон сбора сока открылся 15 марта. Это немного раньше обычного, потому что в конце февраля была небольшая оттепель. Сейчас температура в лесу редко превышает 10 градусов, и солнце радует своим частым появлением — это, как нам сказал лесничий Максим Царикович, идеальные условия для сбора березового «урожая». Если температура поднимается выше, то запускаются процессы брожения и сок начинает киснуть.

Интересно, а не вредит ли, как считают некоторые, сбор сока дереву? Этот миф Максим Валерьевич охотно развеял: 

— Сбор сока дереву не вредит. Тем более мы обычно выбираем березы, которые в ближайшие два года пойдут в рубку. Но и их мы не обескровливаем и стараемся делать пропилы небольшими — максимум 20 процентов от общего диаметра ствола. После сбора каждое дерево обязательно осматривается и участок подсочки замазывается смолой или специальными веществами, чтобы быстрее зажило. 

А вот делают ли так граждане, которые без разрешения пытаются собрать сезонный напиток, — большой вопрос. Если таких нарушителей поймают, то штрафы могут быть огромными. 

— Сбор сока в тех местах, где это запрещено, а также сбор без разрешающего документа влечет за собой предупреждение либо наложение штрафа, — комментирует начальник отдела лесного хозяйства Старобинского лесхоза Елена Бунцевич. — Его размер составляет до 20 базовых величин для физических лиц, 100 для ИП и 500 для юридических лиц. Чтобы предотвратить незаконную подсочку, устанавливаются фотоловушки и проводятся рейды сотрудниками лесничества.

Получить же разрешение на сбор сока довольно легко, стоит только прийти в местное лесничество.

— Специалисты покажут конкретные деревья, которые подходят для этих целей, — продолжила Елена Ивановна. — Такими, как говорилось ранее, являются здоровые экземпляры, которые в ближайшие два года поступят в рубку. Самостоятельно граждане не смогут определить правильное дерево и с большой долей вероятности навредят флоре наших лесов.

С добычей сока разобрались, все нюансы выяснили и отправились на точку продажи в Солигорске. Березу, из которой добыли сок, и покупателя отделяют всего 15 минут езды на машине, поэтому за свежесть продукта можно не переживать. Так считает и первый покупатель, которого мы встретили. Пенсионерка Тамара Германовна рассказала о своих рецептах заготовки напитка:

— Сразу видно, что напиток свежий — пенится. Я каждую весну беру много старобинского сока для семьи, дочки и сына. Обычно его закатываю и добавляю различные натуральные ингредиенты — карамель, апельсин или лимон. Сок особенно хорош, когда начинается посевная. Устав от работы, хочется чего-то бодрящего! 

Точка продажи представляет из себя машину с большой емкостью на три тонны в самом центре города шахтеров. Бывает, что покупатели приходят с несколькими тарами на 50—100 литров. А если продукт остается, приходится его выливать.

— Условно у нас осталось 500 литров. Этот сок надо слить и залить свежий, потому что он очень быстро теряет свои полезные свойства при обычной температуре, — рассказал директор Старобинского лесхоза. — Стоимость литра напитка — 46 копеек. Дело не самое рентабельное, но что-то зарабатывать лесхозу получается. В этом году планируем реализовать 100 тон березового сока, что в два раза больше, чем в предыдущем.

safiullin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter